13 ноября 2016 г.

Автостопом по Среднему Дону

В 2016 году я задумался о повторении путешествия по Среднему Дону. Причиной тому стали постоянные неурядицы с поиском попутчиков. Мне надоело что кто-нибудь постоянно отказывается, передумывает или выставляет условия. Путешествие с клубом лишено как минимум этих проблем. Но я даже представить себе не мог какие проблемы возникнут в 2016 году! Я отправился в это путешествие в очень необычном для себя формате, фактически автостопом. Свою машину мне пришлось оставить дома и потом проситься то в один, то в другой экипаж.

Весной 2016 года я решительно отправил заявку на участие в экспедиции Средний Дон. Как минимум я сэкономил деньги, а на самом деле подстраховался от изрядно надоевших отказов со стороны попутчиков. И не ошибся! За месяц до начала поездки все желающие составить компанию один за другим отвалились. Я принял непростое решение поехать в экспедицию один, без штурмана. В крайнем случае можно было бы найти попутчиков через клуб. Но и в одиночку движение в колонне автомобилей не столь рискованное как по-настоящему одиночное путешествие. Будет немного неудобно, но я буду держаться в "кильватерной струе" других участников команды. Меня не бросят, правила экспедиции запрещают одиночное движение экипажей.

Но буквально за пару недель до отъезда случилось непредвиденное. В России запретили джипы! С мест поступали тревожные сообщения о массовых облавах на внедорожники. Я не буду вдаваться в формальности и не хочу слушать разглагольствования педантов в духе "А надо было раньше... А формально можно, но..." По сути дела сейчас в России джипы запрещены, а в июне началась массовая кампания и травля. Позже оказалось что в разных регионах ситуация была различной. Где-то свирепствовало ГИБДД, а например Воронежскую область напасть в тот момент обошла стороной.

Я оказался в центре "идеального шторма". Мне предстояло ехать одному в дальний и незнакомый регион, да ещё в разгар кампанейщины. В таких условиях я не решился ехать на своём автомобиле. За пару дней до отъезда я предпринял отчаянную попытку уговорить приятеля поехать со мной на его автомобиле. Но в итоге я написал письмо организаторам и они нашли экипаж, которые согласился меня приютить. Так я стал прихлебателем. Мне оставалось только купить билет на поезд до Воронежа, и собрать скудное снаряжение. Теперь я был ограничен вместимостью небольшого рюкзака. Особенно обидно было выкладывать фотографические принадлежности, они занимали слишком много места.

23-го августа 2016 года я приехал в Воронеж. Меня встретил экипаж Николая на коричневом пикапе Mitsubishi L200. Забавно, это был почти брат-близнец моего автомобиля, даже кузов был закрыт не кунгом, а плоской крышкой. Первым делом я поделился своей бедой и рассказал о причинах своей вынужденной безлошадности. Николаю облавы ГИБДД не грозили, на его автомобиле почти не было внедорожного оборудования, которое попало под запрет. Зато Николай подробно рассказал мне о своём увлечении мотоциклами. Задний бампер на его пикапе был специально оборудован для перевозки мотоцикла.

До места сбора экспедиции мы доехали в сумерках, зато утром мне удалось осмотреться. Средний Дон ждал нас!

Грунтовыми дорожками мы доехали до знаменитого Дивногорья. Останавливаться мы не стали, место было хорошо знакомым.

Зато я открыл купальный сезон в Красной Сосне! Впредь и до конца экспедиции я купался каждый день.

Мы проезжали по милым и знакомы просёлкам Среднего Дона

Опасный спуск около горы Шатрище

На этот раз мне удалось осуществить давнюю мечту и покорить гору Шатрище. В предыдущие 2 раза на осмотр Шатрища мне не хватало времени.

Вход в меловую пещеру был слишком узкий, я не захотел пачкать одежду

На вершине Шатрища очень красиво

Команда продолжает движение по степным просторам и посещает воинский мемориал

К сожалению это красивейшее место на берегу Дона начали застраивать. Скоро сюда нельзя будет приехать.

На пляж у деревни Колыбелка мы приехали засветло. Большая удача!

Зато на утро можно было посмотреть на внедорожные соревнования или даже принять в них участие. Организаторы проложили сложную трассу по песку

А участники экспедиции Средний Дон 2016 продолжают свой путь

Красота неописуемая!

А вот и знаменитые курганы. Это два холма удивительно правильной формы. Искусственные они или нет, мы не знаем.

С вершины кургана открывается вид на Дон

Однако все попытки покорить курган закончились неудачей

Ещё одной жемчужиной Воронежской области является пещерный монастырь Костомарово. Монастырь расположен в ложбине между меловых холмов — ни ветерка, ни дуновения. Путники страдали от жары, а в пещерах монастырей царила приятная прохлада.

Впрочем, каждый молится своим богам. Мне пришлось взойти на Голгофу в поисках контакта с мобильным Интернетом. В ложбине монастыря совсем нет связи.

От Костомарово путь лежал к Белогорью. К сожалению мы приехали после 17 часов и не попали на экскурсию внутрь монастыря. Пришлось довольствоваться осмотром территории.

В деревне Басовка, совсем недалеко от места стоянки самый рьяный участник нашей команды решил проверить внедорожные способности своего автомобиля и ожидаемо застрял. Пришлось внепланово организовывать спасательную экспедицию.

Мы расположились на ночлег на знакомом пляжу рядом с Басовкой

Речная тина причудливо осела на траве и напоминала фантастический инопланетный мир

26-го июня участники экспедиции направились к Семейковским пещерам. Это маленький подземный город!

С своеобразных балконов пещеры и с близлежащий холмов открывается вид на старицу Дона.

Дальнейший путь лежал по крутому берегу Дона.

Настало время спуститься с меловых гор на грязную землю. Низина не сулила ничего хорошего.

Глаза боятся, колёса крутятся. Коварная низина оказалась совсем не страшной. Экипажи преодолели опасное место и снова поднялись на обрыв и осмотрели ещё одну пещеру рядом с посёлком Монастырщина.

Следующий лагерь мы разбили на шикарном пляже у посёлка Сухой Донец.

По замыслу организаторов 27-го июня должен был кольцевой маршрут с возвращением на прежнее место. Можно было посетить знаменитый музей Новикова. Но наша команда предалась купанию, лени и чревоугодию. Мы никуда не поехали. Зато отлично провели время, я купался почти каждый час. А вечером состоялось походное застолье. Я так взволнован запретом внедорожников, что незаметно для себя донимал всех окружающих. Мне даже сделали замечание.

По Дону проплывал туристический плот. Тоже хороший вид отдыха. Команда плота неосмотрительно спросила отдыхающих о местности.
— Бухой Донец!
— Сухой Конец!
Шутили с берега

28-го июня мы продолжили пути мимо Демидовской пещеры и станицы Казанская.

Но дальше случилось первое приключение. На въезде в красивые Солонцовские пески произошла поломка одной из машин. Мотор потерял тягу и из выхлопной трубы повалил чёрный дым.

Пришлось отменить поездку по пескам и заняться срочным ремонтом. К сожалению желаемого результата он не принёс. Водитель Максим очень расстроился, и было с чего. Дальнейшее участие в экспедиции было под вопросом.

Остальные участки команды по мере сил помогали с ремонтом и коротали время. Мы приняли решение доехать до следующего места стоянки по асфальтированным дорогам.

От этих песков начинался новый экспериментальный этап экспедиции Средний Дон. В 2016 году организаторы приняли решение изменить традиционный маршрут и от станицы Казанской направится в сторону реки Хопёр. Мы стали первопроходцами новой версии маршрута.

На берегу небольшой речки Толучеевки был небольшой пляж и симпатичная роща для туристического лагеря. Вечером экспедицию приветствовал глава местной администрации, он даже сам принял участие в концерте туристической песни. Отрадно видеть что есть ещё чиновники ратующие за туризм и развитие своего региона.

У Максима произошла нечаянная радость. Его машину чинили всей экспедицией. Всё дело оказалось в волшебных проводках. Перетёрлись управляющие проводки одной форсунки. Машину починили и экипаж Максима смог продолжить путешествие. А я утром отправился на осмотр близлежащей пещеры.

29-го июня я пересел в другой экипаж. Мой друг Олег, хорошо знакомый ещё по Приэльбрусью, плохо себя чувствовал и предложил мне сесть за руль его автомобиля. Мы направились в город Калач на осмотр большой пещеры. Члены местного спелеоклуба провели нам экскурсию.

Наш путь лежал в село Ломы, где раскинулся природно-ландшафтный парк. Специально для экспедиции была забронирована кэмпинговая площадка, а желающие могли расположиться в комфортабельных коттеджах.

Ресторан парка оформлен натуральными материалами

Забавно что стены помещения сделаны из старых купейных вагонов. В бывших купе сделаны недорогие номера для отдыхающих.

Загадочное ветвистое сооружение в центре парка, напоминающее объекты АрхСтояния, оказалось садом качелей.

Есть и другие интересные объекты, например каменный лабиринт

Мельница по всей видимости ещё не восстановлена. Многие части внутренних механизмов отсутствуют.

Очень странная надпись сделана из выбеленных сучьев.

Особой достопримечательностью парка Ломы является стадо диких свиней. Свиньи не томятся с загонах, а свободно пасутся в большом вольере. Вечером их кормят. Несколько таких хрюшек послужили основой торжественного ужина.

1-го июня участники экспедиции увидели Хопёр.

Я теперь ехал за рулём вот такой замечательной машины

Первый взгляд на Хопёр разочаровал. В узких берегах текла коричневая жижа. С трудном верилось что Хопёр называют самой чистой рекой Европы.

Ландшафт немного изменился по сравнению со средним Доном. Высоких меловых круч не было мало.

Но больше всего запомнились слепни! Мы ехали среди высокой травы и каждый раз когда выходили из автомобилей на нас набрасывались тучи слепней. А выходить из автомобиля приходилось не только для фотографирования.

На это раз лагерь экспедиции был разбит выше по течению Хопра около станицы Луговская.

Меня удивило насколько сильным было течении. О полноценном купании не могло быть и речи. Приходилось босиком проходить 100 метром вверх по течению с сплавляться вниз стараясь не удаляться от берега. Река на вид была более чистой, чем мы видели раньше.

2-го июля за руль снова сел Олег. Я уже третий день ехал в машине организаторов экспедиции и на своей шкуре испытал все беды и лишения. Мы уезжали от лагеря в числе последних, грузили много разного оборудования. Но главное, мы проезжали мимо многих внедорожных участков маршрута по обычным дорогам. Хотя в других ситуациях нам приходилось целенаправленно посещать не слишком интересные объекты. Одним из них стала Шемякина Дача. По сути это просто лес в глубине которого растёт несколько якобы реликтовых дубов. Если этого не знать заранее, отличить эти дубы от прочей растительности невозможно.

Ну дерево и дерево.

Иногда нам приходилось разведывать или перепроверять маршрут

К сожалению, посещение Урюписка, культового города российских анекдотов, было скоротечным. Нас подгоняли организаторские дела.

Мы стремительно приближались к конечной точке экспедиции, Верхнехопёрскому заповеднику. Мы должны были приехать раньше обычных участников что бы уладить административные вопросы и получить разрешение на размещение.

В доме смотрителя заповедника живёт приблудившаяся косуля. Её мама погибла и смотритель выходил детёныша.

Нам выделили обустроенную стоянку на берегу Хопра. Повсюду были размещены забавные плакаты. Впрочем глядя на текущую мимо жижу трудно было удержаться от смеха читая про "чистую как алмаз" воду. Впрочем, нам объяснили что виной тому сильные дожди которые прошли незадолго до нашего приезда. Уровень Хопра так поднялся что даже все пляжи оказались затопленными.

Верхнехопёрье считается родиной выхохули. На следующий день была даже запланирована большая экскурсия.

Кругом очень красиво!

Повсюду встречались протестные стикеры. Общественность выступает против строительства никелевого комбината.

На этом экспедиция Средний Дон 2016 почти завершилась. Вечером 2-го июля состоялось итоговое собрание. Все пили чай из трав, обменивались впечатлениями. Я оказался единственным трусишкой, который испугался ехать на внедорожнике, поэтому мне ещё предстояло найти экипаж, которые отвёз бы меня в Москву или хотя бы в Воронеж. Мои поиски увенчались успехом, но из-за этого мне пришлось пропустить интересную экскурсию по заповеднику. Вечером 3-го июля я уже был дома.

Конечно впечатления от экспедиции оказались испорченными. Я перестраховался и не рискнул ехать на своём автомобиле. Зато я получил новый для себя опыт каково ездить в подобные путешествия случайным пассажиром и штурманом. Быть штурманом мне понравилось, а сторонним пассажиром нет.

Общий план маршрута представлен на карте. К сожалению фрагмент маршрута от Урюпинска до Новохопёрска не сохранился.

Все фотографии из поездки можно посмотреть в альбоме