22 мая 2012 г.

Рязань в разлив

Майское автомобильное путешествие мы с друзьями начали готовить заранее, заменив им почивший в бозе "форумский поход". Многие стали менее мобильными из-за маленьких детей. Мы обзвонили несколько пансионатов и баз отдыха в рязанской области и остановили свой выбор на базе отдыха Сумбулово, располагающейся в одноимённой деревне.

В общей сложности готовность поехать отдыхать на вторых майских праздниках 6-9 мая 2012 года выразило 12 взрослых и ещё некоторое количество детей. Некоторые дети ехали внутри животиков своих будущих мам, пусть ещё до рождения привыкают к путешествиям.

На это раз единого коллектива у нас не было, каждый выбирал культурную программу по своему желанию и возможностям. Нас объединяло лишь место проживания и желание хорошо провести время.

В гостях у Золушки

Я поехал в Сумбулово на одной машине с тремя другими попутчиками. На этапе подготовки поездки у меня возникли с ними небольшие разногласия по поводу времени выезда. Я очень хорошо запомнил как 4 года назад попал в жуткую пробку на Новорязанском шоссе и настаивал на раннем выезде. Друзья меня уговаривали дать им поспать чуть больше. Но я на этот раз был непреклонен, я наметил время выезда на 4 часа утра, надеялся тем самым успеть проехать до больших пробок.

Но такой ранний выезд порождал одну проблему. Если мы не попадаем в пробки, то приезжаем на базу отдыха очень рано, в 8 или 9 часов утра. Вряд-ли нас поселили бы так рано, официально заселение происходит в полдень. Тогда я нашел выход из положения. Я решил не ехать сразу к месту назначения, а по пути посетить знаменитый "Замок Золушки", усадьбу фон Дервиза в Кирицах. Это место примечательно прежде всего тем, что именно тут снимался известный фильм Золушка 1946 года. Однако наша база отдыха располагалась на противоположном берегу Оки, практически напротив посёлка Кирицы. Я рассчитывал преодолеть водную преграду либо в селении Старая Рязань, либо в Спасске Рязанском. Из отчётов путешественников я знал что в обычное время там установлен понтонный мост. Но я полагал что даже если в момент разлива понтонный мост не действует, по идее должна работать паромная переправа.

Таковы были наши предварительные планы. В действительности мы выехали в 4:30 утра и действительно миновали все подмосковные пробки. Я решил перестраховаться и поехал не через Люберцы, в которых сейчас ремонтируют мост, а по объездной дороге через посёлок Володарского. Нигде мы не встретили пробок, даже в Бронницах. Я мысленно потирал руки. Увы, счастье вечным не бывает. Перед поворотами на Воскресенск и Коломну мы всё равно попали в пробку. Теперь я знаю, что бутылочным горлышком Новорязанского шоссе является именно это место. Хвост пробки начинает расти с самого утра и чем позже поедет путешественник, тем больше времени он тут потеряет. Всё-таки не зря мы выезжали так рано, мы попали в самый зародыш пробки и потеряли не больше часа. Но стоило нам вырваться простор дороги до Коломны, как мы получили ещё один урок: никогда не заезжать на заправку сразу после пробки! На заправке Лукойла была большая очередь из других таких же страдальцев. Лучше потерпеть чуть-чуть и доехать до следующей заправочной (и оправочной) станции.

Путь от Коломны до Рязани мы проделали легко и непринуждённо, а в самой Рязани пришлось толкаться в плотном городском движении. Казалось, больше никакая преграда не отделяет нас от "Замка Золушки", который стоит буквально на самой трассе М5 "Урал". Не тут-то было! Буквально перед самой нашей целью, посёлком Кирицы, мы попали в тяжелую пробку, состоящую главным образом из фур. Нахалы объезжали пробку по обочине, поднимая целые вихри пыли. Я принципиально не стал следовать примеру этого быдла, несмотря на уговоры попутчиков. Особенно обидно, что пробка заканчивалась аккуратно на перекрёстке у замка. В этой пробке мы потеряли ещё около часа.

В итоге, к усадьбе фон Дервиза мы приехали не в 8-9 часов, как я планировал, а в 11! Мои попутчики так устали, что фактически отказались от осмотра усадьбы. О поисках тайника даже речи быть не могло. А зря. Усадьбу, по проекту Ф.О.Шехтеля, построил в 1889 году Сергей Павлович фон Дервиз, сын руководителя стройки Московско-Казанской железной дороги Павла Григорьевича фон Дервиза. В этот чудесный солнечный день усадьба предстала перед нами во всём своём великолепии.

Близилось время заселения на базе отдыха в Сумбулово и я повёз моих уставших спутников в посёлок Старая Рязань, где должна была быть переправа через Оку. Как только мы свернули с трассы, дорога сразу испортилась. Приходилось ехать очень медленно и тщательно объезжать ямы. Но мы были вознаграждены за терпение, по пути к переправе нам открылась шикарная панорама разлива, мы специально остановились что бы запечатлеть этот величественный вид. Именно в этом месте и располагалась "настоящая" Рязань, до того как в 1237 году город был разорён войсками хана Батыя.

Хотя я уже начал подозревать что в такой разлив переправа может и не работать, проезжающие мимо автомобили местных жителей немного успокоили. Мы спустились к реке. И тут оправдались мои наихудшие опасения. Автомобильной переправы через Оку действительно не было, дорога уходила под воду, а утлый паром перевозил лишь только пассажиров. Стало понятно, почему мимо нас постоянно ездили автомобили, они встречали или подвозили желающих переправиться.

Нам лишь оставалось полюбоваться на разливы Оки и поехать обратно. Я заложил конечную точку нашей поездки в навигаторы. Новый Яндекс-Навигатор весело повёл нас через несуществующий мост в Старой Рязани, а старый добрый туристический Гармин проложил витиеватый маршрут мимо Рязани. Я поехал по проложенному маршруту. Мы снова вернулись на трассу М5 и поехали в сторону Рязани. Через некоторое время навигатор предложил свернуть в сторону города Спасск-Рязанский. Оказалось что навигатор вёл нас более короткой дорогой, видимо был ещё один мост. Мы опять попали на разбитую дорогу и проехали селение Троица. Спустившись с пригорка мы увидели уже знакомую картину. Дорога уходила под воду, даже дорожные знаки торчали из под воды. Голодные и уставшие, мои попутчики высказали мне всё что они думали по поводу таких разъездов. Вместо раннего приезда мы едва успевали на обед.

Мы опять поехали в сторону Рязани, попали во все городские пробки какие только можно, но к 4-м часам дня приехали в Сумбулово. На наше счастье, приветливый персонал базы пошел нам навстречу и нас накормили поздним обедом. Пришло время заселиться и отдохнуть, в общей сложности мы ехали 10 часов. Все наши друзья давно уже приехали, но те кто выехал позже ехали 7 часов, попав в ту самую эпическую пробку перед Воскресенском. Но при этом у нас была обширная культурная программа с посещением Кириц и поиском переправы через Оку.

После отдыха мы решили осмотреть окружающую территорию.

База отдыха Сумбулово произвела самое приятное впечатление. Надо понимать это очень скромное заведение. Рассчитывать на сияющую сантехнику и бассейны с джакузи не приходиться. Но удивительно, как разумно и продуманно распорядились строители базы своими скромными средствами. Такая продуманность, удобство и внимание к мелочам так редко встречаются в России.

Для больших и шумных компаний отведена отдельная "улица" больших коттеджей

Для тихого семейного отдыха предназначены небольшие индивидуальные деревянные домики:

При этом у каждого домика есть небольшая парковка, стилизованная под коновязь и небольшой закрытый дворик. Можно быть спокойным, маленький ребёнок не убежит! В каждом дворике есть мангал и небольшой деревянный столик со скамейками или топчанами.

Для покойного отдыха с детьми порой большего и не нужно. Кормили сытно и вкусно, но безальтернативно. Главное развлечение, которое предлагает база Сумбулово это лошади. Собственно база и носит название конно-спортивной. А вот других развлечений практически нет. Самое неприятное, что мы не нашли приемлемого места для купания. Жарким летом это может стать критическим недостатком. База расположена в стороне от двух долгих озёр. Впрочем, купаться в этих озёрах я всё равно бы не рискнул.

Незаметно подкрался вечер и мастера мяса и огня приступили к традиционному туземному ритуалу под названием "Шашлыки". Благо для этого дела в Сумбулово созданы все условия. Нам немного не повезло, как раз когда мы уже было собрались жарить мясо, пошел дождь. Хорошо что в домике был большой холл в котором поместились все желающие.

Колокольня в Бельском

Я планировал что хотя бы один день мы посвятим небольшому автопутешествию по окрестностям. Я наметил увлекательный круговой маршрут, который включал в себя посещение дома-музея Циолковского в Ижевском, центральной усадьбы Приокского Биосферного заповедника в посёлке Брыкин Бор и заброшенной деревянной колокольни к селе Бельское. Однако оценив желания и возможности своих спутников я немного переиначил маршрут, что стало большой ошибкой. Я решил вначале поехать в Бельское, а уже оттуда в Брыкин Бор и если будет позволять время посетить музей Циолковского и возможно осмотреть город Спасск-Рязанский. Увы, этим грандиозным планам не суждено было сбыться.

Караваном из четырёх автомобилей мы выехали в сторону Бельского. Однако, стоило нам свернуть с трассы Рязань-Спасск, как скорость нашего передвижения резко упала. Дорога практически полностью состояла из ям как после бомбёжки и в канун 9-го мая наводила на вопросы, а та-ли страна выиграла в Второй Мировой Войне? Тем не менее до Бельского мы добрались. Мои друзья опасались что подъезд к самой колокольне будет невозможен на легковых автомобилях. Но всё оказалось проще, непосредственно рядом с колокольней сейчас идёт строительство животноводческого комплекса, подведена дорога и мы смогли приехать вплотню к колокольне.

Немного отдохнув мы двинулись дальше. Но оказалось что продолжать путешествие уже никто не хочет. Кого-то укачало на бесконечных ямах, кто-то беспокоило состояние автомобиля, кому-то не хотелось пропускать оплаченный обед. В общем, вместо Брыкиного Бора мы поехали обратно в Сумбулово.

После обеда лень скосила большинство участников. Но не всех. Двое моих друзей решили отправиться на поиски приключений к берегу Оки. Но я не смог к ним присоединиться, мне пришлось везти женщин в магазин за продуктами для вечернего шашлыка. Продукты куплены, друзья уже уехали, что делать? Тогда я решился на отчаянный шаг, я решил поехать в вечернее путешествие в полном одиночестве. Было немного боязно.

Разливы

Я поехал в сторону Спасска-Рязанского. По пути я увидел указатель на деревню Троица. Ба! Да это же та самая Троица, где мы неудачно пытались проехать накануне. Я решил посмотреть как выглядит другая сторона дороги, на которую мы не попали вчера. Оказалось что весьма живописно.

Вначале передо мной предстал один из разливов

Небо хмурилось и намекало на возможный ливень, но эти грозные тучи придавали невероятное обаяние окружающему ландшафту. Приехали мои друзья:

Они показали мне место где вода переливается через дорогу, а потом провели мастер-класс по форсированию водной преграды.

Дальше я продолжил путь в одиночестве и вскоре приехал к неработающей переправе. Путь к Троице был закрыт.

Было удивительно видеть как дорога уходит в чистейшую воду. В сочетании с погодой, ощущение было совершенно потусторонее.

Покинув это зачарованное место, я направился в сторону Спасска Рязанского. Пока я ехал, тучи куда-то ушли и небо прояснилось. Легенда гласит что городок получил своё название в честь места где спаслись рязанцы, которые смогли переправиться через Оку в момент нашествия хана Батыя. Но скорее всего это лишь красивая легенда.

По степени разрухи и состоянию дорог Спасск живо напомнил город Калязин.

Женщины выдали мне задание купить свинину для шашлыка. Но я обошел как минимум три магазина, ни в одном мяса не было вообще, даже в магазине с многообещающим названием "Гастрономия №3"

Логично было бы завершить это небольшое вечернее путешествие посещением и другой несостоявшейся переправы. Я поехал по дороге на Старую Рязань. По пути я подвёз двух местных девушек которые, перемежая свою речь заливистым девичьим матом, просили их довезти до "плашкота", поскольку они боялись опоздать на паром. Паром работал до 19 часов. Вначале я подумал что "плашкот" это какое-то местное слово или топоним, но оказалось что девушки смыслят в морском деле:

"Плашкоут (от нидерл. plaatschuit) — несамоходное грузовое судно с малой осадкой с упрощённым очертанием наружной поверхности судна (обводом). Применяется чаще для погрузочно-разгрузочных работ, груз устанавливается на палубе. Плашкоуты могут служить опорой для наплавных мостов."

Именно так называют тот самый понтонный мост, который не работал в разлив.

Вот этот паром я уже видел. К сожалению, он перевозит только пассажиров.

Предупреждающая табличка ждёт своего часа и стоит у стены без дела.

На крутояре за церковью мы уже были, фотографировали оттуда разлив.

Вообще этот берег переправы обустроен гораздо лучше чем противоположный. Есть какие-то магазины и даже ресторан с историческим оформлением.

Не переправа, а Лас-Вегас какой-то :)

Я уже собирался уезжать, когда решил обойти здание и увидел нечто прекрасное, сюда стоило приезжать только что бы увидеть это:

Удивительные катера на колёсах! Очевидно что когда катер оказывается на глубокой воде колёса поднимаются. Но если есть опасность сесть на мель, катер опускает колёса и при необходимости катается на них по дну. Один из таких катеров толкает паром, можно видеть что колёса опущены. Ока очень мелкая река, несмотря на разливы и быстрое течение, мели являются существенным препятствием судоходству на Оке. Поэтому применяются подобные амфибии.

Я так и не дождался отправления парома и поехал в Сумбулово, приближалось время ужина. Вечер традиционно прошел с шашлыками. По странному стечению обстоятельств, и в этот вечер пошел дождь. Но на этот раз разразилась настоящая гроза с громом и молниями!

Брыкин Бор

Наступило утро 8-го мая. Помятуя состояние дороги до Бельского, никто не захотел ехать со мной в Брыкин Бор. Тщетно я убеждал друзей посетить центральную усадьбу Приокского Биосферного заповедника. По моим предположениям дорога к Брыкиному Бору должна была быть лучше чем до Бельского, но многих смутило расстояние, 80км. В итоге в Брыкин Бор я поехал с приятелем на одном автомобиле. Мы миновали Спасск Рязанский и Ижевское. Мы не стали заезжать в дом-музей Циолковского, что там делать без детей? А по рассказам в музее есть даже настоящий космический корабль. Как я и предполагал, дорога до Брыкиного Бора оказалась в приемлемом состоянии.

Мы отказались от посещения Музея Природы и не стали заказывать экскурсию к вольерам зубров и выхухолей. Конечно сюда надо было ехать с детьми.

Мы решили самостоятельно прогуляться по ближайшим окрестностям, место было очень живописным. Разлилась река Пра. Именно тут, в Брыкином Бору заканчивается популярный байдарочный маршрут.

Река делает крутой поворот:

Большая группа водников завершила поход. Я разговорился с одним туристом, он сообщил мне что поход прошел труднее обычного. Из-за необычайно большого разлива традиционные "обносы" завалов на реке стали затруднительными.

В небольшом затоне стоят лодки сотрудников заповедника.

Мы закончили посещение Брыкиново Бора в магазине сувениров, я купил традиционный колокольчик. На обратном пути раздался телефонный звонок. Позвонили друзья из Сумбулово и сообщили что после обеда они решили поехать в Рязань и даже заказали экскурсию по кремлю. Мы успели вернуться в Сумбулово к концу обеда. В Рязань я поехал уже пассажиром.

Рязань

Мы без труда нашли Рязанский кремль и даже припарковались прямо его на территории. Там есть парковка для посетителей. Экскурсию проводила милая сотрудница музея.

Она рассказала нам историю города. До Екатеринских времён ныншняя Рязань называлась Переславль Рязанский. "Настоящая" Рязань пришла в запустение после захвата ханом Батыем, сейчас это место называется Старая Рязань. При Екатерине Переславль Рязанский был переименован в Рязань. Заодно мы узнали почему жителей Рязани иногда пренебрежительно называют косопузыми. В древности в Рязани так было развито плотницкое дело, что почти каждый мужчина носил за поясом небольшой топорик. Пояс перекашивался, что послужило причиной прозвища.

Рязанский кремль знаменит прежде всего огромым центральным собором. Этот собор летний и 8-го мая был закрыт.

Огромная колокольня сейчас частично закрыта стоительными лесами, идёт реставрация.

"Дворец Олега" на самом деле к князю Олегу никакого отношения не имеет, а был построен как митрополитовское подворье

Чуть поодаль стоит уникальная двухшатровая церковь.

Правда похожа на Собор Парижской Богоматери? Раньше таких церквей было гораздо больше, но при патриархе Никоне сочли что два шатра напоминают два перста раскольников и почти все подобные церкви уничтожили. В Рязани одна чудом уцелела.

В Рязанском кремле есть и другие красивые и интересные сооружения:

Наша экскурсия подошла к концу, но неожиданно мы услышали объявление, призывающее на увеселительную водную прогулку по Оке на теплоходе. Прямо под стенами кремля, на берегу реки Трубеж, расположилась пристань.

Мы купили билеты, расположились на палубе теплохода и отправились в плавание.

Вначале теплоход шел по руслу реки Трубеж, мы проплывали мимо разнообразных речных кораблей и приспособлений. Например буксир стоял в плавучем доке

Готовится к летней эксплуатации один из земснарядов

Строится новый мост через Трубеж

Вскоре мы выплыли к месту впадения Трубежа в Оку. Об этом нам сообщил разделительный бакен

С реки открылся вид на кремль.

Мы проплыли мимо популярной зоны отдыха Рязани. Некоторые уже открыли купальный сезон.

Периодически нам встречались другие участники водного движения

Вскоре показался главный автомобильный мост через Оку.

Наш теплоход развернулся и направился в обратный путь.

Вскоре мы вернулись на пристань под стенами кремля. На этом наша водная прогулка завершилась и мы вернулись в Сумбулово.

В Сумбулово мы поужинали и немного погуляли вокруг.

Надо отметить что нам невероятно повезло с погодой. После затяжной зимы и скоротечной весны внезапно наступило лето. Собираясь в поездку я взял с собой тёплые вещи, сапоги, а на самом деле были нужны сандали и футболки. Но каждое явление имеет и свою оборотную сторону. Я никак не ожидал что на майских праздниках будет столько комаров, я решил что основную опасность будут представлять клещи и взял соответсвующие защитные средства. Но оказалось всё наоборот. Клещей мы не встретили, но комары одолевали! Нам даже пришлось в срочном порядке покупать средства от них.

9-го мая мы собрались в обратный путь. Друзья опасались пробок и старались уехать пораньше. Кто-то поехал вечером 8-го мая, несмотря на оплаченное размещение, кто-то поехал рано утром, пропустив завтрак. Я с самого начала осозновал что 9-е мая мы проведём в пробках и относился к выезду спокойно. Как оказалось в пробки попали как раз те кто их пытался уехать раньше, а на нашем пути дороги были почти свободны. Я решил объехать традиционную пробку в Бронницах через Беспятово. В этом не было большой необходимости, в момент нашего движения пробки в Бронницах почти не было, но я хотел разведать новую дорогу. Небольшая местная дорога, соединяющая "вторую бетонку" с "первой" оказалась невероятно живописной. Так мы завершили майскую поездку в Сумбулово.

Все фотографии поездки можно посмотреть в альбоме