26 января 2012 г.

В Тулу со своим самоваром

На выходных 21-22-го января я вместе с друзьями посетил город Тулу и усадьбу Л.Н. Толстого Ясная Поляна.

Большая часть компании поехала в Тулу утренним поездом, а я вместе с двумя знакомыми женщинами поехал на автомобиле. Хотя наш выезд произошел с 40-минутной задержкой, мы приехали в Тулу практически одновременно с поездом. Дорога была свободной и чистой, можно было ехать с большой скоростью. По прибытии мы поселились в гостинице Тула. Гостиница не блистала комфортом, обычная "советская". Мы поселились в "стандартном" номере, свободных "полулюксов" уже не было.

Первым делом мы отправились осматривать центр города. Мы планировали посетить Тульский Кремль, знаменитый музей оружия и музей самоваров.

Застройка центра сохранилась очень фрагментарно. Старинные дома и храмы соседстввовали с бетонными коробками советских времён.

В кассах Тульского Кремля мы все опрометчиво купили не только входные билеты по 20 рублей, но и билеты на фотосъёмку за 100 рублей. Это было большой ошибкой. Фотографировать в кремле решительно нечего. Вся территория представляет собой большой пустырь посередине которого стоит закрытый храм Успения. Музей оружия занимает помещение бывшего храма, но нам сообщили что музей скоро переедет в новое здание.

В музее оружия с нами произошел ещё один казус. В кассе при входе нас заверили что билеты на фотосъёмку действуют на всей территории и экспозициях музев Кремля. Но! Музей оружия оказался отдельной организацией и нам снова предложили купить билеты на фотосъёмку. Обидно! Для нашей группы была заранее заказана экскурсия. Экскурсовод довольно формально читал выученный наизусть текст и показывал едва-ли не 1/10 часть экспонатов. Но на деле оказалось что молодой человек знаток своего дела и на вопросы отвечал бойко и подробно. Сама экспозиция музея оружия меня огорчила своей бессмысленной организацией. Около каждого экспоната был прикреплён номер и название экспоната надо было искать на легенде, расположенной с краю витрины. Увы, почти все образцы оружия имели только название. Ни характеристик, ни особенностей конструкции указано не было. Но это же самое интересное, посмотреть на "дрын" и прочитать как он стреляет, далеко-ли, точно-ли и т.п. Единственными экспонатами, не требующими пояснений были подарочные парадные экземпляры.

В расстроенных чувтвах мы покинули музей оружия и Кремль. Даже на стену залезть не удалось.

Следующим пунктом нашей экскурсионной программы было посещение музея самовара. Рядом с музеем продавались современные изделия самоварных дел мастеров. Цены на самовары ощутимо кусались, самый дешевый стоил 9 тысяч рублей. Мы ограничились лишь беглым осмотром экспозиции музея.

После музея мы отправились гулять по городу. Тула пораажала своей эклектикой.

Знаменитый оружейный завод располагается там же где и 300 лет назад, на противоположном от Кремля берегу реки Упа.

В кварталах окружающих музей установлены памятники знаменитым оружейникам.

Мосину:

Демидову:

…и даже Левше:

А это строящееся новое здание музея оружия. По замыслу архитекторов оно стилизовано под шлем древнерусского витязя.

На мосту через Упу наша группа сфотографировалась

Неуклонно наступали сумерки, наша прогулка подошла к концу. Мы решили перекусить в местной пиццерии Тула на Красноармейском проспекте. Это заведение оставило самые приятные впечатления. Нас покормили вкусно и недорого, официантки были очень обходительны. Настало время возвращаться в гостиницу. По пути мы посмотрели на знаментый памятник студенческому хвосту ХвоSтов.Net установленному в сквере Тульского госуниверситета.

Нас ещё ждал увлекательный вечер за викториной "Знаем-ли мы Россию". Я взял с собой небольшой электрические чайник что бы вечером можно было чем скоротать время. А современный чайник выполняет именно те функции которым раньше служил самовар. Так и получилось что мы приехали в Тулу со своим самоваром! Ночь прошла беспокойно, под нашими окнами кто-то устоил шумную гулянку.

Козлова засека и Ясная Поляна

Утром воскресенья 22-го января мы отправились в усадьбу Л.Н. Толстого Ясная Поляна. По сравнению с субботой ощутимо похолодало. На автомобиле поехало 5 человек. Мы приехали за час до предполагаемого прибытя основной группы. Что бы не терять время мы решили осмотреть станцию-музей Козлова Засека. И ни разу не пожалели!

Козлова Засека это тот редкий музей в России который организован как надо, жаль только маленький. Современная действующая железнолорожная станция полностью оформлена в стиле начала ХХ века. Полное погружение в эпоху!

В здании станции есть небольшой музей в котором представлены подлинные вещи той эпохи.

Тем временем приехала основная группа и мы отправились на экскурсию по Ясной Поляне. Экскурсию вела замечательный экскурсовод Олеся.

В отличии от экскурсовода в музее Оружия Олеся рассказывала историю семьи Толстовых и историю усадьбы очень подробно, живо и интересно.

Зимой усадьба не выгядить выразительно, зато посетителей ощутимо меньше чем летом!

Экскурсия проходила по нескольким зданиям, в каждом из которых всех заставляют надевать музейные тапки.

После окончания экскурсии мы самостоятельно прогулялись по территории усадьбы и посетили могилу Л.Н. Толстого.

Усадебный парк переходит в очень живописный лес. Летом тут должно быть очень хорошо гулять.

На этом наша прогулка по Ясной Поляне закончилась. Нас ещё ждал обед в местном кафе и дорога домой. Друзья, которые возвращались в Москву поездом ещё успели посетить музей В.В. Вересаева.

Все фотографии поездки можно посмотреть в альбоме