2 августа 2009 г.

Мещерская ловушка

В первый день августа 2009 года мы с Алексом сходили в однодневный поход по московской Мещере.

Мы собирались прогуляться по мещерским песчаным дорожкам и посетить лесные озёра Чащинское и Сеньга. Алекс стращал бродами, мы даже взяли специальные туфли. Прогноз погоды обещал "кратковременные дожди" во второй половине дня. Я собрался и оделся соответствующим образом, взял только куртку. Ничто не предвещало приключений и неординарных событий.

На неведомых дорожках

Мы доехали до станции Покров по Горьковской дороге. К сожалению мы так и остались вдвоём, девушки Маша и Наташа (Пулон) так и не собрались в поход. От станции мы пошли в сторону деревни Марково перейдя реку Клязьму по железному мосту.

С моста мы полюбовались видами Клязьмы и продолжили путь уже по грейдерной дороге, после моста асфальт закончился.

В деревне Марково мы пересекли речку Вертхульку, рядом с новым мостом сохранились остатки старого деревянного

Кроме этого в Марково расположена достаточно интересная и необычная церковь из красного кирпича.

Из Марково мы вышли в настоящие мещерские владения — ухабистые песчаные дорожки в соснах очень живописны. Особенно красиво когда по ним едет автомобиль, он взбирается на ухаб и погружается в пучину как корабль на волне. Удивительно что подобный ландшафт тянется на многие десятки километров, между Владимиром и Рязанью я видел точно такие-же дороги, сосны и землю покрытую мхом и хвоей.

Мы миновали деревню Чаща и решили разведать западную тропу к Чащинскому озеру. Попутно Алекс очень хотел увидеть место обозначенное на карте как "Кабаний мостик". Вот это таинственное место:

По заброшенным лесным дорогам мы добрались до озера Чащинское.

По карте дорога обходила озеро строной и мы решили подойти к его берегу. По пути мы увидели настоящую кабанью прикормку и охотничью вышку. Кабанов прикармливают морковью из супермаркетов в полиэтиленовых пакетах:

Мы продолжили путь к берегу озера. Это оказалось совсем непросто, берега озера сильно заболочены. Так прыгая с кочки на кочку и кое-где "наводя переправы" мы почти добрались до уреза воды. В некоторых местах приходилось стоять на переплетиях корней висящих в воздухе. Если-бы они не выдержали мы-бы провалились в болотную жижу. Сквозь листву мне удалось сделать пару снимков таинственного озера, Алекс утверждал что ему ещё не попадались фотографии берега Чащинского озера.

Однако озеро оказалось не таким уж и загадочным, мы продолжили путь и увидели не только поляну на берегу озера, но даже подготовленное место стоянки. Удивило наличие мусорных пакетов. Рядом с навесом был деревянный крест с венком, когда-то здесь разыгралась неведомая драма.

Наша слава летит впереди нас

От Чащинского озера наш путь пролегал к гораздо более известному озеру Сеньга. Тогда-то и произошло первое неординарное событие, заставившее меня удивиться.

Алекс пользуется GPS-навигатором Garmin Gpsmap 60. Это уже не новая модель с монохромным дисплеем. Каково-же было моё удивление, когда я обнаружил что достаточно редком сосновом лесу качество приёма этого прибора существенно хуже чем у похожей модели Gpsmap 60CSx! Навигатор Алекса постоянно терял спутники и точность определения координат была около 30 метров, в то время как Gpsmap 60CSx работал точно и стабильно.

Тем не менее мы дошли до озера Сеньга.

Мы обошли стороной лесничество, а там где дорога подходила к берегу озера был разбит небольшой туристический лагерь. Я набрался смелости и решил подойти к самому берегу озера что-бы сфотографировать...

С нами поздоровались и дальше произошел примерно следующий диалог
— Здравствуйте.
— А знаю кто вы!
Я опешил, такого развития событий я не ожидал
— Вы "Е Алекс" и "Майдук", я читаю отчёты.

Вот как! Мы никак не ожидали встретить знакомых по блогосфере. Дмитрий признался что сам ЖЖ не ведёт, но читает отчёты. Раз уж мы встретили виртуальных знакомых, то устроили привал и обед. Туристы всегда найдут о чём поговорить, Алекс с Дмитрием живо обсуждали маршруты и разные интересные места.

Попрощавшись с необычными знакомыми мы отправились за тайником "Сеньга" (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2245), но оказалось что забрать контейнер не так-то просто. Либо берег обрушился, либо вода в речке Малая Сеньга поднялась, но путь к заветному дереву был преграждён водой. Видит око, да зуб неймёт :) Разуваться и лезть в болото не хотелось. Хотя автор тайника предусмотрел виртуальную часть на такой случай, мы были невнимательны и не заметили этой приписки в описании тайника, а жаль :)

Вот так выглядит речка Малая Сеньга:

Приключения начинаются

От озера Сеньга мы пошли в сторону единственного пешеходного моста через речку Сеньга. По пути мы видели заброшенное лесничество, поговорили с туристами-рыбаками на УАЗе-Патриоте и даже встретили целю кавалькаду мотоциклистов. Местность пользуется популярностью :)

Тогда-то навигатор Алекса удивил меня во второй раз. Оказалось что он неправильно показывает время, не учитывает переход на летнее, хотя соответвующая опция включена. Из этого в частности следовало что до последнего автобуса из деревни Дорофеево к которому мы шли оставалось времени на час меньше чем думал Алекс. Времени оставалось впритык, за 3 часа нам нужно было пройти 15 км (по азимуту).

Несмотря на то что светило Солнце, начался небольшой дождь. Слепой дождь это всегда красиво. Я даже не стал надевать куртку, капли дождя приятно освежали после жары. Я рассчитывал что дождь скоро закончится (разве слепой дождь бывает долгим?) и майка высохнет.

Так мы дошли до "моста":

Пока Алекс переходил по хлипким жердочкам на меня напал целый рой слепней, пришлось срочно надевать ветровку. Тем временем дождь усилился и пока я сам перебирался через мост он превратился в настоящий ливень. Моя ветровка безнадёжно промокла :) Нам ещё повезло, опоздай мы на несколько минут брёвна намокнут и станут очень скользкими.

Я надел непромокаемую куртку поверх сырой ветровки и мы двинулись в путь. Вот тут-то и проявил во всей своей красе "Закон Бутерброда"! Пока было сухо и ясно наш путь пролегал по песчаным грунтовкам, но стоило пойти дождю, как песчаные дорожки закончились и нам пришлось идти по заросшим травой и мелкими кустами тропинкам. Опытные туристы знают что именно в мокрой траве можно промокнуть гораздо сильнее чем под ливнем или в лужах. А я-то рассчитал что мы будем ходить по дорожкам, пошел в кроссовках и не взял ни гамашей, ни непромокаемых брюк. Спустя небольшое время мои брюки полностью промокли, а в кроссовках хлюпала вода, хотя я нигде не наступил в лужу.

Двигаться дальше становилось всё труднее и труднее, старая дорога полностью заросла, а тропинка совершенно не угадывалась. Шансов успеть на последний автобус в Дорофеево у нас оставалось всё меньше и меньше. В какой-то момент мы даже не смогли найти в зарослях поворота "дороги" и упёрлись в болото. Пришлось идти "по азимуту". На наше счастье болото пересохло, но мокрая трава была выше моего роста. О том что-бы остаться сухим даже речи не было.

Выйдя из болота мы нашли всё-таки сухую дорогу, но спешить было уже некуда. На последний автобус из Дорофеево мы уже точно не успевали. Тут случилась ещё одна беда, Алекс потерял свой навигатор, оставил его в траве когда завязывал шнурки. Нам пришлось возвращаться и искать прибор, со второй попытки это удалосьь. Всё равно спешить было уже некуда.

Мы продолжили путь в сторону деревни Мануйлово. Закон подлости проявил себя во всей своей красе ещё раз. Стоило нам выйти на сухую дорогу, как дождь практически прекратился! Ну не обидно? Тем временем мои промокшие ноги стали сильно натирать, уже дома я обнаружил чудовищные мозоли.

Лишний раз подтвердилось "золотое правило" туриста, лучше иметь быстросохнующую одежду, чем непромокаемую. Всё равно рано или поздно даже непромокаемая одежда промокнет, если не снаружи, то изнутри от пота. Пока мы дошли до Мануйлово погода совсем разгулялась и мои брюки сохли буквально на глазах. К сожалению обувь этим замечательным свойством не обладала :(

Обратный путь

Нужно было выбираться из глухих деревень. Последний автобус из Дорофеево уехал без нас. Мы залезли в интернет с телефона Алекса (очередное подтверждение того что интернет в телефоне не игрушка, а насущная необходимость) и нашли номера двух таксопаков Орехово-Зуево. Увы, и тут удача от нас отвернулась. В одном таксопарке нам сказали что не посылают машины в Дорофеево, а в другом не было свободных машин.

Но Алекс не был-бы Алексом, если даже на этот случай у него не было-бы припасён аварийный вариант. Через полтора часа из деревни Савинская уходил на это раз уже действительно последний автобус на Орехово-Зуево. Но до Савинской надо было идти ещё 7.5 км в добавление к уже пройденным 35-ти. При этом их нужно было пройти быстро на стоптанных ногах. Делать было нечего, мы пошли.

Мы решили не рисковать и не искать неведомую тропинку напрямую через лес и пошли по дорогам. Вначале мы прошли село Старый Покров, в нём расположен храм, а от села идёт асфальтовая дорога.

Времени и сил "брать" тайник Старый Покров (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2822) уже не было. По шоссе мы дошли до села Пашнево, где есть своя церковь. Нам повезло с освещением, закатное Солнце очень красиво освещало храм на фоне грозовых туч. Но на художественную фотографию времени и сил так-же не оставалось.

Браво, подмосковные таксисты!

По сведениям Алекса автобус из Савинской уходил в 21:20. Я установил точку навигации на середину села и с ужасом следил по навигатору как мы не успеваем на этот автобус или успеваем едва-едва. Но всё оказалось не так страшно. Автобусная остановка была расположена на краю села, на границе с деревней Грибчиха, мы пришли на ней с запасом. К тому-же оказалось что автобус уходит на 10 минут позже, в 21:30. Можно было расслабиться. В общей сложности мы прошли 42,5 км!

В этот момент Судьба видимо решила что мы с честью прошли все испытания и послала нам доброго ангела в виде таксиста. Я приметил это такси ещё когда оно ехало с пассажирами, и решил что есть шанс поймать его на обратном пути. Ловить не пришлось, таксист увидел двух скучающих туристов на автобусной остановке и сам предложил свои услуги. Всего за 100 рублей нас отвезли в Ликино-Дулёво, а это 25 км! Вы представляете такие расценки в Москве? По пути водитель не без гордости рассказал что работает полностью легально, оформил ИЧП и счастлив что всякие "проверяющие органы" не могут к нему подкопаться.

Нашему таксисту нужно было ехать на другой заказ, но он связался с диспетчерской, нашел другого водителя и мы просто пересели из машины в машину. Второй таксист поинтересовался куда мы едем, через диспетчера узнал расписание ближайших электричек и отвёз нас не в Орехово-Зуево (что стоило-бы 130 рублей), а в Кабаново за 80 рублей. Это позволило нам не ждать большого перерыва до последней электрички.

Я уже не первый раз сталкиваюсь со слаженной и чёткой работой такси в подмосковье. Однажды нам пришлось возвращаться из похода в Ступинском районе, там мы тоже вызвонили такси. Расценки на такси в подмосковье вполне разумны и доступны, я не раз замечал что местные жители вызывают такси при первой-же надобности. Отрадно видеть что хотя-бы какая-то отрасль работает чётко, слаженно и без грабежа среди всеобщего российского бардака.

Эпилог

В начале первого ночи я был уже дома. Мне ещё предстояло обработать мозоли.

Вот так, с небольшими приключениями и неожиданными событиями прошел этот поход. К счастью обошлось без бродов. Пешеходный мостик через реку Сеньга оказался исправным, а второй брод и вовсе был замощен трубой.

Все фотографии похода лежат здесь:

А карта и трек путешествия здесь: