15 января 2013 г.

Волжские Лыжи

Новый Год должен быть активным! Поэтому уже 2-го января 2013 года я отправился в лыжный поход с группой "Маньяки Активного Отдыха". Мы собирались пройти от Савёлово до Дубны по льду Волги.

В утренней электричке Москва-Савёлово собралась компания из 10-ти человек с лыжами. Удивительно, но свободных мест было немного. Ладно сумасшедшие туристы, но кто все эти люди которые в 9 утра 2-го января едут в Савёлово? Тем не менее мы добрались до Савёлово без особых приключений и встретили на станции ещё двух участников, они приехали на автобусе из Дубны.

Пока наша компания собиралась, я увидел двух молодых людей со сноубортами. Где они в Савёлово горы нашли? Впрочем, при здравом рассуждении я решил что ребята собирались ехать на электричке в Яхрому. В конце концов сборы были окончены и мы дошли до набережной Волги. Тут стоит пожалуй единственная достопримечательность Савёлово — реактивный бомбардировщик Ту-16.

Мы сфотографировались на дорожку и двинулись в сторону Волги.

Непосредственно у самолёта спуска на лёд не было, нам пришлось пройти по набережной. Тут нас ждало два неприятных сюрприза. Во-первых дул встречный ветер, он в любом случае затруднил движение. При попутном ветре бежать на лыжах куда веселее. А вот второй "сюрприз" был серьёзнее. На льду тут и там виднелись предательские желтые проталины. Мы рассчитывали что после двух недел крепких морозов в декабре Волга полностью встанет. Поход был под угрозой срыва.

Мы решились выйти на лёд. Оказалось что вся поверхность льда покрыта слоем ледяной каши, шуги. Кое-где эта каша припорошена снегом, а там где снег сдуло образовались те самые желтые пятна. Под слоем шуги был твёрдый крепкий лёд. Опасности провалиться не было. Но идти предстояло по щиколотку в шуге. Лыжи стремительно превращались в водные. Я боялся другого, в прошлый раз стоило хотя бы один раз наступить на воду как лыжи мгновенно покрывались липким слоем льда. Двигаться в таком режиме было бы совершенно невозможно. Но была плюсовая температура, налипания льда на лыжи не происходило. Был бы хотя бы небольшой минус, поход пришлось бы заканчивать.

Мы приняли решение совершить поход. Пораженческие настроения были отметены.

И вот тут я оказался в незавидном положении. У моих лыж была чудовищная отдача. Фактически я шел отталкиваясь только палками, лыжи совершенно не держали толчок, а слой шуги оказывал значительное сопротивление. Я решил что ледяная шуга смыла мазь удержания, которую я нанёс на лыжи. Мы прошли всего 6 км, а я очень устал. Привал был намечен у индустриального объекта.

Необходимо было подняться на берег. С такими скользящими лыжами я решил разуться и подняться пешком. Едва поднявшись я почувствовал себя очень плохо. Сердце колотилось, тошнило. Друзья с радостью изучали краны, поднялись на самую верхотуру. А я понуро сидел внизу. Позже я понял что не дотянул до привала буквально 10 минут. После перекуса со сладким чаем моё самочувствие улучшилось, больше такого не повторялось.

А друзья исследовали железных монстров.

После привала у кранов мы продолжили движение.

Я оказался в непривычной для себя роли отстающего. Одно было спасением, моя рация работала. Перед походом я узнал не очень приятную для себя вещь. Оказалось что моя рация, которая была заявлена как широкополосная не может точно выставить частоты каналов стандарта PMR. А группа "Маньяки Активного Отдыха" использует именно эти частоты. Но треволнения оказались напрасными, несмотря на расхождение в несколько килогерц, моя рация держала устойчивую связь с PMR-рациями организаторов. Моё отставание не было слишком обременительным для основной группы, со мной держали связь по радио.

Мы двигались по Волге.

Миновали какой-то пионер-лагерь.

Но тут появились новые проблемы. По мере продвижения в сторону Дубны лёд становился тоньше и тоньше. На середине реки стали появляться настоящие полыньи. В некоторых местах толщина льда не превышала пары сантиметров. Хорошо что мы шли на лыжах, они создают небольшое давление на лёд. Пеший путник наверняка бы провалился.

Нам пришлось идти по самому краю русла, практически вдоль берега.

По берегам рос величественный бор.

А отдельные полыньи тем временем сменились на постоянный фарватер.

Движение стало весьма рискованным.

Если впадающая в Волгу река Дубна тоже не замёрзла, нам пришлось бы делать большой крюк.

Мы сделали привал у какой-то турбазы, теперь нам приходилось идти строго вдоль кромки берега.

А по центральной проталине спокойно плавали моторные лодки рыбаков. Шутки насчёт водных лыж перестали быть шутками.

Наконец из-за поворота показалось Ратмино, это пригород Дубны где Юрий Долгорукий основал крепость, а сейчас стоит церковь.

Нам повезло. Река Дубна замёрзла целиком, были даже видны следы снегоходов. Проблем с пересечением не возникло.

Мы поднялись на берег и осмотрели памятное место.

Я предложил организаторам изменить первоначальный маршрут и двинуться по льду Дубны. Там уже катались местные лыжники, а узкая кромка льда на Волге внушала мне опасения. Но было принято решение продолжить путь по Волге.

И тут со мной произошла удивительная вещь. Мои лыжи неожиданно поехали! К вечеру температура опустилась ниже нуля, а лёд здесь был покрыт слоем снега, шуги не было. Мазь удержания не смылась шугой, как я предполагал ранее, и начала работать. Я неожиданно оказался в первых рядах.

Ближе к городу полоса льда стала совсем узкой, а лёд тонким. Сказывалась близость плотины и Московского Моря.

По счастью на этом наш маршрут был завершен, мы пришли к городскому пляжу города Дубна. Настала пора переодеваться и снимать лыжи.

Но на этом поход ещё не закончился. Мы зашли в уютное и недорогое кафе у железнодорожной платформы. Эх, когда-то тут было знаменитое кафе Нейтрино. Персонал кафе никак не ожидал увидеть толпу туристов и слегка опешил. Тем не менее нас накормили сытно и недорого. Наиболее сознательные участники похода попытались купить билеты. Но оказалось то кассы работают только до 18 часов вечера. Пришлось возвращаться в Москву "полузайцем". У нас не было билетов на вполне законных основаниях.

Лыжный поход по льду Волги от Савёлово до Дубны закончился без происшествий. Уставшие но довольные мы вернулись в Москву. На обратном пути мы компактно сели в полупустой электричке и развлекались игрой в "крокодила".

Все фотографии похода можно посмотреть в альбоме: