5 октября 2012 г.

Ростовский Уѣездъ

18-19-го августа 2012 года я вместе с группой туристов сходит в двухдневный сочленённый поход по окрестностям Ростова Великого. Основной целью похода была прогулка по малохоженным местам Ярославской области и осмотр разнообразных храмов и селений района. Мы не ставили перед собой задачу непременной походной романтики с костром и палаткой, поэтому поход состоял из двух прогулок налегке с ночёвкой в гостинице города Ростова Великого.

День Первый. Великое-Семибратово

До Ростова мы добрались на сидячем поезде-экспрессе, отправлением в 7:35 из Москвы. В 10:05 мы прибыли в Ростов и сразу отправились на автостанцию, благо она расположена непосредственно рядом с вокзалом. Примерно через полтора часа мы приехали в село Великое. Село Великое знаменито своим храмовым ансамблем, большим прудом и бурной историей, раньше село стояло на важном перекрёстке торговых дорог. Для меня осмотр архитектурных ансамблей стал неожиданностью, я рассчитывал на фотосъёмку природных пейзажей и взял длиннофокусный объектив. Поэтому фотографии зданий получились фрагментарными.

Местный фольклорный ансамбль готовился встреть туристический автобус. Получилось забавно, мы приехали и тут концерт.

Мы осмотрели фрески в церкви рождества Богоридицы.

Завершив осмотр "Великосельского Кремля", так называют храмовый комплекс на центральной площади, мы немного прогулялись по селу.

Мы посмотрели на особняк А.А. Локатова, в котором сейчас расположен детский приют.

Мы вернулись к Кремлю и по живописной аллейке направились на берег так называемого Чёрного Пруда. По легенде пруд называется Чёрным потому что сюда сливали промышленные отходы из местной кузницы. Об экологии не заботились и в древние времена.

С северо-западного берега пруда открывается новый вид на Великосельский Кремль.

На этом наше посещение села Великого закончилось и по асфальтированной дороге, ведущей на юго-восток, мы двинулись дальше, в сторону деревни Плещеево.

По пути нам встретился диковинный транспорт. Почти забытый ныне мотоцикл с коляской.

Вскоре появилось Плещеево.

Плещеево нам запомнилось сельским клубом, явно переделанным их церкви и деревенскими домами с резными наличниками.

В Плещеево асфальтированная дорога закончилась и мы пошли по бетонным плитам. Но через некотое время закончились и они, начался отсыпной грейдер.

Отдельно надо рассказать о погоде. С погодой в этом походе нам и повезло и не повезло одновременно. Прогноз обещал дожди и холод. Поэтому все участники основательно подготовились к ненастью, одели куртки, тяжелые ботинки. Но погода подготовила нам сюрприз, светило яркое Солнце и было жарко. В пору было мазаться кремом от загара, которого никто не взял. Ходить в тяжелых берцах по твёрдой и сухой дороге было тяжело. Мы ухитрились поймать последние солнечные дни уходящего лета. Однако небо было вовсе не безоблачным. На горизонте собирались грозные тучи и сверкали молнии.

Ливанёт, не ливанёт? — спорили мы.

Вскоре мы дошли до небольшой запруды. Здесь группа разделилась. Некоторые участники решили искупаться, а остальные расположились на небольшой привал неподалёку.

Мы продолжили путь дальше среди живописных пожухлых лугов.

Так мы подошли к ещё одному живописному водоёму. Желающие и здесь решили искупаться, а остальные направились осматривать руины храма.

Храм вероятно был взорван в 30-е годы ХХ века и сейчас от него остались лишь фрагменты стен погруженные в заросли кустов и крапивы.

Мы прошли ещё немного по наезженной дороге и вскоре свернули в поля. Наша цель была урочише (бывшее село) Усово, от которого сейчас остался лишь разрушеннй храм.

Мы не сразу нашли едва заметный отворот с дороги.

Первым препятсвием на пути стал милый ёжик. Группа надолго задержалась, пока его все вдоволь нафотографируют.

Но и дальнейший путь был не прост. Дорогу преграждала огромная промоина. Видимо здесь когда-то был мост, но его размыло в паводок. Пришлось карабкаться.

Теперь храм уже близко. Осталось пройти по кромке распаханого поля.

По пути нам встетились две больших кучи валков сена. Друзья устроили фотосессию

Вот и долгожданный храм.

Мы продолжили путь. Хотя небо хмурилось и вокруг поливали дожди, на нас в итоге не упало ни капли.

Мы прошли достаточно крупные посёлок Кандитово, в котором, в частности, увидели стадо гусей.

Уже на финальной части пути я почувстовал боль в ноге. Новые ботинки натёрли небольшую мозоль. Я заклеил мозоль лейкопластырем и не придал ей значения. На следуюй день оказалось что это было большой ошибкой. Тем временем мы дошли по дороге посёлка Семибратово на трассе М8 (Ярославское шоссе), сели на проходящий автобус и доехали до Ростова. Настало время заселяться и ужинать.

Хостел в Ростове

Для ночлега был выбран очень дешевый хостел Хорс. Все другие гостиницы оказались полносью выкупленными турфирмами. Хороший повод расширить свой кругозор и посмотреть что такое хостел.

На практике хостел Хорс оказался типичным частным домом или дачей, переделанным для приёма постояльцев. Насколько я могу судить, всё здесь было построено в начале или середине 90-х годов. Об этом свидетельствуют используемые строительные материалы и их нынешнее состояние. Комнаты отделаны крашеным оргалитом, всё сделано из случайных досочек, многие из которых прогнили. Я предполагаю что хостел Хорс был едва-ли не первой частной гостиницей Ростова Великого. Видимо с началом рыночной экономики предпримчивый хозяин переделал свой дом в гостиницу. Какие были тогда возможности, так и переделал. Могу так же предположить что хозяин уже умер и гостиницей заведует пожилая женщина, его мать или жена. Ремонт помещений явно не ведётся. Одним словом хостел Хорс это типичная дача 90-х годов, у моих родителей точно такая же! Всё очень тесное и маленькое, "номера" едва превышают по размеру купе поезда. Туалет отдельный, в умывальнике горячей воды нет. Есть душевая с бойлером, но это значит что нормально помыться может только 1-2 постояльца. Потом горячая вода заканчивается.

Проход к номерам:

Умывальник

А вот оформление территории вызывает только восхищение. Видна рука художника. Вот, например, площадка для шашлыков. Она окружена декоративным бассейном и к ней ведёт дорожка из камней. "Под градусом" не пройдёшь :)

Повсюду стоят скульптуры, цветники.

Расположение хостела просто "козырное". Буквально в сотне метров от Ростовского Кремля прямо на берегу озера Неро. На крыше одной из построек организована площадка. С этой площадки можно смотреть на озеро и на Кремль.

После размещения в номерах и знакомства с хостелом мы направились ужинать. Предварительно мы посоветовались с хозяйкой. Уже на закате мы прошли мимо стен Ростовского Кремля и вышли на улицы ночного Ростова.

И тут оказалось что поужинать в Ростове не так-то просто. Большинство ресторанов заканчивают свою работу в 18 или 20 часов. Позже мы даже встретили ресторан который закрывался в 16 часов дня. В одном ресторане отказались обслуживать компанию из 11 человек. В конце концов мы нашли заведение в котором можно было поесть. К сожалению оно же было местным ночным клубом. Нас посадили рядом с входом в танцевальный зал и оглушительная музыка била нас по ушам.

С опухшей от громкой музыки головой мы закончили трапезу, вырвались на свежий воздух и вернулись в хостел.

День Второй. Татищев погост

На второй день ряды путешественников порядели. Из 11 человек в пеший поход отправилось пятеро. Остальные остались осматривать Ростов. На самом деле мне тоже стоило бы остаться, но я понял это уже позже. Итак, проснувшись в 7 утра, мы наскоро позавтракали и сели на автобус, едущий в посёлок Татищев Погост. Автобус отходил от остановки в центре Ростова и нам не пришлось идти к автостанции.

В Татищевом погосте расположен большой храм.

Во всю кипит сельская жизнь. Пасётся лошадь.

А вот эта милая собачка сопровождала нас значительную часть пути.

Окна сельских домов украшены наличниками.

И вообще полный кантрисайд.

Мы прошли деревню Рылово и направились к деревням Безменцево и Халдеево. На одном из отворотов с дороги мы увидели грозную табличку.

А потом наблюдали удивительное природное явление. Красивые синие букашки практически полностью пожирали листья придорожных кустов. Что это за насекомые?

Русло небольшой речки Рюминки полностью заросло травой.

Где-то здесь я понял что напрасно вынул ортопедические подушечки из обуви потому что именно их счёл причиной вчерашней мозоли. Ноги начали болеть, а мозоль только разросталась. Я вернул подушечки на место, но было уже поздно. Всю оставшуюся часть пути мне пришлось ковылять превозмогая боль. Конечно жаль что прогноз погоды так подвёл. Если бы я знал что дороги и поля будут сухими, то пошел бы в кроссовках. А погода была совершенно летней, ничто не напоминало о дождях и холоде которые накрыли Москву накануне.

Дорога к Халдеево оказалась узкой наезженной колеёй. Даже грейдер закончился.

Вскоре показался храм.

Мы подошли ближе.

От Халдеево до Кобяково мы пошли через поля. Когда-то тут была дорога от которой сейчас осталась лишь едва заметная колея.

От Кобяково до Ивашково ведёт асфальтированная дорога. В само Кобяково мы заходить не стали, а сразу пошли в Ивашково где осмотрели местный храм.

Два дома в деревне Ивашково разительно отличались от окружающей разрухи. Наверное это вотчина какого-то нового барина.

Дальшейший путь пролегал исключительно по асфальтированным дорогам. Мне пришла в голову удачная мысль, я снял тяжелые ботинки и надел туфли-шлёпанцы которые брал с собой для гостиницы. Стало немного легче.

Мы прошли по мосту через речку Луть и оказались в Глебово.

В Глебово мы заметили местого жителя, который на мотоцикле с коляской вёз большие бидоны и неожиданно свернул с дороги. Это надоумило нас о близости родника. Так и оказалось. У родника мы устроили привал.

Наш путь замыкался на Татищев Погост через Гаврилково. Тут мы попытались пройти напрямик старой дорогой в посёлок Полянки где находится ещё одна церковь. Но эту дорогу мы так и не нашли, несмотря на консультации с местным жителем. Очевидно что мост через Луть размыло и дорогой перестали пользоваться. Прямого пути в Полянки не было.

До обратного автобуса оставалось совсем немного времени и нам пришлось разделится. Я поковылял в Татищев Погост, а друзья совершили отчаянный радиальный марш-бросок в Полянки и успели осмотреть церковь. На автобус мы успели и доехали до Ростова. Надо было пообедать. Мы направились в знакомый ресторан, но тут-то оказалось что он закрывается в 16 часов! Пришлось кушать в ресторане напротив, хотя никаких претензий к нему не возникло.

До отправления экспресса оставалось немного времени и друзья решили сделать небольшой круг и зайти на берег озера Неро. Я отказался и грустно побрёл к вокзалу, благо Ростов имеет прямоугольную схему улиц. И тут едва не случилось страшное. Я перепутал направление и пошел не к вокзалу, а практически в противоположном направлении. Вот что значит самоуверенность, мне было лень доставать навигатор. В какой-то момент я осознал что дело пахнет керосином и я рискую не успеть на поезд. Пришлось садиться на городской автобус который довёз меня до вокзала. На этом наш двухдневный поход по Росовскому району закончился. Мы благополучно вернулись в Москву.

Все фотографии похода можно посмотреть в фотоальбоме.

Треки:

Карта с треками и фотографиями