13 октября 2011 г.

Юхновские тропы и прогулка по Калуге

1-2 октября 2011 года я вместе с друзьями совершил поход-прогулку по очень живописным местам в окрестностях национального парка Угра. Ещё во время своей поездки в Никола-Ленивец я обратил внимание на то какие красивые места вокруг. Поэтому я с радостью принял приглашение прогуляться в тех местах. Специально для этого похода я сделал исключение, я взял с собой большой фотоаппарат. Обычно в пешие прогулки я беру лёгкий и компактный фотоаппарат-мыльницу, но красота калужских лесов требовала жертв.

Изначально поход планировался как пеший сочленённый. После первого дня пути мы собирались переночевать в гостевом доме в деревне Звизжи и на следующий день продолжить движение по маршруту. Это позволяло не тащить на себе тяжелое и громоздкое походное снаряжение. Но, к сожалению, буквально за день до нашего приезда в гостевом доме произошла коммунальная катастрофа, прорвало газовую трубу. Нам пришлось срочно перекраивать планы. В итоге мы переночевали в гостинице "Графские пруды" в поселке Кондрово.

Как хорошо что мы заранее забронировали билеты на автобус из Малоярославца в сторону Юхнова! На автостанции творился форменный бедлам, количество желающих уехать явно превышало вместимость старого "ПАЗика". Мы разместились в автобусе и сразу стало понятно что дорога будет не лёгкой. Мало того что автобус был набит людьми как консервная банка. В добавок почему-то работал обогреватель и водитель не мог его выключить. Мы ехали как в бане, почти всем пришлось снять верхнюю одежду, я опасался за сохранность продуктов. Когда мы наконец-то приехали на неприметную остановку в 15-ти км от Юхнова все вздохнули с облегчением и насладились прохладой осеннего утра.

Вначале наш путь пролегал по грейдерной дороге в сторону деревни Пушкино.

Но вскоре мы свернули с наезженной дороги. Погода менялась каждые 20 минут. То налетал дождь, то снова светило солнце.

Фотографы не могли пройти мимо блестящих и сияющих после дождя окрестных кустов и пожухлой травы.

Лес кругом был какой-то чистый и удивительно светлый. Самый разгар Золотой Осени.

Мы миновали деревню Екатериновка и пошли напрямик вдоль линии электропередачи.

Потом мы вышли на укатанную дорогу, которая делала петлю.

Дорога привела нас в уже знакомую мне деревню Поповка. Здесь расположен необычный родник.

Дно бурлит и образует своеобразные маленькие вулканы. Грозная табличка предупреждает о том что залезать в воду здесь смертельно опасно, плавуны могут затянуть под воду.

От Поповки мы направились в село Сергиево.

Погода менялась стремительно.

В Сергиевом мы осмотрели заброшенную церковь. Самые смелые даже забрались на колокольню по полусгнившей деревянной лестнице.

Пока мы осматривали церковь, грозная туча куда-то улетела и снова засияло солнце.

Девушки купили в деревне свежего молока и мы продолжили путь.

Вскоре мы вышли на широкий грейдер.

Эта дорога привела на прямиком к знаменитому Никола-Ленивцу.

Пока друзья осматривали наиболее заметные арт-объекты я отправился прямиком на берег Угры что бы посмотреть на объекты "Ухо" и "Маяк" до которых я не добрался в прошлый раз. Надо было спешить, уже начинало вечереть.

По пути я увидел необычайно красивый и необычный дом. Я думаю что это и есть дом Николая Полисского, который стал инициатором фестиваля Архстояние.

Вскоре я нашел объект "Ухо"

На самом берегу Угры расположился объект "Маяк"

Снизу храм Николы смотрится особенно величаво.

Я поднялся обратно к деревне и встретил друзей. Вместе мы пошли осматривать храм. Рядом стояли недостроенные арт-объекты.

От стен храма открывался вид на излучину Угры.

Можно подняться на колокольню и полюбоваться окрестностями с высоты.

Короткий осенний день подходил к концу, начинало темнеть. Наша прогулка на этом закончилась. Поскольку гостевой дом в Звизжах внезапно закрылся, нам пришлось вызывать такси ехать в Кондрово, в ресторанно-гостиничный комплекс "Графские пруды". Комплекс оказался скорее ресторанным чем гостиничным. Похоже это было единственное злачное место в Кондрово. В подвале находился диско-клуб, на первом этаже ресторан, на втором небольшая гостиница. К чести строителей комплекса надо отметить что звуки дискотеки практически не достигали номеров гостиницы. Зато позабавило такое объявление в номере:

Ужин в ресторане был недешевым, но убранство гостиничных номеров особых нареканий не вызвало. Единственное что немного подпортило впечатление это ужасный запах какой-то бытовой химии который стоял в номерах когда мы заселялись. Мы решили что это какая-нибудь анти-моль. Мы открыли окна и за время ужина этот запах полностью выветрился.

Внезапно Калуга

Утром оказалось что комплекс не зря назван "Графские пруды". Накануне в темноте мы не могли увидеть декоративного пруда с мостиком и дорожками расположенного рядом.

На этом мы простились с гостеприимным "Графским прудом", вызывали такси и доехали до автостанции в Кондрово. Было решено не продолжать поход, а совершить обзорную прогулку по Калуге. Всё равно мы уже сошли с маршрута и возвращаться обратно в Никола-Ленивец было уже нецелесообразно.

Калуга нас встретила ненастной погодой и национальными балтийскими орнаментами на стенах домов. Да-да, в калужских землях когда-то жило племя балтов, которые позже "понаехали" к берегам одноимённого теперь моря.

Калужские затейницы устраивают лотереи.

Мы перекусили в "Ростиксе" на одной из центральных улиц и направились в глубины города. Удивительно, но современный рынок в Калуге располагается там же где он был много веков назад. Даже местная церковь носит название "На торжке", то есть у торжища.

В стороне от обычных туристических маршрутов можно найти настоящие жемчужины градостроительства.

Кое-где сохранился совершенно старинный городской ландшафт.

Вот такие резные деревянные ворота украшали Калугу 100 лет назад.

А вот насквозь "космический" монумент в честь 650-летия Калуги сбоку больше напоминает памятник жертвам 11-го сентября. Разумеется в далёких 70-х у архитекторов даже таких мыслей не было.

А вот в этом уютном старинном особнячке расположен филиал краеведческого музея. В музее проходит выставка трёхмерных реконструкций старых видов города. При входе выдают цветные очки. Честно говоря эти виртуальные диорамы совершенно не впечатлили. Зато от нашего посещения осталась в восторге местная кошка, которой мы отдали остатки молока.

Затем мы осмотрели строгую застройку екатеринских времён с мостом-акведуком.

Настало время двигаться обратно. По пути нам встретилось несколько необычных домов и просто красивых городских видов.

Пообедать мы решили в итальянской пиццерии. Всё было бы хорошо, но мне не повезло. Хотя я заказывал пиццу первым и посоветовался с кассиром, именно мою пиццу готовили дольше других. Мы даже начали беспокоиться, не опоздаем-ли мы на электричку. Насладиться вкусом этой экзотической пиццы мне не удалось, хотя её всё-таки принесли, мне пришлось её есть чуть-ли не на бегу.

На этом наше незапланированное посещение Калуги завершилось.

Мы всё-таки успели на электричку и без происшествий вернулись в Москву.

Все фотографии похода и прогулки по Калуге можно посмотреть в альбоме.

Трек первого дня можно скачать отсюда:

Карта похода с фотографиями

Просмотреть Юхновские тропы на карте большего размера