4 мая 2011 г.

Кимры

2-го мая 2011 года я на один день присоединился к группе туристов, которые совершали большое путешествие по малым городам Тверской области. Перед приездом в Кимры друзья посетили Калязин и Кашин и даже немного погуляли по Сергиеву Посаду.

Итак, утром 2-го мая я воспользовался близостью своей дачи и приехал на машине к станции Савёлово одноимённой железной дороги. Правобережная дорога от Дубны до Савёлова была невероятно разбита. В 11:39 прибыл битком набитый пригородный поезд Сонково-Савёлово на котором из Кашина приехали мои друзья. Пригородный поезд это не элекричка. Обычный тепловоз тянул небольшой состав из 4х вагонов, одни из которых были обычный плацкартый, а другие сидячие, как в Европе. После встречи мы отправились осматривать город.

Вначале планировалось что до исторического центра мы доедем на автобусе, но автобусы едва могли вместить всех желающих и мы решили дойти пешком. Мы прошли через бывшее село Савёлово, которое сейчас входит в состав города Кимры. По длинной улице Туполева, которая как стрела пронзает Савёлово мы дошли до самолёта-памятника Ту-124. Здесь меня ждала неожиданная неприятность. Оказалось что сломался мой фотоаппарат. Мне пришлось всю прогулку носить тяжелую и, увы, бесполезную фотосумку и фотографировать на телефон.

Увы, памятник находится в плачевном состоянии. В Кимрах-Савёлово многое посвящено памяти авиаконструктора Туполева. Он родим из этих мест, родился в селе Пустомазово недалеко от Кимр.

Самолёт-памятник стоит на набережной Волги откуда открывается вид на левобережную часть города Кимры.

Мы пролжили путь по улице Туполева.

И вышли к большому мосту через Волгу.

С моста можно увидеть широкую панораму Кимр.

Перейдя мост мы оказались в историческом центре города Кимры.

Кимры расположены у впадения в Волгу небольшой речки Кимрки. Село известно с 1546 года, когда оно впервые упоминается в грамоте Ивана Грозного. Позже оно принадлежало ведению Большого Дворца ("администрации Президента", говоря современным языком) и князьям Салтыковым и Скавронским. Интересно что жители села получили вольную за несколько лет до всеобщей отмены крепостного права, в 1847 году жители этого села выкупились от графини Ю.П. Самойловой на волю с землей.

Сейчас Кимры интересны прежде всего старинными домами, которые зажиточные жители строили в стиле Модерн с непременной башенкой. Особенно интересны деревянные дома этого стиля.

К сожалению время не пощадило архитектурный ансамбль города. Старинные дома обветшали и соседствуют с серыми и унылыми советскими постройками.

Мы углубились в город и по улице Урицкого дошли до Спасо-Преображенской церкови, одной из двух сохранившихся в Кимрах. По пути друзья зашли в антикварную лавку.

Собор построен сравнительно недавно. Он был заложен в 1901 году, в честь выздоровления императора Николая II, а действовать начал в 1911 году. В советское время, с 1929 года собор был закрыт. Внутрь попасть не удалось, церковь была закрыта до 16 часов.

От Спасо-Преображенского собора мы направились в городской краеведческий музей. Служители музея оказались неожиданно строгими, льготные билеты продавали только по предъявлению документа. Но на этом их строгость закончилась и хотя мы не заказывали экскурсии, они с удовольствием отвечали на наши вопросы. С XVIII века Кимры славились как центр обувной промышленности. Поэтому особе место в экспозиции музея занимали образцы обуви разных эпох. К сожалению, в 90-е годы XX века обувной промысел в Кимрах практически прекратился.

Отдельный зал музея посвящен жизни и деятельность авиаконструктора Туполева. В зале посвящённом 30-м годам мне особенно запомнился альбом-дневник водного похода группы энтузиастов на яликах от Кимр до Астрахани. Жаль что в музее нельзя фотографировать, какие светлые, чистые лица были у этих людей.

Как и в любом краеведческом музее обильно представлены результаты археологических раскопок. Мы узнали что изначально тверские земли были населены племенами Балтов. Позже их поглотили и ассимилировали прибывшие с запада Славяне. Балты полностью утратили свою культуру и язык.

После музея мы, уставшие и голодные пообедали в кафе Калина, буквально за углом музея. Кафе оставило приятное впечатление, было вкусно и недорого.

Мы продолжили осмотр города и направились к церкви Вознесения Господня.

Старинные торговые ряды к сожалению находятся в плачевном состоянии.

Дома стиля Модерн тоже давно не ремонтировали.

С моста через речку Кимрку открывается вид на городской причал и Савёлово.

И вот через дебри частной застройки выглядывает колокольня церкви Вознесения Господня.

Мы прошли ещё один квартал и увидели церковь целиком. Церковь Вознесения Господня была построена в 1813 году и представляет собой пятиглавую церковь с колокольней.

От церкви мы спустились к берегу Кимрки.

На берегу нас ждало отрадное зрелище, некоторые жители находят силы содержать свои дома в красоте и порядке!

Мы вернулись к мосту через Волгу и немного прогулялись вдоль набережной в надежде увидеть городской парк. Но парк оказался небольшим местным стадионом, мы вернулись по улице Володарского по пути вспоминая кто это такой.

На этом прогулка по Кимрам закончилась. Мы вернулись обратно к вокзалу где я простился с друзьями. Они уехали на электричке в Москву, а вернулся на дачу уже по левому берегу Волги. Эта дорога была гораздо лучше и живописнее чем правобережная.

Эти и другие фотографии прогулки можно посмотреть в альбоме