13 июля 2012 г.

Средний Дон 2012

В третьей декаде июня 2012 года я принял участие в экспедиции полноприводных автомобилей Средний Дон 2012. Воронежские любители бездорожья и автомобильных путешествий уже несколько лет подряд устраивают такие экспедиции и поддерживают сайт http://www.podonu.ru. Желание посетить донские просторы возникло у меня ещё в 2010 году при поездке в Дивногорье. На следующий год я узнал об экспедиции Средний Дон, но не успевал к сроку подготовиться должным образом. Но в 2012 году всё было готово и я отправил заявку на участие в экспедиции.

Сказать что экспедиция прошла великолепно, это ничего не сказать. Отдых получился не просто активным, а очень активным. Мы видели самый разнообразный ландшафт: крутые меловые обрывы сменялись выжженой степью, которая внезапно превращалась в зелёные долины полные свежести и щебетания птиц. Нам удалось побывать на берегах и искупаться во множестве рек: Тихой Сосны, Дона, Хопра, Медведицы, Песковатки и даже Волги. Все без исключения стоянки проходили на хороших песчаных пляжах. Поездка была очень насыщенной, как мы ни старались, нам ни разу не удалось полностю выполнить предложенную программу и посетить все достопримечательности и смотровые точки. Особенно радовали глаз незастроенные степные просторы, редкие хутора лишь органично вписывались в природный ландшафт. И никаких коттелжных посёлков, вездесущих в Подмосковье. Я вернулся в полном восторге и полным впечатлений. За время экспедиции я полностью погрузился в кочевую жизнь и совершенно забыл свою московские заботы. В конце даже пришлось специально вспоминать :) Все проблемы и неурядицы куда-то ушли и забылись.

Изначально мы собирались ехать с моим другом Сергеем "Минстрелем" двумя семьями на двух автомобилях. Но к моменту подачи заявки стало понятно что Сергей будет вынужден поехать один и без автомобиля. Поскольку вдвоём ехать довольно скучно, мы решили расширить нашу компанию. В конечном счёте к нам присоединился наш друг Николай "Аквилла" и девушка Лена из Саратова. С Леной мы познакомились на форуме экспедиции. Она очень хотела принять участие в экспедиции, но её автомобиль не отвечал установленным требованиям и она искала попутчиков. Таким образом, наш экипаж "машины боевой" состоял из четырёх человек. В процессе движения мы самостоятельно распределили роли и функции членов экипажа. Я был пилотом, Сергей — штурманом, Николай — стрелком-радистом. Ну, а прекрасную Лену мы в шутку определили судовым коком.

Мало того что мы набрали кучу вещей на все случаи жизни, мы ещё и ехали вчетвером. Большинство других экипажей включало в себя 2, реже 3 взрослых человека. Вещей было так много, что мне пришлось погрузить вещи горой. О том что бы закрыть кузов не могло быть и речи. В результате все сумки покрылись толстым слоем пыли, буквально пропитались пылью. Позже я научился закрывать вещи тентом-плёнкой.

По регламенту экспедиции экипажи должны были объединиться в команды по 2-3 машины. Наш экипаж попал в команду "Смайл-Фото". Кроме нас в команде оказался экипаж милой пары сотрудников Альфа-Банка Максима и Светы на пикапе Грейт Волл Сейлор и экипаж Андрея и Саши на УАЗ-Патриоте. Андрей и Саша самокритично назвали свой экипаж Слоупок и даже разместили изображение этого персонажа на запасном колесе. Вместе мы составили довольно слаженную команду и даже заняли призовое второе место в одном из командных конкурсов.

Команды экипажей двигались независимо друг от друга, каждый в своём темпе, периодически пересекаясь на треке и неизбежно встречаясь вечером на общей стоянке. Самая первая встреча состоялась недалеко от городка Острогожск Воронежской области на берегу речки Тихая Сосна. Мы доехали из Москвы по трассе М4 через Воронеж без особых приключений, а Лена приехала из Саратова. Но она оставила свой автомобиль на стоянке в Острогожске.

Самый долгий день в году

Не зря 22 июня является самым длинным днём в году. 22 июня 2012 года оказался для нас ещё и самым длинным днём экспедиции во всех смыслах.

Утром организаторы собрали брифинг на котором сообщили общий план действий, выдали наклейки и печатные материалы. Предполагалось что каждый вечер на подобном брифинге будет выдаваться "путевой лист" включающий в себя GPS-трек очередного участка движения, список интересных для посещения точек и легенда-задание для игры-квеста. Но в действительности оказалось что собирать брифинг вечером нереально, поэтому такие брифинги происходили каждое утро, иногда задерживались, что приводило к досадным потерям времени.

Организаторы заверили нас что в 5 часам вечера мы должны прибыть к месту стоянки и выдали квест состоящий из 22 точек. В последствии выяснилось что организаторы были чересчур хорошего мнения о возможностях участников экспедиции. Уложиться в запланированный график можно было только если полностью отказаться от посещения достопримечательностей и ехать в темпе ралли Париж-Даккар. Итак, мы начали поездку с посещения города Острогожск. Примерно 8 точек из 22 были расположены в памятных местах Острогожска. Хотя город имеет квадратно-гнездовую планировку, часть улиц оказалась перекопанными, часть односторонними. В итоге первую часть дня мы кружили по Острогожску периодически теряя друг друга. Хорошо что связь между экипажами осуществлялась при помощи LPD-радиостанций.

Наконец-то мы вырвались из осточертевшего к тому моменту Острогожска на Воронежские просторы. Наш путь пролегал по гряде меловых гор вдоль берега Тихой Сосны.

Мы посетили меловой карьер в котором снимался фильм "Я живой" и посмотрели на работу карьерной техники и полюбовались необычным видом.

Мимо проехали "внедорожные монстры" других участников нашей экспедиции.

Мы продолжили путь и по замыслу организаторов должны были преодолеть брод Тихой Сосны.

Конечно, настоящие внедорожные монстры из нашей экспедиции проехали тут играючи, но мы не стали рисковать. Уровень воды был слишком высок, был большой шанс зачерпнуть воду в воздухозаборник двигателя что немедлено приведёт к серьёзной потомке дизельной машины. Не хотелось попадать в такие приключения в первый же день экспедиции. Нам пришлось возвращаться по цивильной дороге. Но зато благодаря этому броду нам удалось увидеть комплекс Дивногорья издалека, с необычного ракурса.

Друзья отправились осматривать Дивногорье, а я, поскольку тут уже был, ограничился обедом в кафе. Мы продолжили путь. Малые дивы и Дивногорский монастырь нам посетить не удалось, наш путь пролегал в стороне. Зато наиболее смелые рискнули осмотреть пещеры, расположенные на крутом склоне.

Наш путь лежал к горе Шатрище, которую мне так и не удалось посетить во время прошлой поездки в Дивногорье.

Но нам ещё предстояло преодолеть очень крутой спуск. Было по настоящему страшно. Вот так преодолел склон экипаж Слоупоков.

Тут нас поджидало и первое приключение. Уже после успешного спуска Макс неудачно застрял в небольшой ложбине. Увы, длинный задний свес недостаток любого пикапа. Пришлось вытягивать.

Мы проехали по очень узкому тоннелю под железной дорогой (его можно видеть на фотографии выше) и двинулись вдоль берега Дона. Казалось что мы ехали по настоящим джунглям. Эту рощу можно увидеть на фотографии Шатрища. Смена окружающего ландшафта была разительной. От пыльной жары меловых гор мы попали в заросли лиан и буйства тростника. Но если мы спустились, мы должны были подняться. Именно этот подъём был очень опасен, о чём нас предупреждали организаторы на брифинге. На очень крутом подъёме была большая и опасная промоина. Но пугали нас совершенно напрасно, дорога конечно шла круто в гору, но никакой промоины мы не увидели. Оказалось что организаторы используют сведения прошлых экспедиций и в этом году промоины уже не было. Именно так получилось с бродом через Тихую Сосну, в прошлом году уровень воды был ниже.

Мы миновали ещё один карьер и через череду крутых подъёмов и спусков продолжили движение по донским кручам, проехали окраины города Лиски где пополнили запасы провизии и воды.

Последней точкой игры-квеста было посещение пещерного храма Колыбелка.

Вечерело. Мои надежны поставить лагерь засветло и успеть искупаться до ночных холодов стремительно таяли. Мы собрали все точки квеста и приступили к вычислениям координат "клада". В этой игре "клад" это коробочка с цифрами, кто нашел первым, берёт цифру 1, кто вторым 2 и т.д. Однако контрольные суммы не сходились, а поиски "клада" уже в сумерках привели нас на кукурузное поле. Эх, обидно было ошибиться в одной из 22-х точек!

До конечной точки нам оставалось ещё существенная часть пути. Пришлось ехать в темноте и в темноте же преодолевать ещё один брод. По словам организаторов этот брод совсем мелкий, по щиколотку. Легко преодолевается даже на кроссовере. Ага, так было в прошлом году! А в этом…

Максим поехал первым по илистой жиже и вначале едва не застрял на каких-то брёвнах. Но чуть дальше его ждала настоящая засада — бетонная труба, на которой его пикап благополучно сел на раму. 30 метров грязной жижи не внушали оптимизма. Как хорошо что УАЗ Слоупоков был оснащён лебёдкой. Мы начали спасательную операцию. Но в темноте Андрей не заметил глубокой промоины и завалился в неё. Безнадёжно. Вечер переставал был томным :) По счастью этот брод был частью общего маршрута и вскоре сюда приехали другие машины. Пока внедорожные монстры вытаскивали из грязевого плена автомобили моих незадачливых спутников, я узнал что не мы одни безуспешно посетили кукурузное поле в поисках клада. Стало ясно что составитель квеста допустил ошибку.

Наши автомобили были вытащены и в полной темноте мы нашли объезд злополучного брода. Далее, почти вслепую, лишь по GPS-треку мы продолжили путь до лагеря. В лагерь мы приехали в первом часу ночи полностью обессиленными. Кое-как поужинав мы завалились спать. 22 июня, самый длинный день в году выдался чересчур длинным и насыщенным. За ужином мы решили впредь просыпаться в 6 утра что бы к началу брифинга быть готовыми к выезду. По другому выполнить такую обширную программу было нереально.

Холмы и пещеры

Последующие несколько дней слились для нас в один большой. Я с трудом различаю впечатления второго, третьего и даже четвёртого дней экспедиции. Мы ехали по изумительным, но немного однообразным склонам меловых гор, иногда взбираясь на кручи, иногда спускаясь в долины. Мы сделали выводы из бурного первого дня. Теперь мы заранее собирали еду для быстрого обеда в отдельной сумке. Эту сумку мы в шутку называли "Бомж-пакет".

На второй день мы посетили монастырь в Костомарово и провели в нём достаточно много времени.

По замыслу оранизаторов мы должны были ещё посетить Белогорский монастырь, но не успевали. Мы решили отложить посещение монастыря на следующий день, а остаток вечера посветили ужину и купанию в тёплых водах Дона.

Наконец-то удалось нормально искупаться! Не зря я взял с собой ласты для плавания. Течение в Дону было неожиданно сильным для спокойной равнинной реки. Даже в ластах я не решился переплыть Дон, а вот Николай переплыл без всяких ласт.

Утром организаторы провели очередной бриффинг, признали свои ошибки в предыдущем квесте и объявили новый. Поскольку мы собирались "закрыть хвост" и посетить Белогорский монастырь, то от участия во втором квесте отказались. Позже это лишило нас шансов на первое место.

Итак, мы начали день с посещения Белогорского монастыря. Монастырь значительно масштабнее "скромого" пещерного храма в Дивногорье и своими многочисленными ходами и кельями напоминает сказочную Морию. Белогорский монастырь выдолблен в меловой породе на крутом обрывистом береге Дона. От входной площадки подземелья открывается обширный вид.

Самостоятельный вход в помещения монастыря невозможен, но местный священик с удовольствием проводит самодеятельную "экскурсию". Белогорский пещерны монастырь уходит вглубь на 4 уровня. Но они не расположены один под другим, как в многоэтажном доме, а вырыты своеобразной лесенкой.

Закрыв "хвост" прошлого дня мы продолжили движение по треку. В стороне остался гостеприимный пляж.

Мы продолжили путь по бело-зелёным холмам. На противоположном берегу Дона остался родной город нашей спутницы Лены Павловск. Она показала нам свою школу, дом где жила, рассказала как в детстве они переходили Дон по льду и катались с крутых склонов.

В середине дня мы нашли удобное место для перекуса и купания и расположились на привал. Замечательно здесь было купаться, течением Дона здесь образовался водоворот, поэтому около берега вода текла в противоположном направлении.

К сожалению мне не удалось вовремя донести до спутников мысль о быстром, но сытном перекусе. Возникла идея сварить макароны, заправить их мясом. Вместо быстрого привала у нас получился полноценный обед, на который ушло много драгоценного времени. После обеда мы продолжили путь.

Издали мы посмотрели на удивительный песчаный берег Дона высотой несколько десятков метров.

А мы ехали по гребням высоких меловых гор.

Когда Солнце уже начало клониться к закату, мы преодолели очередной крутой подъём и посетили Галиёвскую пещеру.

Уже под вечер с нами произошло курьёзное происшествие. В селении Галиёвка располагалась одна из редких автомобильных заправок. Не ожидая подвоха я как обычно заказал заправку "до полного бака". Но оказалось что механизм отсечки заправочного пистолета неисправен. Когда из бака начало фонтанировать дизельное топливо я растерялся и вытащил пистолет из бака. Вся машина и лежащие в кузове вещи обильно оросились струёй дизельного топлива.

На место стоянки в устье реки Богучарки мы прибыли одними из последних и не сразу нашли свободное место. Быстро вечерело мы едва успели поужинать и сразу завалились спать.

Тени прошлого

На 25-е июня организаторы приготовили нам приятный подарок, посещение музея Новикова в деревне Дубрава Богучарского района. Николай Львович Новиков, будучи создателем и руководителем поискового отряда Память собрал удивительный самодеятельный музей. Во время Второй Мировой Войны в этих местах шли жестокие бои, были задействованы не только немецкие, но и итальянские и венгерские части. С тех пор в земле остался обильный "культурный" слой, не дающий покоя как "чёрным копателям", так и археологам-любителям.

Николай Новиков на общественных началах производит раскопки и поддерживает музей. Музей расположен в помещениях сельской школы.

Немного забавно выглядят упаковки средств личной гигиены немецких солдат с такими знакомыми марками.

Досадно что это собрание, как впрочем и почти любой российский краеведческий музей, больше напоминает помойку или лавку старьёвщика. Человеку непосвященному интересно посмотреть как эти экспонаты выглядели когда ими реально пользовались, а не тот хлам в который они превратились пролежав 70 лет в земле.

Пока наша экспедиция осматривала экспонаты я прошелся по помещениям школы. Примечательный факт. Если в наших школах мел всегда был в виде расфасованных брусочков и его вечно не хватало, то в здесь с мелом проблем нет. Достаточно просто подобрать кусочек нужного размера.

После посещения музея Новикова мы продолжили свой путь вдоль Дона до Демидовской пещеры и станицы Казанская.

На этот раз мы приехали на место стоянки одними из первых. Научились планировать время. Организаторы разбили лагерь в устье реки Песковатки. Река намыла замечательный пляж, причём в месте впадения получился крутой подводный обрыв. Можно было разбежаться по щиколотку в воде и прыгнуть в глубокое русло Дона. Мы вдоволь накупались. Местное телевидение взяло интервью у организаторов. Позже этот репортаж сыграл нам недобрую службу.

Казачий край

Мы въезжали в исконные казачьи земли, о чём потомки вольного народа не преминули нам напомнить. Организаторы предусмотрели так называемую "дюнную гонку" в песках недалеко от посёлка Солонцовский.

Мы решили принять в ней участие, но когда Макс съезжал с дороги, он неудачно попал в ложбину и вывесился. Пришлось доставать трос и вытягивать страдальца. Заодно мы стравили воздух в шинах, что рекомендуется делать при движении по песку.

Но к сожалению, гонка завершилась не успев толком начаться. Успело проехать всего 4 экипажа когда приехала полиция и "прекратила безобразие". Так нам "аукнулся" вчерашний репортаж местного телевидения, наша экспедиция привлекла внимание местных властей. Свой совершенно незаконный запрет полицейские мотивировали пожарной опасностью. В песках, ага! Увы, гонка не состоялась, а жаль. Среди четырёх успевших экипажей я занял первое место и таким образом остался непобеждённым.

Поскольку ранее мы стравили колёса, их надо было накачать. И вот тут всё получилось по пословице "Ленивый всё делает дважды". Мне было неохота доставать большой "джипперский" компрессор из груды вещей и я решил подкачать колёса обычным автомобильным компрессором. Время бежало незаметно: подсоединить, включить, отключить, проверить давление. Так незаметно мы провозились больше часа. К тому же под конец операции компрессор не выдержал и сгорел, заодно перегорел и предохранитель прикуривателя. Мы лишились половины электричества.

От несостоявшейся гонки мы поехали в станицу Вешенскую, родину писателя Шолохова. Здесь установлен памятник героям романа Тихий Дон Григорию и Аксинье.

В Вешенской я увидел хотя бы какие-то признаки судоходства на Дону. Ранее мы ни разу не видели ни одного судна и лишь несколько раз видели моторные лодки. Удивительно мало для такой реки.

Погода немного испортилась, небо нахмурилось. Мы решили сэкономить время, которое потеряли накачивая колёса и пообедать в кафе Дон. Увы, вместо экономии времени посещение кафе Дон лишь усугубило наше положение. Блюда готовились по 40 минут и более. Но был и положительный момент, как раз пока мы сидели в кафе прошел сильный ливень. А мы его практически не заметили.

Время поджимало и нам стало понятно что, ни в один из двух музеев Шолохова в станице Вешенская мы не успеваем, они работают до 16:00. Тогда мы решили поехать в музей Белого Казачества. Но из-за ошибки организаторов которые перепутали путевые точки мы приехали в закрытый музей Шолохова. Таким образом в музей белоказачества мы тоже не попали.

Нам только и оставалось что пополнить запасы воды и провизии в Вешенской и посетить мемориальный дуб. По пути мы увидели последствия пожаров 2010 года.

По пути до места стоянки мы несколько раз выезжали к Дону. А окружающий ландшафт тем временем изменился. Меловые горы уступили место пескам или песчаным почвам. Растительность была больше похожа на подмосковную, иногда казалось что мы едем по Мещере.

На этот раз организаторы расположили стоянку на песчаном берегу реки Хопёр недалеко от станицы Слащёвская. Здесь мы поняли что на песке конечно хорошо отдыхать и загорать, но ставить палатку не очень здорово. Мало того что колышки плохо держатся, так ещё любые действия приводят к тому что в палатку, во все сумки насыпается песок.

Утром мы продолжили путь. Мы проехали мимо оврага, настоящего бича южных регионов России. Очень подробно об оврагах, об их опасностях и их пагубном влиянии писал Паустовский в "Повести о лесах".

Мы заехали посмотреть памятник Донскому Казачеству, которые иногда называют памятников атаману Платову.

С другого ракурса памятник казачеству живо напоминает Тёмного Властелина Саурона из Властелина Колец. Интересно, через 100 лет поставят памятник омоновцу с резиновой дубинкой?

Миновав станицу Кумылженскую мы поехали к песчаной горе Брун где организаторы приготовили соревнование "Царь Горы", кто быстрее въедет на высокий и крутой песчаный склон. Но после неудачной Дюнной Гонки мы не стали принимать участие в этом соревновании, тем более что такое состязание было бы по сути измерением мощности моторов, а не умения гонщиков.

Затем, великолепными грунтовыми дорогами мы поехали к реке Медведице, где остановились на обед на великолепных песчаных пляжах. Белые пески тянутся на несколько километров.

Затем мы заехали на Козий Яр и посмотрели на излучину Медведицы. Как разительно сменился ландшафт, после меловых гор!

Время как обычно поджимало, поэтому мы отказались от осмотра заброшенного детского интерната сталинских времён и расположились на ночлег на большой песчаной косе в устье Медведицы.

Здесь по плану должна была пройти "днёвка". Наконец-то можно выспаться и не вставать в 6 утра! К сожалению нам не повезло с погодой, было ветрено и прохладно, накрапывал дождь. Мы растянули тент между машинами.

На "днёвке" Макс, Света, Сергей и Николай поехали осматривать заброшенный интернат. По пути, в кафе, они встретили прокладчиков трассы ралли Шелковый Путь. А у меня в лагере произошла небольшая неприятность. Поскольку машина Макса уехала, мы вбили в песок два корявых бревна. Но конструкция оказалась хлипкой и не выдержала порыва ветра. Тент завалился, но всё бы ничего, если бы острый сук одного бревна не прорвал в нём большую дыру.

Организаторы предусмотрели разнообразные соревнования и конкурсы, например "пляжную гонку". Оставшись без "группы поддержки" я не стал принимать в ней участие.

Застрявшие участники откапываются сами, им никто не помогает. Это соревнование!

А вот Сергей, вернувшись с посещения интерната принял участие в соревновании по стрельбе и занял первое и второе места в разных категориях.

Большие Гонки

От места "днёвки" наш путь лежал через город Серафимович, родину одноимённого писателя. Поскольку у организаторов получилась накладка с распечаткой задания для квеста, было принято решение что мы посещаем Серафимович, а потом встречаемся на автозаправке за городом где получаем задание. В Серафимовиче мы посетили казачий магазин. Тут торгуют националистической и краеведческой литературой, конской сбруей, элементами казачьей формы и т.п. Макс и Света купили себе казачью папаху.

Тем временем организаторы подготовили задания квеста и общее состязание команд по поиску кладов-квестов продолжилось. К тому моменту мы уже дважды находили клад первыми, но один раунд пропустили из-за посещения Белогорского монастыря. На кону стояло второе место. Надо было торопиться. Но и команда соперников не дремала. Начинались Большие Гонки. Наша команда превратилась в один слаженный механизм. Координируя действия экипажей по радио мы неслись по грунтовкам в режиме ралли. Так я узнал что по незнакомым полевым дорогам можно ездить со скоростью 100-120 км/ч! А вокруг лежали бескрайние выжженные степи.

Мы распределили задания между экипажами. Пока одни "брали" точки 1, 2, 3, 4, другой нёсся вперёд за следующими. В пылу гонки мы пропустили ещё одно общее мероприятие — Спринт. Мы ухитрились проехать точку старта раньше организаторов.

Наши усилия были вознаграждены. Мы нашли клад первыми!

После этого можно было расслабится и спокойно любоваться окрестностями.

Мы заехали на один из воинских мемориалов. Посещение произвело гнетущее впечатление. Прямо рядом с памятником "чёрные копатели" ищут старое оружие и раритетные предметы. Тут же рядом валяются непогребённые человеческие кости. И это в 10 метрах от мемориала!

А вокруг раскинулись бескрайние степи.

К вечеру мы приехали на очередную стоянку на берегу Дона. Прошел слепой дождь и в небе появилась радуга.

Донское кольцо

Последний путевой день, 30-го июля, по замыслу организаторов должен был быть кольцевым. Мы возвращались в точку старта и, следовательно, были избавлены от необходимости полностью собирать лагерь. Можно было поспать на час больше :) Кроме того, мы не грузили кузов и я закрыл его крышкой. Потом оказалось что это было большой ошибкой.

Стояла изумительная "фотографическая" погода. Это последний день подарил нам самые живописные виды за всю экспедицию.

Вначале мы осмотрели "останцы".

Ужасные овраги рассекали степь глубокими ранами.

Снова появились меловые горы.

Нам приходилось преодолевать очень крутые спуски и подъёмы.

Но с круч меловых гор открывались шикарные виды.

В этих местах наглядно видна справедливость пословицы "Вода это жизнь". Рядом с руслом Дона зеленели рощи, росла трава и щебетали птицы. Но на десятки километров вокруг лежала выжженная степь. Мы даже переиначили известную песню.

Степь, да степь кругом. Путь далёк лежит.
В той степи глухой засыхал ямщик.

Мы приехали к подножию утёса под названием "конская голова". Утёс примечателен совершенно отвесной стеной. Позже мы приедем на его вершину.

Мы посетили коралловую пещеру. Какие кораллы в Волгоградской области? А такие! Кораллы здесь жили миллионы лет назад, а теперь окаменели.

Мы снова поднялись на плато.

И вот мы на вершине утёса! Страшно!

Видна зелёная долина у подножия утёса.

Мы продолжили путь.

В почти заброшенном хуторе Нижнегерасимовский мы встретили работающий магазин.

Что бы успеть осмотреть всё что предусмотрели организаторы мы ездили достаточно быстро. Конечно не так быстро, как при последнем поиске квеста, но скорость доходила до 90 км/ч. Наши машины поднимали тучи пыли. В результате место называемое "Дантов Ад" мы осматривали через клубы пыли, которую мы сами же и подняли.

Это место примечательно тем что именно здесь силы Вермахта форсировали Дон и совершив 80-км марш-бросоком дошли до Сталинграда и атаковали город.

Тем временем на небе начали сгущаться тучи

Однако дождь так и не собрался. Вечерело, мы решили сократить маршрут. Как жаль что мы не успели посетить урочище Городище и место, условно называемое "Донское Колорадо".

Мы буквально уже подъезжали к лагерю когда сломалась машина Макса. Перекосило рычаг переключения передач. Макс остался без пятой и задней передач. Как выяснилось позже, гонки по ухабам не прошли даром, лопнули подушки крепления двигателя, однако машина сохранила ход.

Не обошлось без накладок и у меня. Выезжая в эту "радиалку" я закрыл кузов пикапа крышкой. Лучше бы я этого не делал. В соответствии с законами аэродинамики закрытый кузов "насосал" в себя огромное количество пыли. Из открытого кузова её хотя бы выдувает.

На этом Экспедиция Средний Дон 2012 завершилась. Утром следующего дня состоялось торжественное закрытие. Наша команда "Смайл Фото" заняла второе место в поисках квестов. Настала пора прощаться. Лена нашла попутчиков которые отвезли её в Воронеж, Макс и Света поехали домой на подбитой машине вместе в Сашей и Андреем.

В общей сложности в составе экспедиции мы проехали 1045 км, из которых 90% по грунтовым и полевым дорогам.

Мимолётный Царицын

Наш экипаж имел в запасе один свободный день. Мы решили посетить Волгоград, благо от станицы Трёхостровская, где мы возвращались в цивилизацию, до Волгограда было всего 70 км.

Посещение Волгограда было мимолётным. Прежде всего мы приехали на Мамаев курган.

На меня мемориал не произвёл особенного впечатления. Я столько раз видел его изображения, что ничего нового для себя не увидел.

Гораздо интереснее было посмотреть на Волжскую ГЭС.

Мы доехали до окраины города и свернули к самодеятельному пляжу. Отсюда ГЭС была видна как на ладони.

Мы символически умылись в воде Волги, на полноценное купание уже не было времени. Спутники и так на меня волками смотрели, было уже 16 часов дня, а мы так и не пообедали. Поиски заведения общепита не заняли много времени, во дворах было замечено кафе "Старый Боцман". Но когда мы подъехали ближе рядом обнаружилось заведение "Семь Пятниц", по виду чуть более приличное чем "Старый Боцман". Вот чего никто не мог ожидать, так это цен сравнимых с хорошими московскими ресторанами. И это во дворах на окраине Волгограда! Мне пришлось заплатить за обед 750 рублей.

Наконец-то мы поехали домой. К сожалению мы совершили штурманскую ошибку. То что по трассе М-6 Каспий ехать нельзя мы и так знали, но мы не увидели вовремя хороший объезд до трассы М4 Дон через Белую Калитву по дороге М-21. Мы поехали обратно по М-6 до Воронежа. Трасса М-6 это какой-то кошмар. Очень нагруженная, двухполосная. А мы возвращались в воскресенье, когда многие жители Волгограда возвращались домой. В итоге, к вечеру мы проехали совсем немного и заночевали на берегу Медведицы.

Это была наша последняя ночёвка в походных условиях. 2-го июня мы без приключений добрались до Москвы. Москва нас встретила пробками, людской толпой и плотной застройкой. Мы уже успели забыть все эти ужасы мегаполиса. Активный и плотный график экспедиции привёл к тому что в эту последнюю ночь я лежал и вспоминал, а что у меня вообще происходит в Москве. Я где-то работаю? Я что-то такое строю? Произошло полное переключение жизненного контекста. Огромное спасибо всем участникам и организаторам экспедиции Средний Дон 2012!

Все фотографии поездки можно посмотреть в альбоме

Треки нашего путешествия сняты с публикации по требованию организаторов.