9 ноября 2011 г.

Бриллиант Золотого Кольца

"Длинные" выходные 4-6 ноября 2011 года я решил посвятить поездке в настоящий бриллиант Золотого Кольца — город Суздаль. Осенью погода бывает очень коварной, поэтому для проживания я выбрал гостиницу Горячие Ключи. Если было-бы пасмурно и дождливо, то мы могли бы найти себе занятие в самой гостинице. Тут были и бани с разными водными процедурами, и какие-то оздоровительные ванны, бильярд и прочие развлечения. По счастью нам с погодой неожиданно повезло, на выходных была морозная, но пронзительно ясная и солнечная погода.

По первоначальному плану мы собирались по пути в Суздаль заехать в Боголюбово и осмотреть знаменитую церковь Покрова на Нерли, второй день посвятить осмотру Суздаля, а на третий день поехать домой через Владимир. Однако потом планы пришлось немного изменить что сделало поездку ещё более интересной.

Я очень опасался пробок на Горьковском шоссе и очень хотел выехать в половине восьмого утра. Но эта идея не нашла должного понимания у попутчиков, и мы отложили выезд на час позже. Потом об этом пришлось горько пожалеть. Мы назначили встречу в 8:30 у станции метро Шоссе Энтузиастов, но со всеми сборами и ожиданиями выехали без десяти минут девять. В итоге до Владимира мы ехали более пяти часов! Совсем уж мёртвых пробок и заторов нигде не было, поток машин равномерно полз с невысокой скоростью.

В городе Покров мы сделали небольшую остановку что бы купить знаменитые Покровские Пряники. Жаль что они известны не так широко как Тульские. Кроме немного другой рецептуры эти пряники отличаются тем что на них нарисованы настоящие картины из глазури. Мы купили пряник с рисунком парусного корабля и острова. Я даже представить не могу как мы будем резать ножом и потом есть такую красоту. По рассказам в городе есть фирменный магазин, торгующий этими пряниками. Но он расположен в стороне от трассы. Зато прямо на трассе находится филиал. Он расположен на самом выезде из города (если ехать из Москвы) около топливной заправки. Магазин легко узнать по яркому резному орнаменту вывески.

4-е ноября. Боголюбово

Наконец-то в 14 часов дня мы приехали в пригород Владимира Боголюбово. По первоначальному плану мы собирались посетить Владимир в последний день поездки, на обратном пути в Москву. С названием села связана легенда. Однажды сын Юрия Долорукого князь Андрей вез икону Божией Матери из Владимира в Ростов. Но в 10 км от Владимира неожиданно лошади "встали" и отказывались стронуться с места. Однако стоило снять икону с повозки, как лошади возвращались в нормальное состояние. Поэтому решили что эта икона "облюбовала" именно это место. На заветном месте построили храм, а само село назвали Боголюбово, в память об этом событии. Сам князь Андрей очень любил это место и построил здесь свою загородную резиденцию. Так князь Андрей получил прозвище Боголюбский. Здесь его и убили.

Особый интерес представляет вот это здание храма Рождества Богородицы с лестничной башней.

Дело в том что левая часть постройки и переход над аркой это чудом сохранившаяся часть того самого дворца князя Андрея. Это самая старая гражданская постройка в России. С небольшой комнаткой над аркой связана печальная история. Именно в ней заговорщики убили князя Андрея. Дело было так. Князь Андрей обычно ночевал в этой комнате. Заговорщики подкупили личного оруженосца князя что бы он забрал всё оружие якобы для "чистки". Когда 20 человек убийц ворвались в покои князя, он оказался совершенно безоружен. Но в этой кровавой бане князь всё же выжил и нашел в себе силы спуститься по лестнице башни в то время как заговорщики праздновали победу. Увы, раны были смертельны и князь Андрей Боголюбский умер на ступенях внутренней лестницы.

Мы ещё немного осмотрели монастырь и направились к наверное самой известной достопримечательности этого места.

Мы знали что проход к знаменитой церкви Покрова Богородицы на Нерли лежит через пешеходный мост на железнодорожной станции. Но мы не ожидали что он расположен совсем близко от монастыря и поехали на машинах. В итоге пришлось немного проплутать, хотя достаточно было пройти 100 метров.

К сожалению уникальный природный и духовный ландшафт сейчас безвозвратно гибнет. К церкви Покрова ведут дорогу по берегу Нерли. На последней фотографии видна часть будущей стоянки. Нарушается целостность восприятия, к церкви Покрова надо идти пешком по замощенной тропе. А как проведут дорогу, так сразу будут привозить бонз на лимузинах.

Когда мы двинулись в обратный путь природа подарила нам удивительной красоты облака.

5-е ноября. Суздаль

Мы приехали в Суздаль в самом конце светового дня. По пути произошло забавное происшествие. По центральной улице Суздаля, улице Ленина проходит часть маршрута развлекательных гужевых повозок. Нам довелось ехать за одной из них. Неожиданно у повозки "сломалась лошадь", как пошутили мы позже. Лошадь остановилась и отказалась идти. Женщина-возница слезла с облучка и разными способами уговаривала лошадь продолжить движение, поправляла сбрую. Как назло всё это произошло на участке улицы со сплошной линией разметки. Нам пришлось терпеливо ждать когда "починят лошадь".

Мы разместились в гостинице Горячие Ключи. Это не только гостиница, а большой банно-оздоровительный комплекс. Выбор был неслучаен. Полагаться на погоду поздней осенью нельзя, нужно было иметь запасной вариант времяпрепровождения на случай ненастья. В целом гостиница произвела хорошее впечатление, персонал был необыкновенно приветлив и обходителен. Завтрак, включенный в стоимость номера был сытным и вкусным. Но, как водится, национальные традиции наложили отпечаток на качество обслуживания. Как обычно, все системы предприятия по отдельности работают хорошо, но слаженности и согласованности не хватает. У нас было в общей сложности пять неприятных моментов. Для начала оказалось что цена номера не соответствовала той по которой мы бронировали. Кто-бы удивлялся! Когда почти за полтора месяца мы бронировали номера на 4-5-6 ноября, мы специально уточнили цену номера. Работница гостиницы сообщила нам что в эти дни цена составит 3200 рублей в сутки. Разумеется на месте нас ждал уже совсем другой прейскурант, номер стоил уже 3700 рублей ибо "высокий сезон и праздничный день". А телефонный разговор "к делу не пришьёшь". Вот зачем надо было врать, если нет уверенности?

Три следующих неприятности произошли в связи с заказом бани. Мы заранее забронировали баню на 6 человек и даже оплатили. Но одна девушка не смогла пойти в баню по состоянию здоровья. И вот тут-то оказалось что такой операции как возврат денежных средств не предусмотрено в принципе. Сотрудницы предложили нам заказать другие услуги на высвободившиеся средства. Пришлось соглашаться. Попутно мы выяснили что выдача необходимых при посещении бани войлочные шапочек не производится. На сайте гостиницы об этом тоже ничего не было написано. Нам пришлось покупать шапочку на месте, хотя мы вполне могли взять её из дома.

Но всё это мелочи по сравнению с тем провалом который произошел при посещении бани. Мы заказали два веника, по 120 рублей каждый. Нам их выдали… но забыли запарить! На нашу жалобу управляющий нам ответил "Мы напомним банщикам". Какое "напомним", запапивать веники надо было часом раньше. В итоге недешевое посещение бани оказалось скомканным.

Номера гостиницы оказались очень тёплыми и достаточно комфортабельными. На этажах повсюду висели реплики известных картин русских художников и вообще оформление гостиницы было классическим "a la russe". К сожалению стилизация перешла разумные пределы и в одном из номеров водились мыши! И это в гостинице на 4 "звезды". Это был последний, пятый недочёт гостиницы Горячие Ключи с которым мы столкнулись. В остальном, гостиница нас только радовала.

Утро 5-го ноября порадовало нас лёгким морозцем, инеем и пронзительно ясным голубым небом. Лучшая погода для осмотра и посещения достопримечательностей Суздаля. Первым делом мы направились к Спасо-Евфимиеву монастырю, который был ближе всего к нашей гостинице.

В надвратной башне расположены кассы. Хорошо что мы пришли сюда рано. Когда мы покидали монастырь, очередь за билетами выстроилась далеко на улицу.

В самом монастыре мы осмотрели соборы, звонницу и могилу Дмитрия Пожарского.

Мы полюбовались на Смоленскую церковь и направились к знаменитому Суздальскому Кремлю.

По пути мы очень удачно свернули с центральной улицы и вышли на берег реки Каменки. Отсюда открывался вид как на Спасо-Ефимиевый монастырь, так и на Покровский монастырь, расположенный на другом берегу.

Мы продолжили путь к Кремлю, по дороге заглянули в Ризоположенский монастырь.

Затем мы миновали без остановок торговую площадь. Здесь во всю шла бойкая торговля сувенирами и знаменитой суздальской медовухой. Но мы решили вначале завершить осмотр, а потом уже закупать сувениры и напитки. Мы прошли через целый ряд лошадей и ослов на которых катают туристов и подошли с земляным валам древнего суздальского кремля. На насыпь можно залезть и полюбоваться на излучину реки Каменки.

В самом кремле достаточно пустынно, но в зато действуют многочисленные музейные экспозиции. К сожалению на посещение музеев времени у нас не было.

На другом берегу реки Каменки, которую мы перешли по пешеходному мосту, расположился традиционный "a la russe" музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Мы к этому времени уже замёрзли и проголодались, поэтому вместо посещения музея решили зайти в расположенное неподалёку кафе. Увы, кафе было закрыто для простых посетителей, по всей видимости его забронировала одна из многочисленных экскурсионных групп. Нам пришлось возвращаться обратно на улицу Ленина и искать действующий ресторан. Ресторан мы нашли без труда, но к этому моменту были настолько голодными что даже не запомнили названия.

Настало время сувениров и напитков. Мы вернулись на торговую площадь.

Здесь продают не только многочисленные поделки из дерева, но и продукцию традиционного суздальского промысла — знаменитые медовуху и сбитень. Кроме того, за 50 рублей можно залезть на колокольню и посмотреть на панораму города.

Настало время возвращаться в гостиницу. Но так получилось что мы проходили мимо стен Спасо-Ефимиева монастыря как раз на закате солнца. Мы не упустили возможности полюбоваться этим зрелищем.

Вскоре мы вернулись в гостиницу Горячие Ключи где нас ждала баня с пивной кадушкой и медовым пиллингом. Увы, не обошлось без накладок. Работники гостиницы забыли запарить веники из-за чего посещение бани оказалось немного скомканным.

6-е ноября. Юрьев-Польский

По первоначальному плану мы собирались в этот день посетить Владимир. Но Суздаль оказался настолько богатым на достопримечательности что одного дня не хватило. Мы решили закрыть этот должок перед Суздалем и поехать в Москву через Юрьев-Польский. Владимир достоин отдельной поездки.

Ещё накануне, когда мы фотографировали закат у стен Спасо-Ефимиева монастыря мы заметили пешеходный мостик ведущий прямиком к Свято-Покровскому монастырю.

Мы перешли речку Каменку и посетили Свято-Покровский монастырь.

В самом монастыре мы заметили ряды аккуратных деревянных домиков. При советской власти монастырь не действовал и здесь была организована гостиница. Теперь эти домики перешли в ведение Церкви и проход к ним закрыт.

На обратном пути мы окинули Спасо-Ефимиев монастырь прощальным взором и направились в пригород Суздаля, село Кидекша.

В Кидекше располагалась резиденция Юрия Долгорукого, а теперь здесь можно посмотреть на церковь Бориса и Глеба построенную в 1152 году. Колокольня более "современная", всего навсего XVIII века.

За оградой церкви протекает река Нерль.

Из Кидекши мы прямиком направились в город Юрьев-Польский. Наш маршрут превратился своеобразное "Золотое Колечко", мы уезжали из Москвы по Владимирской дороге, а возвращались по Ярославскому шоссе. По пути я узнал интересную историю создания знаменитого туристического маршрута "Золотое Кольцо России". Некоторые ошибочно полагают что Золотое Кольцо окружает Москву, по аналогии с первой и второй бетонками. Но это совсем не так. В маршрут вошли города, лежащие на вытянутом эллипсе по Владимирской и Ярославской дороге, смыкаясь у Костромы. Когда в середине 70-х годов был взят курс на разрядку международной напряженности стало необходимым привлекать иностранных туристов. Но политическая паранойя руководства СССР была настолько сильной, что в каждом иностранце мерещился шпион, диверсант и враг. Поэтому одним из критериев отбора был отсутствие в городах будущего Золотого Кольца крупных промышленных предприятий и воинских частей. Настолько сильным был страх перед иностранцами, которые могут разведать военные секреты СССР или, что гораздо хуже, увидеть реальный морально-нравственный облик советского пролетариата. Именно поэтому в Золотое Кольцо не вошли такие интереснейшие города как Муром, Коломна и многие другие. Проще говоря, в для оригинальной версии маршрута были отобраны по-сути захолустные места. В Суздале, например, вообще никакой промышленности нет. В маршрут вошли города Загорск (Сергиев Посад), Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир. Но статус города Золотого Кольца означал первоочередное финансирование туристической инфраструктуры и реставрационных работ. В каждом из этих городов были построены ГТК — Гостинично-Туристические Комплексы с невиданным по советским меркам комфортом и уровнем обслуживания: индивидуальными санузлами в номере и рестораном при гостинице. Зато реставрационные работы в других городах финансировались по остаточному принципу и замечательные памятники архитектуры приходили в упадок. Уже позже, в годы Перестройки список городов Золотого Кольца расширили, но время было уже упущено.

Вскоре мы приехали в Юрьев-Польский.

К этому времени так похолодало, что мы решили ограничиться только осмотром Михайло-Архангельского монастыря.

Чуть в стороне от монастыря расположен уникальный Георгиевский собор, построенный в 1230-1234 годах на месте древнего собора 1152 года, заложенного князем Юрием Долгоруким.

Собор интересен прежде всего резной лепниной, которая покрывает все его стены.

На этом наша поездка подошла к концу. Мы направились в обратный путь через Кольчугино и Александров, но уже не останавливались. В Кольчугино моё внимание привлек торговый центр со злободневным названием "Тандем", а в Александрове дорога привела нас аккуратно к Александровской Слободе. Предложение посетить и её тоже было воспринято как шутка. На Ярославском шоссе нас ждали огромные пробки, наиболее злобную из них мне пришлось объезжать через Хотьково. А уже около Пушкино мы попали в забавную пробку, на заправке нам пришлось 40 минут ждать очереди в туалет.

Поездка получилась очень удачной. Невероятно повезло с погодой. Единственным просчётом можно считать недостаточное время для посещения Суздаля. Если вдумчиво погулять не только по главной улице, но и по окраинам города и посетить музеи то одного дня явно недостаточно.

Все фотографии поездки можно посмотреть в альбоме

4 коммент.:

Pelageya, русская американка комментирует...

Спасибо! Чудные, чудные фотографии, а то, что на них, вообще за пределами всяких эпитетов. Про Суздаль - и я там был, и медовуху пил... Про церковь Покрова на Нерли - и радостно её увидеть опять на этих фото, и грустно. Много лет назад мы шли к ней пешком по полю, по тропе. Она стояла абсолютно одна. От увиденного замерло сердце и перехватило в горле. Мы были там одни. Никаких проводов и построек. Да, нельзя дважды ступить в одну и ту же реку...

ov комментирует...

я был в покровах на нерли в 94-м кажется. и тогда к церкви надо было идти просто по дорожке в поле. так что замощеная тропа это не true :)

Анонимный комментирует...

Как Вы полагаете, стОит ли ехать в Суздаль на маленькой машинке (Colt): позволит ли качество дороги и бензина на заправках сделать это без проблем? Не лютуют ли местные гайцы при виде московских номеров? Или не заморачиваться и ехать по-простому - автобусом или электричкой? Спасибо, если ответите!

maydyk комментирует...

Езжайте на своём Гетце спокойно. Там везде обычные дороги, никакого особого оффроуда не замечено. Вам даже бензина должно хватить на всю поездку, не так уж это далеко. Я заправился на выезде из Москвы и больше не думал о топливе.