21 июля 2009 г.

Плещеев круг

18-19 июля 2009 года я с Натальей и Маша (Шиншиллочка) с подругой совершили небольшое автопутешествие в Переславль-Залесский, на родину российского флота.

Вначале мы предполагали за первый день осмотреть достопримечательности Переславля, а на второй день поехать в Юрьев-Польский или в Ростов. Однако нашим планам не суждено было сбыться, в Переславле оказалось так много всего интересного, что мы даже за два дня не успели посетить все достойные места. Таким образом, если вы соберётесь в ехать в Переславль, то отводите на посещение минимум два дня и тщательно планируйте поездку, не повторяйте наших ошибок.

Теперь по порядку.

Хотя главной официальной достопримечательностью Переславля-Залесского является ботик Петра, среди знающих людей город знаменит прежде всего своими частными музеями. Вот именно они на мой взгляд представляют главный интерес для путешественника. В Переславле расположены:

• Музей Утюга
  • Музей Ремёсел
  • Музей Чайника
  • Музей Масок
  • Музей Паровозов

А ещё можно и нужно посетить:

• Никитинский монастырь
  • Знаменитый Синь-Камень
  • Валовое кольцо и храмы центра города
  • Родник-источник рядом с селом Купань.

Ну и кроме них разумеется Ботик Петра.

Однако при планировании путешествия необходимо учитывать расположение достопримечательностей и рассчитать маршрут что-бы не приходилось ездить туда и обратно. Я этого не сделал, распечатал в последний момент материалы и с мыслью "на месте разберёмся" поехал в Переславль. Поэтому в Никитинский Монастырь мы так и не заехали, посещение музея паровозов оказалось скомканным, а Маша не попала к ботику Петра. Достойные посещения места расположены аккуратным кругом вокруг Плещеева озера, однако я не знал что между сёлами Купань и Купанское есть грунтовая дорога. Хотя дорога изобилует ухабами, в сухую погоду по ней без труда, могут проехать легковые автомобили. Дорога отсыпана песком поэтому вероятно и после дождя там нормально.

Мы выехали в 9 часов утра и без приключений к 11 часам добрались до Переславля. Город нас встретил вялотекущей пробкой, растянувшейся по всей главной улице. Наш второй экипаж задерживался и мы решили перекусить в кафе-баре "Невский". Отчасти это было ошибкой потому что мы были сытые и довольные, а девушки второго экипажа так толком не пообедали и к концу дня были уставшими и голодными.

Частные музеи

Первым делом мы пошли в музей Утюга, расположенный буквально в соседнем доме. Сразу бросилось в глаза разительное отличие от государственных музеев — весёлая вывеска "Без фотоаппарата нельзя". Меня давно возмущает жлобская традиция российских музеев требовать дополнительных денег за фотосъемку. В музеях чайника и утюга можно и нужно свободно фотографировать. Задорная девушка рассказывала посетителям про выставленные в музее утюги. Мы узнали много нового и интересного.

В музей ремёсел мы не попали, там был перерыв, ждать мы разумеется не стали и от музея утюга мы пошли посмотреть храмы центра города и пешком отправились по главной улице до музея масок. По дороге мы заходили в магазины, видели городской университет, залезли на крепостной вал. На обратном пути я купил атлас Ярославской области.

А вот музей масок разочаровал. В отличии от музеев утюгов и чайников тут царит дух коммерции и неприкрытое желание содрать денег за всё что можно. Музей совмещён со стилизованным кафе, при этом "туалет только для посетителей кафе", фотосъемка платная, а о самом кафе отзывы были весьма нелестные. Мы развернулись и ушли, контраст с музеем утюгов был разительный.

Мы вернулись к машине и поехали к ботику Петра и музею чайников, они расположены рядом. Музей чайников порадовал так-же как музей утюгов. Сухопарый старичок рассказал нам историю чайников.

Кстати на фотографии в руках экскурсовода сбитник — нечто среднее между чайником и самоваром. Рецепт настоящего сбитня, напитка на меду, к сожалению утерян.

После музея чайников я решил ехать к музею паровозов, посещение ботика Петра мы отложили на обратный путь. Как оказалось напрасно. Музей паровозов работает до 20 часов, а касса ботика Петра закрывается в 17:30.

Вот музей паровозов стал настоящей жемчужиной нашего путешествия. В отличии от однообразных храмов и типовых изделий народных промыслов тут было что-то действительно необычное.

Кроме узкоколейной железнодорожной техники в музее воссоздан интерьер кабинета начальника станции 30х годов (фотографии плохо получились). Можно за небольшую плату покататься на ручной дрезине:

Кроме паровозов есть и небольшая выставка автомобилей:

Но тут стали сказываться голод и усталость. Мы были всего в 100 метрах от тайника "Паровозик" (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=69), но во-первых задерживать дрезину было некрасиво по отношению другим посетителям, а во-вторых возобладало мнение "А может лучше поедем...?" Тайник мы искать не стали, потом я очень об этом жалел :)

Итак, от музея паровозов мы вернулись к ботику Петра, но тут-то и оказалось что музей работает до 18:00, а кассы до 17:30. Был-бы я более внимательным, то прочитал в описании тайника часы работы музея.

Ночлег

Пора было искать место для ночлега. Задача осложнялась тем что все берега Плещеева озера объявлены "Национальным парком" и подъехать к воде на машине нельзя, по всюду развешаны таблички "Въезд запрещён". Ещё в музее паровозов мы спросили где лучше остановиться на ночлег, нам посоветовали так называемый "Московский пляж" на реке Вексе. Мы там проезжали... в сыром лесочке ютились палатки, чуть-ли не на головах друг у друга. Мне это печальное зрелище напомнило европейские кэмпинги.

Мы решили поехать на восточный берег Плещеева озера. Город мы миновали без проблем, дневная пробка к вечеру рассосалась. Никитинский монастырь и связанный с ним тайник мы миновали, все очень устали и проголодались. Когда-же дорога вывела нас к берегу озера я обомлел — такого я ещё не видел! На протяжении нескольких километров обе стороны узкой дороги были заставлены машинами отдыхающих. Мы ехали и ехали, а ряды машин тянулись и тянулись. Сколько тысяч машин там было я не знаю.

Я знал что на Плещеево озеро ездят кататься виндсерферы и кайтеры, но теперь я знаю как это выглядит на самом деле. Люди оставляют машину на дороге и разбивают палатку в стороне, на сыром и болотистом берегу озера. "Самые умные" ставили палатку с другой стороны дороги, но пригодных мест было немного. Делать нечего, на уединенный ночлег рассчитывать не приходилось. Мы проехали практически всю вереницу машин, когда я увидел грунтовку уходившую в крутую горку в сторону от озера. Я решил съездить на разведку. Чутьё меня не подвело, грунтовка вначале поднималась на крутую горку, а потом шла в обратном направлении вдоль склона.

Место для ночлега было почти идеальным — мы разбили лагерь на возвышении и рядом с машиной, соседи были далеко и только далеко внизу кишел как муравейник традиционный кэмпинг. А какие с этого пригорка открывались виды... Увы, Маша не рискнула на своей Кии Пиканте забираться в горку и ей пришлось подогнать машину к месту напротив нашей стоянки, только на 50 метров ниже. Вторым недостатком места было то что нужно было спускаться с горы что-бы искупаться. Но мы-же собирались тут только переночевать, а не разбивать лагерь надолго.

Зато когда мы шли купаться я ещё раз убедился в верности принятого решения. Компании совсем не трезвых отдыхающих встречались на каждом шагу, кто-то жарил шашлыки, повсюду бегали дети, играла малоприятная музыка. Не говоря уже о сырости низкого болотистого берега озера. А вот купание нас порадовало. Вода была необыкновенно тёплой, дно озера песчаным, а само озеро мелким. До глубины хотя-бы по плечи я так и не дошел. Всё это очень напоминало Азовское море под Таганрогом, мы шутили что можно уйти на противоположный берег озера.

Когда мы шли обратно с купания оказалось что многие приехали без ночёвки, просто отдохнуть на берегу, ряды машин поредели. Тем не менее даже до нашего лагеря пригорке всю ночь доносились звуки дискотеки.

Наконец-то мы поужинали! Я пытался сфотографировать красивый закат, но получилось честно говоря неважно:

Спал я плохо, сказывается моя особенность не засыпать в новом месте, а кроме того мешали звуки дискотеки и зудящие руки — то-ли меня покусали насекомые, то-ли я о крапиву обжегся. Тем не менее к утру мне удалось уснуть. Хотя по времени сон был недолгим, я отлично выспался и проснулся в 8 утра. Машина спутница уже встала, а вскоре из палатки вылезла и Наташа. И только Маша продолжала спать, а встала рассерженной за то что её слишком рано разбудили.

Мы позавтракали и пошли купаться. Заодно побывали у знаменитого Синь-Камня.

Это камень был основой языческого капища на пригорке, с ним связано множество легенд. Во времена Екатерины боролись с остатками веры предков и решили камень увезти подальше, но лёд Плещеева озера проломился и камень остался лежать на своем нынешнем месте. По преданию камень то уходит под воду, то поднимается обратно. Сидя или лёжа на нём можно загадать желание. К сожалению, времени и желания моих спутников брать тайник у Синь-Камня не было. Как и в музее паровозов я побывал в нескольких сотнях метров от тайника, но ушел не солоно хлебавши.

Замыкая круг

Мы искупались и поехали дальше в сторону села Купань. Там расположен родник-источник. У Маши было задание от родственников непременно набрать там воды. По пути мы всё-же нашли небольшое приключение. Песчаные грунтовки очень коварны, с нами-то ничего не случилось, а вот водителю Форда Фокуса не повезло. Его занесло на повороте и машина улетела в овраг. Я не мог проехать мимо чужой беды и предложил посильную помощь. Я взял Фокус на буксир и попытался вытащить из оврага. Но судьба была непреклонна, у самого края дороги Фокус зарылся в землю, дёргать дальше было бесполезно, нужно было копать. Разумеется фотографировать поправших в беду я не стал, хотя кроме автомобиля в этом месте была ещё одна "особенность" — тучи, настоящий рой огромных слепней! Стоило только выйти из машины, как ноги и руки оказывались облепленными огромными кровососами. Но самое страшное было на капоте Фокуса — слепни ищут жертву по теплу тела, вот и приняли тёплый капот за свежее мясо. На капоте автомобиля колыхалась целая гора слепней.

До родника мы доехали без приключений, но оказалось что желающих запастись чудесной водой много, нам пришлось занять очередь. Пока девушки ждали очереди я "взял" тайник "Варварин родник" (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2818) и даже разведал дорогу до села Купанское. На Ниве там ехать одно удовольствие :) Таким образом я почти "замкнул" круг вокруг Плещеева озера поленившись проехать 300 метров до поворота к музею паровозов.

Когда я вернулся девушки только-только набрали воды. Мы отъехали от родника что-бы перекусить. Но тут-то выяснилось, что Маше нужно вернуться в Москву к 17 часам. Увы, ботик Петра она посмотреть не успевала. Я убедил её что возвращаться лучше через грунтовку на Купанское. В этот момент мы фактически расстались со вторым экипажем, Маша поехала домой мужественно преодолевая ухабы, а мы не торопясь завершили трапезу и поехали за ними. Уже в самом Купанском мы догнали Машу, по пути я боялся что они собьются с дороги и где-нибудь застрянут. Мы всё-таки замкнули круг вокруг Плещеева озера!

Теперь наши пути разошлись окончательно, Маша поехала домой, а мы отправились осматривать ботик Петра и "брать" сопутствующий тайник. Тайник оказался интересным и многошаговым. Хорошо что нам не пришлось спешить, в процессе "взятия" тайника мы разгадали ребус, обошли весь парк рядом с музеем ботика и даже случайно набрели на заброшенную выставку средств ПВО:

И это в сотне метрах от музея ботика!

От музея открываются чудесные виды на Плещеево озеро и Переславль-Залесский.

Вот так выглядит Никитинский монастырь в который мы так и не заехали:

Там где на противоположном берегу видна прогалина, мы ночевали:

На этом наше путешествие закончилось. На обратном пути мы осмотрели Часовню-Крест на выезде из Переславля.

До Москвы мы добрались без происшествий. Однако на следующий день выяснилось что мы были на грани приключений. В моей машине треснул расширительный бачок и антифриз вытек. Хорошо что это случилось уже в Москве, а не на трассе или на глухой грунтовке.

Все фотографии поездки можно посмотреть в альбоме http://picasaweb.google.com/maydyk/200902?feat=directlink