19 июля 2015 г.

Угорские ухабы

Мой приятель Сергей "Минстрель" попросил меня подобрать лёгкое путешествие, которое позволило бы приобщить его 5-летнюю дочь к походной жизни. После некоторых раздумий я предложил на вторых майских праздниках 2015 года посетить национальный парк Угра. В замечательных сухих угорских лесах детям самое раздолье. Кроме того, в самом парке расположено несколько примечательных мест, например Поповский родник. Ну а главной достопримечательностью безусловно является знаменитое Архстояние.

Мы с Сергеем пытались расширить нашу компанию, в итоге со мной поехала моя "лыжная" знакомая девушка Лена, а Минстрель смог соблазнить своего приятеля Тимура с двумя детьми. В порядке подготовки мы даже заранее получили разрешение на посещение парка. Впрочем, оно совершенно не понадобилось. Я планировал начать посещение парка Угра с Архстояния, затем найти место для постоянного лагеря, с тем что бы дети могли вдоволь нарезвиться. На следующий день мы могли бы совершить несколько радиальных выездов к другим достопримечательностям парка Угра. Однако этим планам не суждено было сбыться.

Утром 8-го мая мы выдвинулись. Минстрель с дочерью приехал на место немного раньше моего экипажа. Тут-то нас поджидал первый сюрприз. Мобильная связь в районе Архстояния практически не работала. Я метался по холмам в попытках дозвониться до друга. В конце концов нам удалось связаться. Минстрель ждал меня в кафе "Угра" в соседней деревне Кольцово. После встречи Минстрель поведал мне две неважных новости. Во-первых кафе Угра несуразно дорогое. Обед на одного человека и ребёнка обошелся в 1600 рублей. Но к кухне претензий не было. Вторая новость была гораздо печальнее. Наш третий участник Тимур задерживался. Вместо раннего выезда ему пришлось утром экстренно выйти на работу на 2 часа, а следовательно, он попал во все массовые пробки. Увы, но осмотр Архстояния нам пришлось начать без Тимура.

Комплекс Архстояния разделён дорогой на две части. Я рассудил, что мы сможем спокойно и не торопясь осмотреть серверную половину. И если Тимур сильно задержится, уже с ним осмотреть южную.

По сравнению с моими прежними посещениями Архстояния произошли большие изменения, появилось подобие туристической инфраструктуры. Например неподготовленные туристы могут разместиться в лёгких домиках-бунгало. По крайней мере к ним подведена вода, есть умывальники. А вот для обладателей палаток сделаны специальный деревянные помосты, проведены дорожки.

Мы приступили к осмотру экспонатов. Мои спутники были в полном восторге!

Например вот это "Удалённый Офис"

А вот это "Арка"

Расстояние между экспонатами достаточно большое, мы изрядно устали, тем более что нещадно пекло солнце. Погода была удивительно тёплой и солнечной для начала мая. Настало время позаботится о ночлеге. Поскольку Тимур так и не приехал, мы решили искать место лагеря недалеко, по крайней мере в зоне действия мобильной связи. Ещё утром я встретил местного егеря и теперь связался с ним. Егерь предложил нам интересный вариант. У него было на примете одно замечательно место. Но оно со следующего дня уже было забронировано. В нашем распоряжении оно было ровно сутки. Вначале мы приехали на общий кэмпинг у деревни Звизжи. Кэмпинг был тесный и многолюдный. Хотя мой первоначальный план постоянного лагеря терпел крах, мы согласились с предложение егеря. И совершенно правильно сделали!

Мы были совершенно одни на просторном плёсе реки.

Наконец-то приехал Тимур. Я удивился его решимости, он поехал в автопоход на совершенно городском автомобиле Ситроен. Каких же мук ему стоило доехать до Архстояния?! Солидный участок дороги не имеет твёрдого покрытия и состоит их сплошных ям, колдобин и ухабов. Теперь понятно почему эту "последнюю милю" Тимур преодолевал почти 2 часа.

После лёгкого обеда мы с Леной решили прогуляться вдоль реки и взяли со собой весь выводок детей.

Красота!

В какой-то момент мы упёрлись в тупик, но на север, в сторону от реки уходила небольшая тропинка. Я достал навигатор что бы посмотреть куда она могла бы вести. И тут я обомлел! Оказалось что мы находимся у самой южной части Архстояния! Получается что от нашего лагеря до самых известных экспонатов "Ухо" и "Древо Мира" было примерно 800 метров. А теперь мы подошли к ним почти вплотную. Мы просто были обязаны их посетить!

Вдоль берега реки мы вернулись в лагерь. Друзья за время нашей прогулки приготовили ужин.

День выдался тяжелым и насыщенным, все разбрелись по палаткам спать.

К сожалению, на следующий день мы должны были покинуть столь замечательное место. Мы погрузили вещи в машины и минуя деревню Звизжи снова приехали к Архстоянию. Я предполагал что мы осмотрим вторую часть экспозиции, затем поедем на Поповский родник рядом с которым и пообедаем.

Южная часть экспозиции, с которой собственно и начиналось Архстояние, сейчас существенно уступает северной части. Некоторые объекты уже демонтированы. Например вместо "Гиперболической Градирни" сейчас сделана небольшая сцена.

Зато никого не оставил равнодушным "Павильон Шишек" и "Дом над Лесом"

Мы уже заканчивали осмотр южной части, когда Сергей стал настаивать что бы опоздавшая накануне семья Тимура осмотрела и северную часть Архстояния. На мой взгляд это было немного странно. Если люди опоздали, то значит пропустили часть "культурной программы". В конце концов, я предполагал что Архстояние будет значительной, но единственной частью нашего путешествия. Надо было как минимум посетить ещё Поповский Родник (где я предполагал устроить обед-пикник) и может быть даже Александровское Городище. Но я оказался в меньшинстве. Молодые отцы заявили что "детям нужно есть" и мы отправились искать подходящее место. Мы поехали по заброшенной дороге в сторону от деревни Кольцово. Однако по этой дорожке нам пришлось проехать достаточно далеко что бы найти удачную лужайку.

Место было действительно замечательное. Но меня угнетал тот факт что вместо посещения парка Угра мы оба дня проведём на Архстоянии. Так оно и получилось.

По правде сказать, на второй попытке мы старались осмотреть экспонаты, которые пропустили накануне.

Я предпринял попытку спасти положение. Ещё во время пешего похода по этим местам я хорошо запомнил, что от Архстояния очень близко до деревень Сергиево и Поповка. Мы тогда прошли этот путь пешком минут за 40. Друзья крайне скептически отнеслись к моей идее, но всё же решили попробовать. Мы немного проехали от Кольцово что бы найти грунтовку к Сергиево. Молодые отцы в полной мере вжились в роль и напрочь отказались ехать. Дорога-то была, но ехать по ней на сугубо городских машинах было и впрямь рискованно. В лучшем случае поездка закончилась бы возвращением назад. Тогда я всё же настоял на посещении Поповского родника, но по обычным дорогам.

Мои друзья были так недовольны, что даже не удосужились выйти из машин что бы посмотреть на знаменитые "хоботы", которые расположены чуть в стороне от основной экспозиции.

Хотя до Сергиево было всего 2 км, нам пришлось ехать вокруг. Вначале надо было вернуться на трассу, а потом поехать к Сергиево. И вот тут Угорские Ухабы проявили себя в полной мере. Стало понятно почему Тимур на Ситроене так задержался. Если мы с Сергеем ехали по дороге от Архстояния со скоростью где-то 50 км/ч, то Ситроену пришлось едва ползти. Не могли же мы его бросить! Приходилось ждать.

Однако вскоре выяснилось что это были лишь цветочки. Мы выехали на трассу, проехали немного до нужного поворота и направились к деревне Сергиево по обозначенной дороге. Но она была необыкновенно ухабистой. Грязи и глины не было, грунт был твёрдым. Но какой ухабистой была эта дорога! В прошлый раз мы ездили к Поповскому Роднику на автомобиле Рено Логан и у меня не осталось в памяти что дорога была такой. Может быть я просто не обратил внимание, а может быть дорогу разбили за последние годы.

Когда мы Сергеем доехали до развилки между Сергиевом и Поповским то обнаружили что Тимур совсем отстал. Связаться по рации не удавалось. Ситуация была критической. Как я ни пытался убедить Сергея что дорога совершенно проезжая, молодой отец не признавал и ничтожной доли риска. В итоге я поехал на Поповский Родник один, до него оставались считанные сотни метров. Обидно было бы вернуться почти достигнув цели.

Вот это чудо природы. Моя спутница Лена была в полном восторге!

Если вы соберётесь посетить Поповский Родник, то знайте, в точке с координатами (N54 45.804 E35 30.166) находится неприметный съезд на запад, которые приведёт в Поповское без каких-либо проблем. Этой накатанной тропой пользуются сами жители деревни.

Осмотрев Родник, мы отправились обратно на трассу. В конце концов мы все снова встретились у поворота к деревне Беляево. Я узнал что Тимур увидев ухабы просто не поехал по дороге на Сергиево. Мы подождали, пока наш спутник Сергей пополнит запасы топлива и направились к Беляево. Увы, без приключений не обошлось. На грейдерной дороге Тимур отвлёкся на навигатор и съехал в кювет. Ему повезло, машина практически не получила повреждений. Я без труда вытащил незадачливый Ситроен при помощи лебёдки. А Сергей тем временем поехал вперёд что бы разведать обстановку и возможно занять место в кэмпинге Папаево.

Увы, Сергей принёс грустные новости. Кэмпинг у деревни Папаево был практически полностью занят местной молодёжью отмечавшей национальный праздник. Со разных сторон доносилась громкая музыка и пьяные вопли. Нам такое соседство совершенно не нравилось. Я попытался было съездить на разведку, но выяснил что места стоянок заканчиваются неподалёку и дорога идёт просто вдоль берега реки. Потом оказалось что я ошибся. Мы приняли наверное единственно верное решение, мы решили поужинать без лагеря, потом отъехать в сторону от "Сельской Нови", где и заночевать. Так и сделали. Мы искали место стоянки уже в темноте. Ставить лагерь в открытом поле не хотелось и моя спутница Лена чудом увидела едва заметную дорожку ведущую к лесу. Каково же было моё удивление, когда дорожка привела к оборудованному месту стоянки! Мы разбили палатки и утомлённые непростым днём погрузились в сон.

Утро третьего дня путешествия преподнесло сюрприз. Вот что мы нашили рядом:

Настало время собираться. Прошлые обиды были забыты и мы решили на прощание проехать вдоль излучины Угры до деревни Беляево.

На всём пути в лесу мы то и дело замечали оборудованные стоянки. Они были расположены на достаточном расстоянии друг от друга по всей длине излучины.

Мы приехали на знакомый мне крутояр в деревне Беляево

От него рукой было подать до музея национального парка Угра. Но по случаю праздника музей не работал. Пришла пора прощаться. Домой мы добирались самостоятельно.

Несмотря на некоторые разногласия, первое "детское" путешествие прошло успешно. Конечно, на будущее надо учесть что посещение Архстояния с детьми требует по меньшей мере двух дней. Все фотографии из этого путешествия можно посмотреть в альбоме