5 мая 2010 г.

Дивногорье

На первомайских праздниках 2010 года я вместе с турклубом "Направление" (http://www.napravlenie.info/) посетил знаменитое Дивногорье. Сказать что поездка прошла великолепно, это ничего не сказать. Я вернулся в полном восторге!

Дивногорье это место недалеко от города Лиски, в Воронежской области. После однообразных лесов, полей и рек центральной России меловые горы, овраги и "дивы" кажутся путешественнику настоящей сказкой. Совершенно иной ландшафт, жемчужина Южной России!

Первоначально я планировал посетить в Дивногорье на автомобиле. Но увеличение количества выходных дней на 1-е мая так и не состоялось, а ехать за 600 км в самый пробочный день в году было-бы сущим безумием. Поэтому я решил не изобретать велосипед, а присоединиться к поездке устроенной турклубом Направление. Поездка была объявлена как поход с детьми. Оказалось что детские походы совсем не такие страшные, а обилие детворы пошло только на пользу.

Итак, вечером 30-го мая мы выехали на поезде №062 до г. Лиски. В поезде ехало много туристов. Байдарочники ехали на Кавказ, велотуристы ехали вместе с нами до Лисок. Позже мы их встретили. После прибытия поезда до электрички было 2 часа времени которое мы посвятили прогулке по Лискам:

И вот в 9:00 короткая электричка, всего 4 вагона, повезла нас до платформы 143 км, где располагается музей заповедник Дивногорье. Надо быть внимательным, платформа "Дивногорское" это другая остановка, хотя и расположена по соседству. Мы оставили рюкзаки во дворе здания администрации и отправились на обзорную экскурсию.

Первое что видит путешественник прибывший в Дивногоье — это белую скалу выступающую из склона горы. Это самый большой и знаменитый "див". Именно в нём расположен пещерный храм Иконы Сицилийской Божией Матери.

К сожалению внутри храма нельзя фотографировать. Внутри пещерный храм не такой простой. Кроме основного помещения, монахи прорыли круговой туннель для совершения крестного хода. Есть и "второй этаж", на нём расположены трапезная, кухня, погреб-холодильник и другие помещения. В кухне есть окошко. Кроме входной двери это единственная связь с внешним миром. Какое замечательное место для уединения!

Поднявшись по лестнице на плато можно увидеть панораму излучин рек Дон и Тихая Сосна.

Экскурсовод рассказывал нам про историю этих мест. В средние века здесь была хазарская крепость, в кротовых норах легко можно найти черепки древней посуды. Другой особенностью Дивногорья является уникальная экосистема. На меловых склонах растут альпийские растения!

Иногда можно увидеть парящих хищников, выслеживающих добычу:

На плато красиво и очень ветрено.

Вслед за экскурсоводом мы идём к "каньону", природному образованию не менее красивому и интересному чем дивы.

Наша экскурсия подходила к концу. От каньона мы возвращались по самой кромке обрыва откуда открывались шикарные виды.

Около устья Тихой Сосны на берегу Дона проходил фестиваль славянской культуры.

Вернувшись с экскурсии мы обнаружили неприятную вещь. Пока мы гуляли, самое лучшее место для лагеря оказалось занято. На склонах и плато Дивногорья устраивать туристические стоянки запрещено. Да и дров там нет. Зато внизу, вдоль Тихой сосны можно располагаться без ограничений. Но совсем хороших мест там немного. Пришлось ставить лагерь в стороне, в месте где ещё недавно было половодье.

Инструкторы занялись приготовлением пищи и обустройством лагеря.

Пока варился суп, самые морозостойкие решили искупаться в водах Тихой Сосны:

Хотя вода ещё не успела прогреться, погода была просто летней. Светило яркое Солнце, был ясно и жарко. Подумать только, тёплые вещи взятые из холодной и дождливой Москвы совершенно не пригодились. Зато как нельзя кстати пришлись крем от загара и тонкие брюки которые я положил в рюкзак в последний момент.

Тем временем суп сварился.

После обеда я отправился на разведку местности. В хуторе рядом с администрацией есть небольшое кафе, площадка "Дивногорское подворье", сувенирый магазинчик и "Чудо-Сарайчик" где за умеренную плату можно примерить доспехи хазарского воина и всячески прикоснуться к глубине веков.

Немного в стороне расположена небольшая гостиница в которой поселилась моя знакомая. Я пошел её проведать. Знакомая благополучно добралась из Москвы, а я получил возможность увидеть дивы с нового ракурса.

Попутно я приметил тропинку ведущую к дивам. После возвращения в лагерь я предложил друзьям прогуляться по Дивногорью самостоятельно и начать свой путь с той самой тропинки.

Нам довелось рассмотреть дивы вблизи.

На этой мне тропинке пригодились треккинговые палки. Но тропинка оказалась коварной, она неожиданно заканчивалась около последнего дива. Пути наверх не было. Зато с этого места открывались новые виды.

Пришлось карабкаться по склону. Около лестницы часть моих попутчиков решила вернуться в лагерь. Путь по тропинке оказался утомительным для детей. Я-же вместе с друзьями уже знакомой дорогой отправился к каньону. По пути надо было "взять" геокэшерский тайник "Дивногорье" (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=545). Тайник оказался несложным, но пока я его "брал" наша небольшая группа опять разделилась.

Тем временем начинало вечереть, самое лучшее время для фотосъёмки.

На этот раз удалось рассмотреть каньон во всём его величии.

В одном месте меловые хребты образовали подобие кратера:

Увы, и на этот раз мы разделились. Я предложил спуститься вниз, в каньон и вернуться вдоль железной дороги. Но одни друзья решили вернуться известной дорогой, зато вдвоём со знакомой мы отправились в неизвестность.

По пути нам встречались весьма необычные образования:

Обратный путь проходил вдоль берега Тихой Сосны. Оказалось что фестиваль славянской культуры проходит на противоположном берегу, а моста нет. Каждый перебирается через реку как может.

День закончился традиционным ужином у костра.

Малые Дивы, путь к Шатрищу и концерт

На 2-е мая планом поездки было предусмотрено свободное время и игры на свежем воздухе. Разве мы могли усидеть на одном месте? Было решено пойти на Дон искупаться, осмотреть монастырь и Малые Дивы. Если получится, посетить живописную гору Шатрище, расположенную в 10 км. Погода была просто чудесной.

Для начала мы прошли вдоль реки Тихая Сосна и вышли к Дону.

Здесь группа разделилась. Часть осталась купаться и загорать, а самые неугомонные отправились осматривать монастырь и "Малые Дивы".

Один из дивов монахи приспособили под звонницу. Увы, сейчас она не действует.

С вершины традиционно открывался панорамный вид.

Мы вернулись к купальщикам и стали держать совет что делать дальше. Надежды на электрички не было. Мало того что ни ходят очень редко, на платформах полностью отсутствует расписание. Приходилось узнавать расписание у местных жителей. Это нас и подвело. Вначале нам сообщили что электричка в сторону Шатрища пойдёт в 16 часов, а обратная в 18. До 16 часов времени было ещё много и мы решили идти в Шатрище пешком.

Пейзаж неуловимо напоминал окрестности Новороссийска и Геленджика.

В посёлке Селявное мы спросили дорогу до Шатрища. И вот тут-то оказалось что обратная электричка пойдёт не в в 18 часов как думали мы, а на час раньше, в 17. Следующая-же электричка будет только в 21 час. Делать нечего, мы продолжили путь, хотя становилось понятно что посещение Шатрища под угрозой.

Дорога оказалась более долгой чем казалось вначале. Это у Селявного горячие головы думали что если не успеют на электричку, всё равно пойдут к горе и вернутся пешком. Лазание по горам и накопившаяся усталость дали о себе знать. Вот оно долгожданное Шатрище:

Но до горы ещё 2 км, а до электрички 20 минут. Увы, Шатрище осталось непокорённым. Все остались ждать электричку.

Кроме усталости была ещё одна причина вынудившая нас вернуться. На 20 часов в "Дивногорском подворье" был объявлен концерт. Вечер должен был быть цивильным. Мы перекусили в кафе, купили пива и пошли на концерт. Ну прямо-таки "Археология" в Херсонесе :)

Музыканты настраивали свои инструменты:

Зрители томились ожиданием.

В конце-концов гитару взял один из зрителей:

Грань между артистами и публикой стремительно стиралась. Артисты начали подыгрывать зрителям, отдуваясь за нерасторопных коллег :)

Концерт всё-таки начался.

Это был в сущности не концерт, а "джем", когда музыканты из разных коллективов собираются вместе, играют без репетиции и предварительной программы. Получается живое общение как самих музыкантов, так и зрителей.

Музыканты забыли микрофонную стойку, пришлось приспособить фотографический штатив.

Всем было весело!

Концерт посетила моя знакомая poulon, которая поехала в Дивногорье по моей наводке, но решила остановиться в гостинице. Был замечен и популярный блоггер holmogor.

Концерт продолжался:

В конце-концов, под ритмы барабанов московской группы "Африканда" мы покинули площадку "Дивногорского подворья". Увы, в лагере нас ждало неприятное известие. Ещё перед началом концерта, один молодой человек из нашей группы пошел купаться, напоролся на какую-то железяку в воде и сильно поранил ногу. Пришлось оказывать первую помощь.

Костомарово

Наступило 3-е мая. По плану мы должны были посетить пещерный монастырь в селе Костомарово, приехать в Воронеж и сесть на поезд. От Дивногорья до Костомарово мы поехали на заказанном автобусе. Кондиционер в нём не работал и я приехал в несколько ошалевшем состоянии.

В Костомарово тоже есть небольшие дивы. Но они расположены не на склоне плато, как в Дивногорье, а на склоне большого оврага. Поэтому такой панорамы долины в Костомарово нет. Зато пещерный монастырь действует и его каменная звонница в полном порядке.

Звонница и храм:

На горе рядом с монастырём оборудовано место, символизирующее Голгофу

От креста открывается вид на долину:

Наша поездка подходила к концу. Мы сели в автобус и поехали в Воронеж. К сожалению, знаменитый конь оставался в стороне от нашего пути. Зато мы заехали на улицу Лизюкова где установлен памятник героям мультфильма.

Пора было ехать домой. На дорожку было-бы неплохо подкрепиться, но вблизи вокзала города Воронежа мы не нашли ни одной кафешки. Город вымер, почти все магазины были закрыты. Но недалеко от вокзала был городской парк. Его мы нашли по воплям раздававшимся от аттракционов. В парке разумеется было кафе, где удалось поужинать.

Все благополучно сели в поезд №025 и утром 4-го мая были уже в Москве. Поездка удалась на славу! Дивногорье действительно выделяется на фоне достаточно однотипных пейзажей центральной России. Место без всяких сомнений достойно посещения.

Все фотографии (а их 388!) выложены в альбоме:

2 коммент.:

Галина комментирует...

Мне так понравился Ваш рассказ, не правда ли очень интересное место? я там живу, не далеко от Дивногорья и знаю все окрестности, я рада что вам у нас понравилось. Приезжайте еще)))