12 октября 2008 г.

Бампером по Карелии (Oct. 12th, 2008)

Хотя доблестное ГИБДД сорвало мне давно планируемую летнюю поездку на Север, мы решили не отступать. На прошлой неделе группа ЖЖ-юзеров в составе linh_, ard_haenar, ladysotofa, Наталья и я поехали в этнографическую экспедицию недельный отпуск в Карелию. Поскольку тёплое время года мы пропустили, походный вариант отдыха отпал сам собой. Мы решили что отдых будет более "цивильным" чем обычно и поселились в частной мини-гостинице, которую нам подобрала турфирма.

Когда окончательно определился состав участников, у нас возникли транспортные проблемы. С одной стороны ехать впятром на одной машине тесно и тяжело, с другой стороны автомобиль linh_ был не полностью исправен, а водительский опыт Натальи совершенно недостаточен для такой дальней дороги. Но все проблемы были решены: мы поехали вчетвером на моём автомобиле с linh_ за рулём. Для этого мне пришлось накануне срочно переоформлять страховой полис. Наталья-же поехала на место отдыха поездом. На этапе планирования мы опасались двух неприятностей. Во-первых у нас не было уверенности что автомобильная группа доедет до места за 1 день. Это значит что придётся искать ночлег где-то в дебрях на границе Ленинградской области и Карелии. А во-вторых на поезде Наташа доехала-бы только до Лодейного поля, далее пришлось-бы искать местный транспорт. Все билеты на единственный подходящий поезд были давно раскуплены.

Как оказалось все наши опасения были напрасными. Мы преодолели ровно 1000 км за 14 часов, огромное спасибо linh_ за водительский труд. Большую часть маршрута мы преодолели засветло, но когда стемнело наша скорость упала и начала сказываться усталость водителя — последние 100 км linh_ мужественно боролась со сном и усталостью. Таким образом я выяснил для себя предел автомобильных путешествий, это примерно 1000 км при условии что на месте путешественников ждут горячий ужин и тёплые комнаты. Искать место туристической стоянки и разбивать лагерь сил и времени уже не остаётся. Наталья-же тем временем благополучно добралась до Лодейного Поля и без проблем купила билет на нужный поезд, хотя в Москве кассы утверждали что билетов нет.

Уже на месте выяснилось что турфирма как обычно допустила оплошность. Во-первых хозяев не проинформировали о том что нас будет не четверо, а пятеро, а во-вторых то что нам пообещали мягко говоря расходилось с реальностью. Как-бы то ни было, у девушек сложилось твёрдое убеждение что в нашем распоряжении будет небольшой загородный домик-флигель с печкой и двуспальными кроватями. На деле оказалось что вместо домика — небольшой уютный барак с 4х-местными комнатами похожими на больничную палату, а хозяева сдают "койко-места". Кроме того, у нас были соседи, вместе с нами отдыхала ещё одна семья — друзья хозяев. Вроде-бы уже XXI век на дворе и эпоха социализма давно прошла, но советский менталитет всё ещё силён. С одной стороны хорошо что предприимчивые люди сделали на даче мини-гостиницу, за это честь им и хвала. Но с другой стороны всё это сделано жутко по-советски: многоместные комнаты, нары, "койко-места", общий туалет. Хотя всё обшито красивой вагонкой и в окнах стеклопакеты, общая организация жизненного пространства осталась совковой. Люди просто не понимают что супруги хотят жить в отдельных комнатах со своим туалетом и душем! Пусть чуть дороже, но так и этого нет.

Вот тут стоит немного рассказать о хозяевах, тогда станет понятно почему они именно так построили свой гостевой дом. Хозяин — восточный человек, родом из Астаны. Но это совсем не "чурка понаехавший"! Когда-то он поехал стоить БАМ, где и познакомился со своей нынешней супругой. Потом всё их стройуправление перевели в Карелию, строить Питкяранту. Можно сказать что весь этот городок ими построен. Потом стройуправление перевели в Москву, а наши хозяева на этот раз остались. В новое время они завели в Питкяранте два магазина, а на своей даче в посёлке Ууксу построили мини-гостиницу. Увы, всю свою жизнь эти замечательные люди прожили при советском режиме, жили в бараках и общежитиях. Вот и гоствой дом - мини-гостиницу построили по образу и подобию того где всю жизнь прожили и отдыхали.

Лично я был доволен, я изначально расчитывал на проживание в какой-нибудь турбазе, я знаю что это такое, поэтому многого не ждал. Хорошо что туалет был не на улице :) К чести хозяев оплошность турфирмы они быстро исправили &mdash нам с Натальей достался отдельный 4х-местный номер.

На этом трудности и проблемы закончились и начался отдых!

Нам повезло с погодой — 3 дня были ясными, затем один день дождливым, и ещё один день был хотя и пасмурным, но дождь пошел только вечером. Как мы отдыхали? Катались! Мы катались по окрестностям целыми днями. После позднего завтрака мы садились в машину и возвращались только к ужину. Отдых получился "бамперным" :) Бамперый отдых имеет свои преимущества. Если жить на одном месте, поездки на машине — единственный способ путешествия по окрестностям. Пешком далеко не уйдёшь, а общественный транспорт в этих глухих местах существует лишь формально — 2 автобуса в день.

Как-же хорошо кататься по Карелии на паркетнике! Асфальтированные дороги совершенно пустые, езда по ним сущее удовольствие, а грунтовки просто песня. Если специально не искать приключений, то серьёзно застрять невозможно — грунты твёрдые и каменистые. Однако ухабы и камни могут стать непреодолимой преградой для "недоприводной пузотёрки". Когда мы собрались на водопады, я уже во второй раз услышал ласкающую слух фразу "На машине туда проехать нельзя, но у вас Нива, вы проедете". В первые дни мы совершили увлекательное путешесвтие по окрестностям в поисках геокэшерских тайников. Увы, взяли только 6 штук. Мои спутники не разделяли моего желания взять все квесты в локации все окрестные тайники во что-бы то ни стало.

В дождливое время мы ездили по цивильным местам — например 2 раза ездили за пивом в Сортавалу, это 90 км от нашего посёлка. Увы, купить качественное пиво в местных сельпо было нереально. В последний день мы поехали по местам боевой славы по маршруту прошлогоднего путешествия в рыбхоз за свежей форелью. Её при нас выловили из садков и продали всего за 150 рублей за кг.

Но бамперый отдых имеет и свои недостатки.
Во-первых я ощутил нехватку "движухи" — физической активности было маловато.
Во-вторых остаётся мало "материальных впечатлений" — фотографий. Мы фотографировали только в местах, куда целенаправленно приезжали — озеро у тайника "Линия Маннергейма", водопады, мраморный карьер. По дороге мы проезжали чуденые виды и пейзажи, впитывали их душой, но всего 2 раза остановились для фотосессии.

Однако, повторюсь, при стационаром отдыхе поездки на автомобиле это единственный способ разннообразить впечатления — расстояния большие.

Последний день выдался богатым на приключения и травмы. Днём мы съедили за рыбой, а вечером девушки приступили к её разделке, засолке и копчению. Наташа и linh_ подскользнулись и упали на скользких ступеньках ведущих к реке. Наташа сильно ушибла руку. Мне пришлось замочить одежду вылавливая потрошеную рыбу которую уронили в реку. Ну и под конец, когда рыба была разделана, засолена и закопчена мы пошли в баню. Всего-то метров 15 по участку нужно было пройти. Я решил пойти в расшнурованных ботинках, однако на втором шаге острая боль пронзила мою правую ногу. Что это было? Сломать ногу я вроде-бы не мог. Позже выяснилось что видимо в ботинок залела оса или другое насекомое и укусила меня.

И вот настала пора возвращаться. Ещё накануне мы решили что Наташе нет смысла возвращаться поездом. Вроде-бы мы умещаемся в машину и впятером с вещами. Так и получилось. Я утром оттачивал мастерство компактной укладки, но в итоге нам удалось уместиться впятером. На обратной дороге мы заехали в Лодейное поле и сдали наташин железнодорожный билет.

Однако на обратном пути произошло событие, которое заставило нас поволноваться. Часть пути проходила по второстепенной дороге в Ленинградской области. Эта дорога проходит через Волхов и Кириши и обходит Санкт-Петербург стороной. Сворачивая с трассы "Кола" Санкт-Петербург-Мурманск Артём предложил заправиться на заправке Лукойл. У нас баке было примерно 18 литров бензина и я решил что лучше заправиться позже. Но я не учёл насколько пустынная будет дорога, нам по ней предстояло проехать 70 км. Когда зажглась лампочка низкого уровня топлива по бортовому компьютеру в баке оставалось 6 литров бензина, а крупных населённых пунктов вблизи не было. Над нами нависла реальная угроза встать посередине пустынной дороги без топлива. Мы ехали как можно более экономично, 80 км/ч на пятой передаче, выключили музыку и фары. Все напряженно смотрели на индикатор топлива: 6, 5, 4, 3... До Киришей мы явно не дотягивали. Я впился глазами в карту и увидел в небольшом посёлке знак заправки. Yessss! Заправка действительно была, работала и даже оказалась бензиновой, а не газовой :) Но на вид "левой" до невозможности. Выбирать не приходилось, мы заправились. Бензин действительно оказался низкокачественным — хотя мотор работал устойчиво, холостые обороты начали "гулять". Впрочем всё обошлось, мы без особых проблем доехали до Москвы.

В целом осеннее путешествие в Карелию мне очень понравилось, даже с погодой повезло. С учётом времени года, лучшего отдыха быть наверное не могло. Октябрь это уже не сезон пеших прогулок и ночёвок в палатках. Смысла "брать" все тайники в окрестностях наверное тоже нет, пусть будет повод вернуться. К моменту отъезда у меня наступило удивительное чувство завершенности. Всё было замечательно, но больше в это время и в таком формате делать нечего, пора домой.

Фотоальбом поездки находится здесь: http://picasaweb.google.com/maydyk/2008#
Карельская осень 2008

Трек путешествия выкладывать нет смысла — в основном мы ездили по дорогам общего пользования, а фотографировали лишь в точках.