9 июня 2017 г.

Прекрасная Джорджия

Конечно речь о Грузии, а не об американском Штате. Но все путают, включая Президентов. В августе 2016 года я вместе с друзьями совершил скоротечное, но незабываемое путешествие по Грузии. Всего одной недели, проведённое в этой гостеприимной стране мне хватило что бы влюбиться в неё навсегда. Этого конечно было мало, Грузия неисчерпаема как атом. Я очень надеюсь что ещё не раз и не два посещу эту благословенную землю.

Путь к Свободе

4-го августа 2016 года я отправился в путешествие. Из Москвы я выехал один, никто из моих "старых" друзей не польстился на путешествие по Грузии. Зато организаторы и вдохновители поездки, Олег и Наталья нашли мне спутника и штурмана Влада. Я должен был забрать его в Воронеже. Хотя в 2014 году доехал до Воронежа всего за 5 часов, но на этот раз я решил купить электронный транспондер что бы ещё немного ускорить темп движения. Удовольствие не самое дешевое. Само устройство стоило 2000 рублей, а стоимость проезда надо оплачивать отдельно. Но я рассчитывал что это не последняя моя поездка по М4, а зимой я мог бы ездить кататься на лыжах по новой "Ленинградке" М11. Увы, на этот раз сэкономить время мне не удалось. Мало того что на пункте продажи была очередь, так ещё именно на мне сломался центральный сервер. В итоге покупка транспондера задержала меня больше чем на час. Вдобавок меня ждало ещё одно разочарование. На нужных мне "роттенберговских" участках трассы М11, этот транспондер не действует. Надо покупать отдельный.

По пути до Воронежа я подвёз очень приятных молодого человека и девушку. Они ехали путешествовать на Кавказ. По пути мы заехали в небольшое кафе, мило побеседовали. В конце концов я добрался до Воронежа, высадил ребят и без труда нашел дом Влада. Некоторое время мы грузили и упаковывали вещи, потом выбирались из Воронежа по пробкам, заправили автомобиль и пообедали в культовой пиццерии Симпатио на выезде из Воронежа. Оставшееся светлое время суток мы провели в дороге и заночевали в полях где-то за Богучаром.

Утро 5-го августа запомнилось первой сравнительно значимой достопримечательностью — байк-клубом в Каменск-Шахтинске. Влад очень настаивал на это остановке, в прошлом он и сам был байкером.

Я до сих пор жалею что мы отказались от завтрака в кафе "Гараж", сочли что это кафе слишком пафосное для нас. В следующий раз я обязательно наверстаю упущенное.

Обязательная для посещения достопримечательность находится в районе города Батайск, за Ростовом. Там расположен огромный рынок чугунной утвари. Счастье женщинам, горе кошельку!

Следующая ночь застала нас где-то между Невинномыском и Минеральными Водами. Здесь шоссе идёт вдоль линии железной дороги по каким-то полустепям. Найти приемлемое место для ночлега оказалось непросто, нам пришлось предпринять 3 или 4 попытки. Второй экипаж в составе Олега, Натальи, Юрия и Маргариты как раз выезжал из Воронежа. Они собирались ехать в "экспедиционном" режиме, без остановок на ночлег. Мы созвонились и наметили встречу экипажей под Пятигорском. Никогда так не делайте!

В 2014 году я уже имел неосторожность пообедать в придорожном кафе у строительного рынка под Пятигорском. Тогда за вполне обыденную еду нам выставили немыслимый счёт включив в не него по отдельности чуть-ли не каждый листик салата. В этот раз я внимательно озирался, не тоже самое ли это место. Нет, место было другим, но результат аналогичным. В счёт за чашку кофе отдельными строками включили и "обслуживание", и какой-то "сбор" что в итоге составило около 500 рублей. Никогда, никогда не останавливайтесь перекусить рядом с Пятигорском! Кстати, в самом городе с общественным питанием всё замечательно. На прощание с Россией мы заправили автомобили на АЗС Лукойл, по заверениям моих спутников до самой Грузии нормальных заправок не предвиделось.

Баксан, Нальчик, Беслан, Владикавказ оставались в стороне. Единственное что заслуживает упоминания, это Осетинское пиво. Друзья купили его на пробу. К их большому разочарованию, Осетинское Пиво оказалось сладким и едва-едва алкогольным. По суть чуть-чуть сброженный квас. На этом транзитная часть нашего путешествия подошла к концу, впереди нас ждал Кавказ

Прохождение границы в пункте Верхний Ларс прошло сравнительно спокойно. Не обошлось без очередей и нагловатых водителей автомобилей с осетинскими номерами. Важное замечание, если в автомобиле установлен видеорегистратор, то на границе его надо снять. На грузинском КПП меня заставили стереть все записи. Мы миновали границу и я символически вдохнул воздух свободы. Впереди простиралась Грузия!

Ночь в Казбеги

В результате внешней политики Российской Федерации сейчас осталась лишь одна прямая дорога в Грузию, через КПП Верхний Ларс и Военно-Грузинскую дорогу. К сожалению, ни через Абхазию, ни через Южную Осетию проехать в Грузию нельзя. Первый крупный посёлок, который встречает путника на Военно-Грузинской дороге это Степанцминда. Здесь, у подножия Казбека, в урочище Гортетти расположена известная церковь Цминда-Самеба, памятник XIV века.

Не всякий автомобиль сможет преодолеть крутой грунтовый серпантин.

Местные жители отвозят туристов на полноприводных микроавтобусах Мицубиши Делика. Их тут буквально десятки! Можно открывать Делика-клуб.

А вокруг красота! Казбек в дымке

Мы приняли решение переночевать в палатках вблизи Степанцминды. А друзья тем временем купили вожделенную чачу и выяснили что в Степанцминде принимают российские рубли и есть обменный пункт. Курс конечно не самый выгодный. Пока друзья ходили за чачей и налаживали контакты с местным населением, мне удалось сфотографировать Казбек без облаков. По словам местных жителей это большая удача.

Через Крестовый перевал по Военно-Грузинской дороге

Утром мы попрощались с Горгетти и Степанцминдой и отправились в путь по Военно-Грузинской дороге. Дорога изобилует противолавинными туннелями

На Крестовом перевале стоит знаменитая смотровая площадка.

Оставив в стороне посёлок Кавтараани, на берегу реки Белая Арагви мы нашли милое кафе, где радушный хозяин накормил нас хинкали. Всего половина лари за штуку, это примерно 15 российских рублей.

Экипажи продолжили путь и вскоре достигли древней крепости Ананури, стоящей на берегу изумрудного цвета водохранилища Жинвали. Я пожалел что не обменял лари в Степанцминде, на площадке перед крепостью продавались сувениры, часть из которых была съедобной.

Никаких билетов на вход в крепость нет, можно ходит и лазать где угодно.

После всестороннего осмотра древней крепости можно спуститься к изумрудному водоёму и всласть искупаться в тёплой воде.

Военно-Грузинская дорога привела нас прямиком в Мцхету, древнюю столицу Грузии. По пути случилось небольшое происшествие, навигатор почему-то завёл мой экипаж под какой-то мост, где не было дороги. Мы отстали от экипажа Юры и Олега и приехали в Мцхету немного позже.

Сегодня Мцхета это туристический центр. Рядом с музейным комплексом расположился целый городок сувенирных лавок, размещённых прямо на старых улочках. Казалось тут продаются сувениры со всей Грузии. Позже оказалось что это не совсем так, что сыграло со мной злую шутку.

А напротив Мцхеты, на вершине высокой горы нас манил монастырь Джвари, он же "Монастырь Святого Креста"

Да, это этот монастырь воспел М.Ю. Лермонтов в поэме Мцыри

Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. …

На этом мы закончили осмотр достопримечательностей Военно-Грузинской дороги и отправились в Тбилиси. Там нас ждала просторная и удобная арендованная квартира. Большая двухкомнатная квартира, в которой с комфортом разместились 6 человек обошлась в 100 лари (~3000 рублей) в сутки. Мы были полны впечатлений от долгого и насыщенного дня, но одна вещь надолго врезалась в память. В многоэтажных домах Тбилиси платные лифты! Вниз лифт едет совершенно бесплатно, но что бы подняться надо бросить в специальный ящик монетку в 10 тетри.

А поужинали мы в изумительной "аджапурной" на Пекинской улице. Нам принесли огромные "Хачапури по Аджарски", это такая сырная булка-лодочка в которой пожарена яичница. Это бесподобное лакомство здесь считается чуть-ли не фастфудом. И зачем в Тбилиси McDonalds?

Тифлисские дворики

На следующий день путешественники отправились гулять по Тбилиси. Метро довезло нас до остановки Площадь Свободы. Для проезда в метро нужно купить многоразовую карточку. Но по одной карточке могут пропустить несколько человек, лишь бы хватило денег. Первым делом страждущие по Интернету нагрянули в офис мобильного оператора. Ура! Теперь можно сообщать о всех своих достижениях прямо Online. Попутно мы осмотрели дворец Президента Грузии. А вот музей советской оккупации в понедельник был закрыт.

От покупной обзорной экскурсии мы решили отказаться и по уютным улочкам двинулись в сторону знаменитого тбилисского фуникулёра.

А вот и фуникулёр!

Он привёз нас на вершину плато, с которого открывается панорама города

У фуникулёра ровно 3 остановки: две конечных, нижняя и верхняя ("Мтацминда"), а также центральная "Пантеон". Билеты продаются как по частям, так и экспрессом от нижней до верхней. Общегородская карточка метро на фуникулёре не действует, надо покупать отдельную, но можно купить одну на несколько человек. Мы вначале купили билеты для выхода на Пантеоне, но на обратном пути раздумали. В Тбилиси ещё много всего интересного, а кладбище известных людей можно посмотреть в другой раз.

На краю плато стоит большой ресторанный комплекс. Там я наконец-то дорвался до знаменитых лимонадов "Воды Лагидзе". Впервые я их попробовал в конце 80-х годов в грузинском культурном центре на Арбата и с тех пор лелеял мечту вкусить этот божественный нектар ещё раз. К сожалению мало кто знает что в Грузии производятся великолепные лимонады. Про вино и хинкали все вроде бы знают, а вот лимонады незаслуженно остаются в тени. Будете в Грузии, обязательно покупайте и заказывайте лимонады!

На запад простирался большой парк Мтацминда, но мы не стали тратить время на прогулку по парку и отправились вниз.

Пантеон остался в стороне.

Теперь наш путь лежал к "старому Тбилиси".

Юрий, один из участников нашего путешествия, оказался большим знатоком и любителем автомобилей. Его познания в этой области просто феноменальны, кажется он знает все модели и характеристики машин со всего мира. Он-то и обратил моё внимание насколько разнообразен автомобильный парк в Грузии по сравнению с Россией. Каких только автомобилей мы не встречали, от могучего пикапа Ford F-350 до каких-то совсем экзотических полу-гоночных моделей. А объяснение простое, в Грузии нет "заградительных" таможенных пошлин на ввоз автомобилей и дурацких требований типа экологического класса или обязательной установки Глонасс. Здесь вполне просто и легально можно купить легендарную "Семидесятку", Toyota LandCruiser 70. Позже мы заехали в автосалон посмотрели на цены. Лучше бы мы этого не делали, потом просто плакать хотелось. Одни и те же машины в Грузии стоят в 1.5-2 раза меньше чем в России.

Тем временем мы дошли до кварталов "старого Тбилиси".

Посмотрите какой прекрасный раритет!

Прямо над "старым Тбилиси" проходит канатная дорога. Вид футуристический!

Ближе к набережной реки Куры находится множество ресторанов и сувенирных лавок.

Мы пересекли реку по мосту и попали на станцию канатной дороги. Здесь действует общегородская билетная карточка.

Земля прощай!

Удивительно смелая застройка

И вот мы снова поднялись на плато. Мы могли бы не спускаться на фуникулёре от Мтацминды и дойти до сюда по верху, но тогда бы не посмотрели старые кварталы.

К западу от станции канатной дороги стоит монумент царице Тамаре, он же "Мать-Грузия". А к востоку старинная крепость Нарикала.

Вниз мы отправились пешком, спускаться не подниматься. Дальше в культурной программе значилось посещение знаменитых тбилисских серных бань.

Тут-то и выяснилось, что нельзя так просто взять и пойти в баню. Конечно самые удобные варианты были уже заняты, нам хотелось посетить бани всей компанией. Но в нашем распоряжении оказалось всего 2 варианта: либо общая баня, либо мужчины и женщины раздельно и то через час. В итоге мы выбрали именно такой вариант. Но на будущее надо знать что бани надо заказывать заранее, накануне или утром. К тому же с магазинами в районе бань оказалось туго. Пиво мы всё-таки купили, но за ним пришлось ходить достаточно далеко.

Главной изюминкой тбилисских серных бань является небольшой бассейн с горячей минерализованной водой. Она мылкая на ощупь. Разумеется рядом есть и парилка, и душ. Но главное времяпрепровождение происходит в этой серной ванне или рядом с ней. Девушки заказали себе разные косметические процедуры, а у мужчин было пиво.

Тбилиси произвёл на меня ностальгическое впечатление Москвы начала 2000-х годов. Наверное сейчас и Москва была бы такой если бы не феноменальный рост цен на нефть. Повсюду в городе кто-то чем-то торгует "с рук", у станций метро старики просят милостыню. В городе встречаются заброшенные и неопрятные дома. Мы заметили что как в Тбилиси, так и по всей Грузии в брошенном состоянии находятся как правило советские общественные знания: кинотеатры, ДК, какие-то конторы. А рядом может стоять сверкая стеклом и штукатуркой шикарный современный особняк.

День знакомства с древним Тбилиси мы закончили ужином в хорошем ресторане. Как же вкусно и недорого кормят в Грузии! А вино…

Боржоми

Настало время прощаться с солнечным Тбилиси. Но напоследок было принято решение посетить тбилисский рынок. Попутчики хотели купить разнообразных специй. Найти парковку около рынка было делом непростым. В итоге мне пришлось припарковать машину в двух кварталах от цели. Увы, но ничего кроме чурчхеллы я на рынке так и не купил, всё равно я бы не сохранил свежие фрукты в путешествии. Выезжая из Тбилиси мой экипаж немного заплутал на строящейся развязке и сделал символический "круг почёта" прощаясь с Тбилиси. Мы проехали мимо уже знакомой Мцхеты и немного спустя остановились позавтракать в кафе очень современного вида. Дальнейший путь лежал в Боржоми.

По словам бывалых путешественников, Боржоми очень похож на Карловы Вары.

Мечта велосипедиста!

Главная туристическая улица идёт вдоль небольшой речушки, это верхнее течение Куры. Повсюду продают сувениры и есть несколько открытых источников той самой воды Боржоми. Про сувениры надо рассказать отдельно. В Боржоми продавалось много поделок из дерева грецкого ореха. По большей части это были разнообразные тарелки и миски, попадались скалки. Я был не в настроении и не стал покупать, подумал что "Потом ещё 10 раз куплю" и ошибся! Оказалось что в Грузии все сувениры очень локальные. Это в России один и те же матрёшки и салатницы продаются от Углича до Суздаля. Хорошо ещё если не Made in China. А вот в Грузии в каждом районе своя сувенирная продукция. В Боржоми это изделия из дерева, под Батуми из бамбука, где-то ещё глиняные сосуды. И нигде больше вы их не купите! Уже на обратном пути я безуспешно метался по Мцхете в надежде купить тарелки, какие я видел в Боржоми. По московской привычке я решил что раз Мцхета такой крупный туристический центр, то в неё должны быть сувениры со всей Грузии. Но это не так. Путешествуя по Грузии покупайте понравившийся сувенир тут же, больше вы такую разновидность нигде не встретите.

Попрощавшись с Боржоми, экипажи направились к пещерному городу Вардзия. Путь пролегал через старинный город Ахалцихе. На обратном пути мы ещё осмотрим крепость Рабат, но сейчас мы миновали Ахалцихе проездом и свернули с наезженные туристических троп. Наш путь лежал по настоящей горной Грузии. Красота кругом была неописуемая!

Дорога в Вардзию сама по себе достопримечательность. К сожалению фотографий этих изумительных мест у меня очень мало. Плохо быть одновременно и водителем, и фотографом. Что бы сфотографировать мне надо вначале остановить машину, выйти, взять с заднего сидения фотоаппарат, расчехлить его, сделать снимки и вернуть обратно. А на горных дорогах полностью отсутствуют обочины, а сами дороги узкие и очень извилистые. С одной стороны дороги скала, с другой стороны ограждение и пропасть, посередине сплошная линия разметки. Нехорошо перегораживать движение на таких дорогах! Вся надежда на фотографа не за рулём.

Итак, мы прибыли в Варздию. Отверстия на скале это не птичьи гнёзда, а древние жилища!

Здесь мне посчастливилось увидеть настоящую птичку колибри. Раньше я видел их только на картинках и в зоопарке.

Мы нашли место где разбить палаточный лагерь, а поужинали в кафе у центральной площадки. Рядом с Вардзией есть небольшой отель и вроде бы даже кэмпинг. Но мы обошлись без их услуг.

Подгорное королевство Вардзия

Утром, пока остальные попутчики спали, Олег и я пошли фотографировать окрестности.

К этому домику мы вскоре поднимемся.

Иногда Олег давал мне свой длиннофокусный объектив.

Скоро и мы будем лазать по этим мостикам.

А теперь настало время посетить сам музейный комплекс. Вход стоит каких-то небольших денег.

В каждом помещении этого удивительного "Подгорного Королевства" есть вот такое углубление, а иногда и не одно. Я думаю что они служили для сбора дождевой воды.

Что бы войти в "Подгорное Королевство" надо пройти через Врата

И тогда открывается вид на "город"

Интерьеры

В Вардзии действует православный монастырь.

А теперь можно зайти внутрь сохранившихся помещений и полазать по внутренним ходам, а не по современным подмосткам и лестницам.

Можно выглянуть в окошко

Осмотр продолжается

У Тамары комната была не ахти

Очень странные помещения

Выход близко!

Ласточки свили гнездо и выводят птенцов

На этом наша прогулка по "Подгорному Королевству" закончилась. Но нельзя вот так взять и уехать из Вардзии. Ещё утром, когда мы решили припарковать машины около кафе нас попросили переставить их на дальнюю парковку, сказали что сегодня будет концерт. Утром никаких признаков концерта не было, но когда мы вернулись с осмотра подготовка шла полным ходом. Оказалось что запланирован совместный концерт фольклорных ансамблей Грузии и Латвии. Когда мы отправились к автомобилям, которые пришлось поставить на солнцепёк, попутчики задержались в кафе и разговорились с местным жителем по поводу других достопримечательностей края. А я тем временем ждал их и томился на жаре. К конце концов я не выдержал и вспылил. Экипажи выдвинулись, но далеко не уехали. Желание послушать фольклорный концерт перевесило сжатый график поездки. Мы вернулись.

Теперь путь лежал обратно в Ахалцихе.

Крепость Рабат в Ахалцихе

В городе Ахалцихе расположена восстановленная крепость Рабат

Мы вначале самостоятельно погуляли по самой крепости, а потом заказали экскурсию.

На возвышении разбиты восточные сады изобилующие водоёмчиками и фонтанами.

Старинная крепость хорошо реставрирована

Наш экскурсовод

Какие-то древние артефакты

Посещение Цитадели уже не входил в экскурсию

Настало время попрощаться с крепостью Рабат и отправиться в дальнейший путь

В Аджарю через Хуло и перевал Годердзи

Теперь наш путь лежал к тёплому Чёрному морю. Но мы не искали простых путей и поехали кратчайшей дорогой, по Трансаджарской трассе через перевал Годердзи и посёлок Хуло. По этой настоящей горной дороге не всегда можно проехать на джипе, а на легковом автомобиле и подавно. Хотя местные ездят. По большей части Транааджарская трасса не имеет твёрдого покрытия, хорошая грунтовка, на некоторые крутых подъёмах я включал пониженную передачу. Путь от Ахалцихе до Батуми по Трансаджарской трассе составляет примерно 160 км, а окружным путём по долинам 330 км. Но мы поехали не для того что бы сэкономить время и топливо, а что бы насладится красотами Грузии.

Отъехав от Ахалцихе мы поняли что остались без обеда. Найти кафе на этой сугубо местной дороге было нереально. Но нам повезло встретить небольшой скромный сарайчик где пожилая чета накормила нас шикарным шашлыком, а пассажиры ещё и насладились домашним вином.

А вот и долгожданный посёлок с милым русскому слуху названием Хуло

От окраины посёлка открылся великолепный вид на парящие под нами облака.

К сожалению на этом фотографирование закончилось. Стремительно темнело. Мои спутники отказались ночевать в Хуло. То ли время поджимало, то ли они не заметили здание очень похожее на гостиницу прямо рядом с нами. Как бы то ни было, мы решили бросить все силы на стремительный бросок к морю. В кромешной тьме мы спускались с перевала Годердзи. В неверном свете автомобильных фар промелькнули опоры канатной дороги. Мы проехали в стороне от какой-то большое стройки, по виду гидроэлектростанции. На главное, вместе с последними отблесками света мы понимали мимо какой красоты мы проезжаем. Но мы её так и не увидели. В следующий раз обязательно проедем Трансаджарскую трассу днём. Лишь с бы с погодой повезло.

До моря той ночью мы так и не доехали. Около 9 часов вечера мы остановились перекусить в небольшом кафе в городке Кеда. На вывеске было написано "Fast Food", но фаст-фуд по-грузинки это изумительные хачапури и домашнее вино. Мы разговорились с хозяином заведения и тут оказалось что помимо кафе, у него есть частная гостиница, буквально за углом. Вопрос с ночлегом был решен! За 25 лари (~750 рублей) с человека мы переночевали в здании местной полиции. Гостиница была на втором этаже. Утром нам персонально сделали завтрак в том же самом "фаст-фуде".

Хотя накануне мы не доехали до моря, зато смогли посетить ещё одну достопримечательность. Это водопад Махунцети.

К сожалению расположенный рядом "Мост Царицы Томары" мы прошляпили. Теперь к морю, на пляж Сарпи!

После водопадов Махунцети мы разминулись со вторым экипажем и до пляжа Сарпи ехали в одиночестве. На дороге появились обочины, которые позволили мне пару раз остановиться что бы сделать фотоснимки.

И вот, наконец долгожданный пляж!

Мы целенаправленно поехали на пляж Сарпи потому что он считается самым чистым пляжем в Грузии. Непосредственно рядом граница с Турцией. Не зря в море дрейфует пограничный катер, а здания на заднем плане это уже КПП.

Если бы у нас было побольше времени, мы могли бы съездить в близлежащий турецкий городок на маршрутке. Но посещение Турции пришлось оставить до лучших времён и мы направились с солнечный Батуми. Вначале Батуми предстал перед нами своей бытовой стороной.

Но именно здесь, в совершенно "не туристическом" месте, на пересечении улиц Александра Пушкина и Михаила Лермонтова мы нашли изумительный местный винный магазинчик, практически оптовый склад. Тут мы задержались надолго! А потом за углом поужинали в неплохом ресторане Тавадури. Ресторан запомнился тем что нас сразу посетители заказывающие хинкали должны садится на веранде. Это объясняется специфическим сильным запахом традиционного блюда. Лично мне не понравилась излишняя назойливость официантов настойчиво предлагавших самые дорогие блюда. В остальном ресторан Тавадури оставил самые приятные воспоминания.

Настала пора прогуляться по фешенебельной набережной Батуми. Найти парковку было непросто, пришлось оставить машины в глубине кварталов.

Набережная Батуми это настоящее произведение садово-паркового искусства.

Помимо очевидных украшательств, набережная Батуми очень грамотно устроена. Первые 50-100 метров от уреза воды занимает пляж. Галечный, как почти везде в Грузии, но пляж. Затем идёт широкая аллея с разнообразными ларьками и детскими аттракционами. Она логично отделяет пляжную зону от парка. А затем, вглубь суши уходит "линейный" парк, где можно спокойно прогуливаться не пересекаясь ни с полуголыми купальщиками, ни с зазывалами ларьков. Но при этом всё рядом и никто никому не мешает.

А в стороне высятся башни современной архитектуры.

Место где все фотографируются

Обратите внимание на табло обменного пункта.

В конце набережной находится парк аттракционов и знаменитая кинематическая скульптура.

Две части скульптуры движутся на эксцентриках, разъединяются и сливаются вместе. Завораживающее зрелище. Злые языки поговаривают что скульптура символизирует постоянно ссорящихся и мирящихся супругов.

Небольшая прогулка по вечернему Батуми.

Разъезды по Аджарии

Путь к запланированному месту ночлега едва не закончился приключениями. Мы собирались заночевать в кэмпинге Букнари, что неподалёку от Батуми в сторону Кобулети. Но в горах близко не значит рядом. Мы без особого труда доехали по ночной трассе, а дальше надо было найти нужный поворот. И вот тут начались приключения. По трассе мы подъехали к ближайшей к кэмпингу точке и увидели поворот в нужную сторону. Но дорога сразу раздваивалась. Мы наугад выбрали левую дорогу и поехали: в темноте, по грунтовке в горах! Но дорога уводила в сторону и нам стало очевидно что мы поехали не туда. Но развернуть длинный пикап на этой узкой дорожке было невозможно. Пришлось ехать до конца. Дорога привела нас к частному дому. Спасибо хозяевам что они рассказали как найти нужный нам кэмпинг и позволили развернуть машины на своём дворе. Но мы не ищем лёгких путей! На одном из поворотов я опрометчиво решил что развилка приведёт к второй из дорог, которые мы видели вначале. Но вместо этого мы попали на старую заброшенную заросшую дорогу. Дело запахло керосином. Кое-как преодолев заросли мой экипаж приехал к уже второму домовладению. Хозяин этого дома был знаком с администрацией кэмпинга, позвонил им по телефону и мы узнали верный путь. Оказалось что поворот к кэмпнигу был расположен немного раньше по трассе, а потом дорога шла низом. А мы по нашей равнинной привычке вначале приехали максимально близко и только потом стали искать поворот. А там на самом деле обрыв.

К сожалению я не удосужился сделать ни одной фотографии в кэмпинге. Утром мы быстро собрали вещи и уехали. Моим друзьям не понравился кэмпинг, дескать грязный пляж, "удобства" мягко говоря оставляют желать лучшего. А вот мне эта ночёвка понравилась больше всех. Ночь в палатке на берегу моря, прямо на гальке, под шум волн. Рядом есть какой-никакой, а туалет, душ и скромное кафе. За культурными и кулинарными объектами можно съездить в Батуми.

Следующий день мы провели в разъездах. Участник нашего путешествия Влад попросил нас съездить деревушку Бобоквати, благо она располагалась совсем рядом. Когда-то в детстве он там провёл лето и хотел немного поностальгировать. Нам даже удалось найти дом, где много лет назад отдыхал Влад.

По пути нам не раз встречались придорожные сувенирные лавки, продающие изделия из бамбука. Под Батуми есть знаменитые бамбуковые рощи. Я уже упоминал, что в Грузии все сувениры очень локальные. То что продаётся в одном месте, больше нигде не найти. Аджария это царство бамбука. Где-то ещё по дороге мы встречали развалы традиционной глиняной посуды.

Теперь настала очередь насладиться рыбной кухней. Мы специально поехали на форелевую ферму в селении Коха. Здесь разводят форель в проточной воде, а не в протухших садках как в Карелии. При ферме есть ресторан, специализирующийся исключительно на рыбных блюдах. Об этом ресторане мы читали самые лучшие отзывы. Мы нашли ресторан со второй попытки, но она того стоила. Как здорово кушать свежую форель прямо над журчащей горной речкой!

В Кохе нас всех сморило. Я достал туристический коврик и заснул прямо на траве. Друзья "кемарили" кто в машине, кто за столиком. Даже самое интересное путешествие рано или поздно утомляет, впечатления насыщают. Надо обязательно планировать дни полного отдыха как минимум каждые 4-5 дней. Поэтому посещение рыбного ресторана в Кохе затянулось почти до вечера, организм не обманешь, надо отдыхать.

На знаменитые чёрные магнитные пески в Уреки мы приехали на закате. Но даже скоротечное посещение Магнетити и Батуми показало что в Грузию вполне можно ехать на курортный отдых. Надо только попасть в тёплый сезон.

Над границей тучи ходят хмуро

Как ни прекрасна Грузия, но настала пора возвращаться. Время поджимало. С границы приходили тревожные вести о многодневных очередях на КПП Верхний Ларс. Юрий внимательно следил за ситуацией. В Россию возвращались многочисленные отдыхающие и путешественники. Получалось что если мы не хотим ночевать в машинах перед границей, надо успеть приехать хотя бы до обеда. А нам предстояло проехать обратно через почти всю Грузию. Делать нечего, мы отправились в обратный путь по автобану. Гори и Кутаиси остались в стороне. Ночь застала нас в городе Зестафони, там на выезде их города мы переночевали в придорожном отеле. Как и в Кеде ночлег стоил 25 лари (750 рублей) с человека.

Как ни поджимало нас время, мы выкроили часик что бы вновь заехать в Мцхету. Я намеревался купить сувениры из дерева грецкого ореха, которые не купил в Боржоми. Увы, тщетно. Я безуспешно метался по всему сувенирному кварталу. Урок на будущее.

Мы продолжили обратный путь по Военно-Грузинской дороге. Но до границы мы не доехали. На дороге стоял наряд полиции, который дозировал поток желающих проехать в Россию. Хорошо, иначе бы на самой границе был бы полная неразбериха. Но когда полиция открыла проезд началось настоящее ралли по Военно-Грузинской дороге. Каждый стремился успеть до закрытия КПП. Более динамичные машины пытались обгонять, другие их не пропускали. Эту гонку по горным серпантинам я не забуду.

К счастью, наши треволнения оказались напрасными. Российская и Грузинская пограничные заставы договорились друг с другом и начали работать круглосуточно. Вот во всём бы так!

На этом моё увлекательное путешествие по солнечной Грузии подошло к концу. Впереди была тяжелая дорога домой. До Воронежа мы с моим напарников Владом проехали в "экспедиционном" режиме, то есть без ночлега. Один водитель вёл машину, а второй пытался поспать на пассажирском сидении. От Воронежа до Москвы я поехал уже один. Почти всю дорогу хлестал ливень, ехать было тяжело. Но все эти лишения не сказались на моих впечатлениях от этого замечательного путешествия.

Путешествие по Грузии мне очень понравилось, я вернулся в Москву в полном восторге. Особо надо отметить невероятное благодушие и гостеприимство местных жителей. Признаюсь, иногда оно было назойливо чрезмерным. Повсюду нас угощали домашним вином, а пожилое население свободно говорит по русски. Отрадно, что молодёжь уже практически не знает русского языка, зато сразу спрашивают Do Yoy speak english? Грузия уверенно идёт в Европу! При затруднении, сразу зовут пожилых что бы объясниться по русски. Стоит отметить невероятную вежливость грузинских водителей. На первый взгляд кажется что никто не соблюдает правил дорожного движения, но все друг друга пропускают. За всё путешествие мы не видели ни одной аварии. Водителей из других стран может удивить как часть в Грузии подают звуковой сигнал, но всё становится понятно на узких горных дорогах с крутыми поворотами. Независимо от погоды и времени суток, подъезжая к повороту водитель подаёт звуковой сигнал. Особенно надо отметить главное достижение Михаила Саакашвили, грузинскую полицию. Её можно увидеть, только если специально присматриваться, но например, когда мы едва-едва тащились за каким-то грузовиком, из проезжающей мимо полицейской машины что-то прокричали и грузовик съехал на обочину что бы пропустить скопившуюся за ним очередь. Вы в России такое можете представить?

В нашем распоряжении была всего неделя, конечно нельзя путешествовать по Грузии так мало. Мы не посетили Сванетию, очень мало времени провели на море, проехали мимо городов Гори и Кутаиси. Я очень рассчитываю продолжить путешествия по Грузии!

Короткая сводка по ценам.
  • За всё недельное путешествие по Грузии я потратил примерно 12000 российских рублей. Сюда входят все расходы на территории Грузии кроме автомобильногого топлива. Ещё 100 лари были заготовлены на сувениры, которые я не смог купить в Мцхете.
  • Съём большой двухкомнатной квартиры в Тбилиси стоил нам 100 лари (3000 рублей) в сутки. В этой квартире разместились 6 человек.
  • Ночлег в обеих придорожных гостиницах обошелся в 25 лари (750 рублей) с человека
Все фотографии из этого путешествия можно посмотреть в альбоме.

Общая схема маршрута путешествия

2 коммент.:

jenyay комментирует...

Какой большой пост! Но очень понравилось, и фотографии получились отличные.

maydyk комментирует...

К сожалению эта платформа не позволяет разбивать пост на разделы. Так бы я сделал несколько глав и пост-оглавление