22 октября 2011 г.

Волок на Ламе

На 8-9 октября 2011 года я наметил посещение подмосковного города Волоколамска. Путеводители манили чудом сохранившимся Кремлём, а я собирался сделать культурный мостик от войны 1812 года к сражениям Второй Мировой. Так уж сложилось что в эту поездку я поехал с новой знакомой, что впоследствии стало причиной неожиданного изменения культурной программы.

Мы прибыли в Волоколамск утренней электричкой и обнаружили что железнодорожная станция расположена в стороне от города. Хотя мы могли найти местный автобус (номер 55), мы решили воспользоваться услугами такси что бы приехать сразу в гостиницу. Хотя у нас был с собой распечатанный список гостиниц, таксист порекомендовал нам гостиницу "Волоколамск". Мы не стали объезжать другие гостиницы, а воспользовались советом таксиста.

Видимо близость Москвы пагубно сказалась на гостиничном бизнесе города. Лучшая, по словам таксиста, гостиница оказалась несколькими комнатами в здании автовокзала! Даже вывески не было. Номеров в ней было 7 или 8, мы заняли самый лучший, двухкомнатный номер с "удобствами" и телевизором. Хотя номер стоил 2000 рублей в сутки, о каком-либо современном комфорте говорить не приходилось. Телевизор показывал 3 канала, кровать была такой бугристой что я сразу вспомнил поход в Хибины, а мебель и сантехника похоже сохранились ещё со времён СССР. Мы прекрасно понимали что приехали не на курорт, поселились в номере и отправились осматривать город.

Центральное место в городе занимает так называемый Кремль, Воскресенский и Никольский соборы обнесенные общим забором.

Я не сразу сориентировался и не нашел входной тропы. Нам пришлось карабкаться по крутому склону. Нам сразу стало понятно почему для укрепления было выбрано именно это место. Моей спутнице в замшевых сапогах на шпильках пришлось непросто.

Долгожданный вид на Кремль открылся с неожиданной стороны

Нам стало понятно что Кремль представляет собой всего навсего добротную ограду.

За 100 рублей можно подняться на колокольню, посмотреть на город и окрестности с высоты птичьего полёта.

Краеведческий музей расположен в Никольском соборе, но экспозиция его бедна, а вход стоит 100 рублей.

Разумеется всё самое интересное относилось к знаменитому волоку на Ламе, давшему название городу. Считается что тут располагался сухопутный волок, соединявший реку Ламу, правый приток Волги и реку Волошню, приток Рузы. Таким образом знаменитый волок Ламский был предшественником канала им. Москвы, построенном в 30-е годы ХХ века. Но официальная версия звучит неубедительно, реки Лама и Волошня в районе Волоколамска совершенно не пригодны для судоходства. Это по сути крупные и извилистые ручьи, протекающие среди кряжистых лесов и топких болот. Историк Лев Леонидович Мельников предлагает альтернативную версию происхождения названия города. Он считает что тут располагался крупный центр лесозаготовки, а готовую продукцию в то время отгружали заказчикам путём сплава. Но местные реки были настолько малые что брёвна приходилось протаскивать, волочь до более-менее большой воды. Лично мне эта версия кажется более убедительной, я хорошо помню свои "плавания" по верховьям рек Вьюлка и Нерль. В таких местах лодки приходилось именно волочь по зарослям тростника и осоки.

В музее мы узнали что в стороне от города, вблизи села Теряево располагается Иосифо-Волоцкий монастырь. Я очень пожалел что временно остался без машины, мы бы без промедления съездили в монастырь. Но в этот раз мы путешествовали общественным транспортом и решили отложить посещение Иосифо-Волоцкого монастыря на следующий день.

Близилось время обеда и по совету музейных работников мы решили поесть в кафе Ладья, расположенному прямо под стенами Кремля. Основные блюда и уровень обслуживания в кафе Ладья нареканий не вызвали, а вот десерты указанные в меню отсутствовали напрочь. Тем кафе Ладья нам и запомнилось. Но как оказалось позже, история с десертами имела продолжение.

Мы продолжили осмотр достопримечательностей Волоколамска и направились к Храму Покрова Святой Богородицы. Мы проходили по милым тихим улочкам провинциального города.

И вскоре вышли к храму.

На этом культурная часть нашей прогулки по Волоколамску закончилась. Моя спутница совершенно не рассчитывала длительные прогулки и надела чересчур цивильную обувь. Мы вернулись в гостиницу и решили узнать как бы нам добраться до Иосифо-Волоцкого монастыря. В том что гостиница располагалась в здании автостанции было определённое преимущество. По карте и схеме движения автобусов я выяснил что до села Теряево ходит автобус №23. Но его расписание было настолько неудобным что нам пришлось отказаться от идеи посетить монастырь. Кроме того, кассир на автостанции смутила меня заявлением что этот автобус до монастыря не доходит, а останавливается существенно в стороне. Я поверил и не стал проверять экспериментально.

Мы скоротали время до вечера сладкой сиестой. Начиналась этнографическая часть поездки. Моя спутница стремилась непременно посетить местный ночной клуб. Мы отправились навстречу приключениям. По пути мы отметили милую уютную кондитерскую-кофейню и вспомнили дефицит десертов в кафе Ладья. Но все столики были заняты и мы продолжили путь. Ночного клуба мы не нашли, зато нашли кафе-бар Изумруд. В кафе-баре Изумруд играла танцевальная музыка, а публика была молода и резва. Мы без трудна нашли свободный столик и сделали заказ. Заказ несли очень долго, но за это время я успел вдоволь налюбоваться на красивых девушек, посещавших клуб. Поездка становилась всё более и более этнографичной. Хотя мы не искали приключений, приключения нашли нас сами. Трое изрядно выпивших молодых людей решили что нерационально когда двое посетителей сидят за шестиместным столом. Других столов в Изумруде не было. Самый общительный из них невероятно вежливо спросил нас, долго-ли мы собираемся тут быть. Я ответил что мы ждём заказ. Тогда этот молодой человек развил бурную деятельность в попытках ускорить выполнение нашего заказа. Однако меня больше всего удивило, что несмотря на сильное опьянение молодые люди старались быть предельно вежливыми, хотя при этом конечно были бестактны. Я не стал продолжать знакомство и опять остался без десерта. Оказалось что в Изумруде нет ликёра для моего "ирландского" мороженного. Мы расплатились и покинули это злачное место.

На улице был чудесный вечер. Хотя шла уже вторая неделя октября, на улице было необыкновенно тепло, светила почти полная луна. Было полное ощущение южной ночи, не хватало только шума прибоя. Потом я узнал что в этот день был побит температурный рекорд для 8-го октября. Мы решили прогуляться по ночному городу. В Волоколамске есть своя "Смотра" — широкий карман на одной из центральных улиц где тусуется автомобильная молодёжь. Впрочем ночная прогулка прошла без происшествий, мы вернулись в гостиницу и легли спать под шум и выхлоп автобусных двигателей.

Утром вы выписались из гостиницы и отправились искать завтрак. Хотя обычно на автостанциях бывают неплохие кафе, на автостанции Волоколамска кафе не было. Мы возлагали надежды на кондитерскую, но в ней все столики были заняты. И тогда мы нашли ЕГО! Кафе-бар Пирамида имел невзрачную серую вывеску что помешало нам его найти накануне. Мы зашли внутрь. Уже по обстановке и интерьерам я понял что мы не ошиблись. Это было отличное арт-кафе с хорошей музыкой, приветливым персоналом и разнообразным меню. Но главное, здесь были десерты. И какие! Все десерты готовились на месте. Впрочем и обычная еда была замечательной. Посещение Пирамиды заставило нас забыть все неприятные моменты вчерашнего дня. Сытые и довольные мы уехали из Волоколамска.

Эта поездка в Волоколамск получилась скорее разведывательной. Я теперь точно знаю что сюда надо приезжать на машине, посетить Иосифо-Волоцкий монастырь, заехать в Ярополец. Ну и главное, я теперь знаю где можно вкусно поесть.

Фотографии этой скромной поездки можно посмотреть в альбоме