13 августа 2015 г.

Бросок на Мезень

Летний отпуск 2015 года я решил посвятить поездке на границу Архангельской области и республики Коми, в район рек Пинега и Мезень. Экспедиция получила неформальное название "Поморский Тракт".

По плану мы должны были пройти замкнутый маршрут из трёх сегментов. От Усть-Пинеги до Мезени. От Мезени до городка Усогорск. И из Усогорска предполагалось вернуться в Пинегу или Усть-Пинегу через посёлок Карпогоры. К сожалению, нам удалось пройти только первые две части этого маршрута и вернуться домой на неделю раньше расчётного времени.

Маршрут мне предложил мой друг Алексей. Он очень хотел пройти всю цепочку пользуясь общественным транспортом, но не смог замкнуть одно звено. Я теперь даже знаю какое именно и почему. Я взял этот маршрут за основу и приступил к подготовке. Не будет преувеличением написать что экспедицию с самого начала преследовали неудачи. С очень большим трудом мне удалось собрать команду. Никто из моих старых знакомых не смог или не захотел поехать. За месяц до отъезда пришлось экстренно искать нового штурмана. Я разместил объявления на нескольких внедорожных сайтах и даже нашел было попутчиков. Но позже они все отказались. В какой-то момент я уже расстался с надеждой выехать на маршрут, но положение спас экипаж бывалых джипперов из Ульяновска.

Основной проблемой этого маршрута должно было стать топливо. По моим расчётам получалось что экипажи должны были преодолеть от 400 до 600 километров просёлочных дорог без возможностей дозаправки. В противном случае пришлось бы тратить время на специальные выезды-аппендиксы за топливом. Устраивать в кузове склад из канистр мне больше не хотелось, поэтому я решил специально для этой экспедиции установить на автомобиль особый топливный бак большого объёма. Кроме того, давно назрела необходимость установить на машину СВ-радиостанцию.

Не лучше обстояли дела у меня самого. К сожалению на решение обеих задач я потратил сил и времени существенно больше чем рассчитывал. Подготовка автомобиля вылилась в сущий кошмар и непрерывный цейтнот. Например мне пришлось дважды ездить в Тверь исправлять огрехи изготовления топливного бака. А финальную доводу радиостанции я делал уже буквально перед самым выездом.

День первый. 25-е июля. Трасса М8 Холмогоры

Тем не менее утром в субботу 25-го июля мы со штурманом Диомидом успешно выехали. Первые два дня у нас должны были стать транзитными. В воскресенье вечером или в понедельник утром я рассчитывал встреться со вторым экипажем вблизи посёлка Пинега. На этот раз я решил следовать рекомендации движения по трассе: каждые 250 км обязательно делать остановку и перекус, даже если в этом нет явной необходимости. Получалось очень хорошо: первая остановка в районе Ростова Великого, вторая в культовом кафе сети Баранка под Вологдой и последние 250 км приводили нас к ночёвке в районе города Вёльск. Поначалу всё шло по намеченному плану. Первый раз мы перекусили в кафе Луковая Слобода прямо в Ростове. Я заказал лепёшки и с удивлением понял что это ни что иное, как знаменитые хычины, столь полюбившиеся после поездки на Кавказ. Дорога от Ярославля до Вологды хоть узкая и противная, но прошла без происшествий. Мы снова отдохнули в кафе Баранка, что на развязке М8 и выезда из Грязовца. Каждый кто ездит трассе Холмогоры хорошо знает это место. После Вологды я немного расстроился из-за весьма интенсивного движения на трассе, но после поворота на Великий Устюг все машины куда-то пропали и обгоны на пустой трассе стали простыми. Так мы добрались до города Вёльска. Хотя я планировал ужин в походном режиме, усталость и лень взяли своё и мы поужинали в восточном кафе у выезда из Вёльска.

Настало время искать место первого ночлега. Место мы нашли без труда. В сторону реки Вага уходила колея. Она привела нас на живописную полянку с характерными кучами мусора по краям. Это было популярное место отдыха местного населения. В дальней части поляны пировала компания, утром она оставила после себя огромную кучу мусора. Позже приехали рыбаки. Но мы устали и решили расположиться на ночлег именно здесь.

Я решил заняться рыбной ловлей, снарядил спиннинг и отправился к берегу реки. Поляна на которой мы встали располагалась на высоком берегу. К воде надо было спускаться на 10-15 метров.

Плёс реки Вага был прямой как палка. Может быть это искусственное русло?

Рыбная ловля закончилась неудачей, после нескольких забросов я зацепил блесну. Подниматься наверх, надевать сапоги-забродни и лезть в воду уже не было сил. Я оборвал леску, на этом рыбалка закончилась.

Координаты точки стоянки N61 09.497 E42 14.841

День второй. 26-е июля. Первое приключение

Первая ночёвка принесла мне две неприятности. Во-первых оказалось что я забыл дома сидушку, непременный атрибут туриста. Позже в посёлке Березник я приметил скромный магазинчик типа "Охота. Рыбалка. Туризм" и купил себе новую сидушку. Для забывчивых специальная цена :) Вторая новость была хуже. Мой надувной коврик спускал воздух. Хорошо что это был не обычный надувной матрац, а так называемый "самонадувающийся" коврик. В нём есть некоторое количество утеплителя и даже дырявый он вполне пригоден для ночлега в тёплую погоду.

Мы немного проехали по трассе когда я увидел шикарный песчаный разлив реки Вага, вдоль которой мы ехали.

Мы даже специально съехали что бы сфотографировать. Возникло непреодолимое желание искупаться, настолько шикарным был пляж. На моё удивление, вода в реке была не настолько холодной, как я ожидал. Мы искупались. Вот где надо был останавливаться на ночлег! Но кто же знал.

Координаты пляжа N61 28.339 E42 25.373

Мы доехали до поворота на Холмогоры, здесь наступила пора заправить машину. Не напрасными были мои мучения с установкой большого бака. Машина прошла 1400 км без дозаправки. Нас ждала первая преграда, переправа через Северную Двину. Я не узнал заранее какой тип и расписание переправы в этом месте. Я рассудил что в таком густонаселённом районе должна быть регулярная переправа. Переправа была, это был паром, но не очень регулярный:

Ближайшего парома в 17:30 нам пришлось бы ждать примерно полтора часа. Но они прошли весьма весело. Речной паром причаливает к не оборудованному берегу, никаких причальных сооружений нет. Зато есть дорога, чем пользуются местные рыбаки. Один из них не рассчитал возможностей своей машины, подъехал слишком близко к воде и застрял в мокром песке. Мы помогли бедолаге.

Но беда не обошла стороной и нас самих. Диомид услышал предательский свист, а потом увидел здоровый гвоздь проткнувший колесо. Видимо "поймали" в ближайшей деревеньке. Мы начали экстренную замену колеса, скоро должен был подойти паром. Он даже уже начал движение от противоположного берега. Мы успели заменить колесо, но вернуть дырявое на запасное место уже не успевали. Пришлось просто положить колесо в кузов поверх вещей.

На пароме у меня попросили регистрационное свидетельство на автомобиль. Глядя на мой испуг кассирша пояснила что её интересует только паспортная масса автомобиля. За переправу автомобиля массой 2800 кг и одного пассажира я заплатил 345 рублей. Мы успешно переправились через Северную Двину.

Мы направились в сторону посёлка Пинега. На моё счастье в посёлке Белогорский рядом с кафе мы нашли работающий шиномонтаж. Гвоздь вытащили, колесо заделали. У меня отлегло на душе. Дорога шла вдоль реки, мы иногда останавливались что бы сфотографировать.

Вечерело. Стало понятно что до Пинеги или до турбазы в Голубино мы не успеем доехать. Кроме того, нам было важно оставаться в зоне действия мобильной связи. Нам предстояла встреча со вторым экипажем. Мы без труда нашли хорошее место. (Координаты N64 13.733 E42 39.965)

Мы разбили лагерь на высоком лесистом берегу реки Пинега. На рыбалку у меня уже не было сил.

Однако за ужином нас ждал ещё один сюрприз. Прохудился один из двух котелков которые я взял с собой. Мы вполне обошлись и вторым котелком, но на фоне предыдущих неурядиц, поломок и проколов это стало казаться зловещим знаком.

День третий. 27-е июля. Пинежские экскурсии

Наступил первый "настоящий" день нашего путешествия. Предыдущие два дня были по своей сути транзитными. И этот первый день принёс нерадостные вести. Приехал второй экипаж и сообщил что по пути у них взорвалось колесо! Прямо наваждение какое-то. Мы хотя бы отделались лёгким проколом. А вот экипаж Владимира остался без запаски. Случись что-нибудь с одним из ходовых колёс, заменить будет не на что.

Владимир объявил о своём решении. Он решил рискнуть доехать с нами до Усогорска. Там уже начиналась проезжие дороги. От наполеоновских планов разведать дорогу от Усогорска до Карпогор нам пришлось отказаться. Позже, в Пинеге я купил все комплекты для ремонта колёс которые были в местном автомагазинчике.

А нас ждал первый и единственный запланированный экскурсионный день. Мы собирались посетить пещеру в Голубино, а так же прочие организованные места пинежского заповедника. Но для начала мы направились на турбазу в Голубино.

Вход в пещеру фактически захвачен турбазой. Для сторонних посетителей стоимость посещения пещеры составляет 600 рублей.

Однако я не жалею о потраченных деньгах. Экскурсия была интересной, занимательной и в меру весёлой.

Единственное в чём я ошибся, надо было надевать обычные хозяйственные перчатки. Перед посещением пещеры предупреждают что надо тепло одеваться, но не сказали что руки будут перемазаны глиной. В итоге я запачкал основные перчатки. Экскурсию проводила очаровательная девушка-инструктор.

После посещения турбазы в Голубино мы пошли в расположенную по соседству биостанцию заповедника. Служители ничего не знали про экскурсии по заповеднику, зато подробно рассказали про открытые для посещения достопримечательности: подземный ручей, высота Красная Горка, Музей Карста в Пинеге, заброшенный шлюз Кулойского канала, пещера Троя и другие.

Для начала мы отправились к подземному ручью. Он расположен совсем недалеко от Голубино. Карстовый ландшафт поражал воображение. Подземный ручей бил из скалы и уходил под землю.

От подземного ручья мы направились в посёлок Красная Горка. Он расположен на столь редкой в здешних местах возвышенности.

На колокольню можно залезть.

Наш путь лежал в посёлок Пинега. И вот тут я совершил первую незначительную ошибку, череда которых привела к тому что маршрут был изрядно скомкан. Я знал что в Пинеге будет практически последняя заправка на нашем пути. Все остальные заправки располагались в стороне от основного маршрута. По дороге к Пинеге мы заметили непрезентабельного вида заправочную станцию под маркой РосНефть. "О как хорошо, подумал я, ещё одну заправку на полпути сделали". Я почему то был уверен что так заправка о которой я думал была марки Лукойл и как минимум в самом посёлке. Мы не стали останавливаться и заправляться. А зря. На самом деле это и была та самая заправка.

Через небольшое время мы приехали в Пинегу и первым делом нашли Музей Карста в местном научном центре. Нам подробно рассказали про образование карстовых пород, геологические процессы, познакомили с работой пинежского заповедника.

От Музея Карста мы направились к краеведческому музею. Но в понедельник он был ожидаемо закрыт. Пришлось довольствоваться памятником лесхозной машине.

В центре Пинеги мы нашли кафе. В кафе проходил детский праздник, но были свободные столики. Связано-ли это с детским праздником или нет, но порции блюд в этом кафе были просто крошечные. Даже тарелки были маленькими.

Мы двинулись дальше. Нас ждала заправка. Мы даже увидели характерный красный логотип Лукойла. Но от заправки остался лишь столб-вывеска. Самой заправки не было. Возвращаться обратно на ту РосНефть было лениво. Мы решили что при необходимости экипаж Владимира съездит к заправке в Мезени отдельно.

Настала очередь посетить заброшенный шлюз Кулойского Канала. Поворот к нему находится напротив посёлка Тайга.

От шлюза вдоль канала уходила насыпь с деревянным настилом.

Заброшенный шлюз не произвёл впечатления на моих попутчиков, а я, наоборот, питаю слабость к разного рода гидротехническим сооружениям.

От посещения необорудованных пещер мы отказались. Вряд-ли мы бы увидели больше чем в Голубино. Однако моему штурману Диомиду захотелось осмотреть карстовое озеро. Так он назвал небольшой водоём в стороне от основной дороги. Судя по карте, к водоёму вели две грунтовки. "Если к водоёму ведут дорожки, значит там карстовое озеро с красивыми берегами" — заключил Диомид. И мы поехали. Грунтовка поначалу была более-менее проезжей, но по мере нашего продвижения совсем заросла. Разумеется вместо карстового озера с красивыми берегами было лишь обычное болото с тучами комаров.

На этом осмотр достопримечательностей Пинеги закончился и мы взяли курс на Мезень. Но путь этот был нелёгкий. Местные дороги заслуживают отдельного описания. Эта дорога грейдерная, то есть без твёрдого покрытия. Но грейдера бывают разные. Если движение по такой дороге не очень интенсивное, то сама дорога получается гладкой и мягкой. Но автомобили, особенно грузовые, превращают грейдерную дорогу в настоящую стиральную доску: непрерывную цепь мелких неровностей. Я читал что образование таких ухабов сродни образованию барханов, только роль ветра выполняют колёса автомобилей. Поэтому грейдерную дорогу необходимо ровнять как можно чаще. Но по понятным причинам этого не происходит и движение по такой дороге превращается в сущий ад. Автомобиль постоянно трясёт. Тряска передаётся на руль и руки вскоре начинают зудеть. Кроме того при быстром движении по такой дороге автомобиль плохо слушается руля. При появлении встречной машины приходится сбавлять скорость. В сухую погоду дюбая проезжающая машина поднимает облако пыли. В принципе тряску на таких дорогах можно уменьшить если немного спустить воздух в колёсах. Но именно это привело к взрыву колеса у моих спутников. Я решил не рисковать и не стал стравливать колёса. Пришлось терпеть тряску.

Очень удачно в 2/3 пути от Пинеги до переправы в Кимже расположилось кафе Хуторок. У водителей и пассажиров есть хоть какой-то шанс передохнуть от постоянной тряски.

Когда мы остановились перекусить в Хуторке, руки у меня тряслись и зудели. На стоянке к нам подошли молодые ребята и попросили подвезти одного из них до Мезени. И вот тут я совершил вторую мелкую ошибку, которая продолжила роковую цепь. Я согласился. Но только на середине пути я сообразил что попутчик попросил нас довезти его до города Мезень, а у меня в голове слово Мезень ассоциировалось лишь с рекой Мезень и переправой в Кимже. А от Кимжи до города Мезень ещё 40 км и нам туда не надо! Ну что же, назвался груздем полезай в кузов. Не бросать же попутчика на половине дороги, да ещё и вечером.

Мы доехали до понтонного моста через реку Мезень. Теперь здесь бесплатный государственный мост.

Мы повернули в сторону города Мезень и проехали ещё один понтонный мост, через реку Пёзу.

Последние 30 или 40 км и мы въехали в город Мезень. Мы проехали весь узкий и длинный город насквозь и высадили нашего попутчика. Нам надо было сюда же, на заправку. Владимир заправил полный бак, я на всякий случай пополнил запас топлива. Настала пора искать место ночёвки. Мы решили найти место неподалёку. Зря мы не стали возвращаться обратно через город! Увы, уже темнело и мы разбили лагерь на окраине скошенного поля на берегу обмелевшей грязной и вонючей протоки. Казалось в ней мазута больше чем воды. Неподалёку сидела на мели ржавая баржа с лесом. Зато комаров было немного и их сдувало ветерком!

А перед городом были такие заманчивые сосняки! Впрочем совсем не факт что нам удалось бы найти подъезд к реке.

День четвёртый. 28 июля. Стать Мезени

Наступила кульминация нашей поездки. Все предыдущие дни были в той или иной мере транзитными или экскурсионными. Теперь мы углублялись в дебри тайги. Для начала надо было пополнить запасы воды. Мои спутники с негодованием отвергли моё предложение купить бутилированную воду в магазине. В лесу мы или где?! Недалеко от города Мезень мы заехали в деревню Лампожня и заполнили канистры на местной водокачке. Нам повезло, мы приехали в удачный день.

Снова переправа через Пёзу.

В надежде выехать к самой реке Мезень мы заехали в деревню Козьмогородское.

Чуть дальше мы нашли чудесную отмель. Эх, остаться бы тут, посидеть, позагорать… Но тогда мы ещё не знали насколько трудно будет найти подобный подъезд к реке.

Здесь мы заметили одну особенность северной погоды. Термометр автомобиля показывал 19-20 градусов. Но по ощущениям был намного теплее. Мы пришли к выводу что по сравнению со Средней Полосой на севере соотношение тепловой энергии, получаемой от солнечного излучения и от окружающего воздуха разные. На севере сказывается близость Ледовитого Океана и воздух не прогревается выше 20-23 градусов. А вот в погожий день солнце светит примерно так же. В результате ощущение жары и тепла оказываются немного другими.

Но какой-то зуд гнал нас дальше. "Да, айда, поехали!", махал рукой Владимир. Позже я осознал свою ошибку. В подобных "полуэкспедициях" нужно обязательно делать стартовую днёвку что бы члены команды переключились из режима трассы в режим неторопливого отдыха. Такой расслабляющей днёвкой должно было стать посещение Голубино и Пинеги. Но не стало :(

Однако на этой отмели стало понятно почему дорога постоянно идёт в стороне от реки. Попробуй спустись с такого высокого глинистого обрыва!

Затем в поисках реки мы заехали в деревню Ценогора. Почти все деревни вдоль дороги от Кимжи до Лешуконского располагались в стороне от основной дороги.

Тут мы познали настоящую Стать Мезени!

Близилось время обеда. Нам хотелось перекусить на живописном берегу реки. Удивительно, но найти вменяемый подъезд к реке было совсем не просто. С основной дороги практически не было отворотов в сторону реки. Близок локоть, да не укусишь. Обидно было ехать на расстоянии 200-300 метров от реки, но видеть перед собой только дорогу и лес по краям. Оно и понятно, мы ехали по высокому берегу реки.

Мы сделали несколько безуспешных попыток прорваться к берегу реки, но в конце концов сдались и заехали в деревню Юрома. Там и пообедали. (Координаты N65 08.422 E45 35.321)

Наконец мы приехали в деревню Смоленец, альтер-эго большого посёлка Лешуконское. Тут было необходимо разведать переправу: понтонный мост или паром, расписание парома. Лешуконское было запасным вариантом эвакуации, на случай если дальнейший путь будет непроезжим.

Переправа Смоленец-Лешуконское оказалась бесплатным понтонным мостом. Зря я беспокоился.

Местные жители ловили рыбу, а предваряла переправу живописная отмель.

На этом наезженная часть нашего пути заканчивалась, начиналось неизведанное. Вот и первое препятствие.

Как долго придётся грязь месить?

Джипперы начали готовиться к штурму бездорожья. Однако машины прошли две этих лужи без какого-либо затруднения. Мы дольше сапоги надевали и трос наматывали. Через 100 метров мы выехали на наезженную дорогу. Мы просто не увидели объезд. Когда дорога раздвоилась мы не задумываясь поехали вдоль берега.

Мы теперь ехали между урезом воды и высоким обрывом. Несколько попыток найти приемлемое место для длительной стоянке не увенчались успехом. Заросли земляники были слабым утешением.

Мы миновали деревню Пылема. Дорога ушла от берега. Где-то тут нас должно было ждать отборное бездорожье. Но мы умудрились пропустить и его. Я увидел едва заметную колею примятой травы. Наверняка она ведёт на берег реки! — с надеждой подумали все. Но колея упорно нас вела вдоль основной дороги и ничуть не приближалась к реке. Так мы и объехали знаменитые Пылемские Поля, непроходимостью которых нас пугали местные жители.

Вечерело. Пора было уже обустраивать ночлег. Внезапно мой штурман Диомид каким-то чудом заметил проблеск. От основной дороги отходила небольшая продолговатая поляна. Ура! Мы чудом заметили подходящее место на берегу речки Сона.

Первая полноценная стоянка полным составом! (Координаты N65 00.140 E46 10.115)

Но тут Мезень показала свой характер. Мы наконец узнали что такое комары. Нет, не комары, а КОМАРЫ! Хотя кругом была песчаная почва и росли сосны, комаров были тучи. Они буквально роились над нами. Друзья жгли костёр что бы хоть как-то их отпугнуть. Наконец-то мне пригодилась клоунская шляпа-накомарник, которую я уже много лет возил с собой. Мы стали похожими на пчеловодов.

Стоило надеть накомарник как было слышно глухой гул. О том что творилось в промежутке между внутренней палаткой и тентом лучше не вспоминать. Стало понятно, что следующую стоянку надо искать на открытом месте.

День пятый. 29 июня. На паромах в Коми

Предстоящий день обещал быть неторопливым. Нам предстояло переправиться на другой берег Мезени на пароме в Усть-Кыме. Я знал что паром работает только вечером, на утренний рейс мы бы всё равно не успели. Однако о неторопливом отдыхе и речи быть не могло. Друзья собирались как ошпаренные, отмахиваясь от комаров.

А вот дорога изменилась. Начались пески с глубокими колеями.

Ехать по такой дороге было мягко и приятно. Вот велосипедистам наверное тут приходится непросто.

Мы проехали деревню Колмогора и попытали счастья выбраться на берег реки. Удивительно, но на этот раз нам это удалось.

Казалось бы идеальное место для днёвки! Но чудесный пляж располагался на осередке. Однако спустившись вниз наши разведчики обнаружили что прямо из обрыва сочатся струйки воды. Родник! (Координаты N64 57.447 E46 17.533). Мы пополнили запасы воды. Зря мы не остались тут на днёвку.

В следующей деревне Селищи мы попытались посетить знаменитый "Музей Деда Мартына".

Но музеем заведует клубный работник, которая именно в это время ушла собирать ягоды. У меня никак не получалось задержать наш стремительный бросок. Мы проложили путь по песчаному тракту.

Мы заехали в деревню Белащелье

Становилось понятно, что подъезды к реке и более-менее открытые места здесь расположены только рядом с деревнями. Поэтому найти хорошее место для стоянки вдали от населённых пунктов практически невозможно.

Мы подъезжали к Усть-Кыме. Такими темпами маршрут, на который я отвёл 5-6 дней мы проедем за 2 дня! Дорога снова вышла к урезу воды.

Около полудня мы приехали к парому в Усть-Кыме. (Координаты N64 50.080 E47 29.714) И тут я чуть не упал в обморок! У парома был дневной рейс. Наше путешествие стремительно сокращалось.

В ожидании парома мы устроили перекус и поговорили с местными жителями. Те в один голос говорили что нам повезло проехать Пылемские Поля. После дождя дорога там становится непроезжей. Но у нас было своё мнение по этому поводу. По тому объезду, на который мы случайно попали можно проехать на заднем приводе в любую погоду.

Переправа нам обошлась в 600 рублей с машины. А с севера тем временем надвигалась дымка. Местные сказали что будет дождь и надо обязательно успеть преодолеть 3 брода, иначе вода поднимется.

Мы простились с Усть-Кымой и продолжили путь.

Так мы снова оказались на левом берегу Мезени. Дорога как-то быстро ушла от реки, думать о стоянке не приходилось. Мы миновали посёлки Койнас и Усть-Низемье. Нас ждал брод через реку Низьма.

Никаких трудностей этот брод не доставил, я даже специально заехал в воду что бы хотя бы чуть-чуть промыть запылившиеся стёкла и зеркала.

Брод через реку Выбор слегка оборудован. На дно реки уложены бетонные плиты.

Мы ехали без остановок. Дорожное покрытие было в основном песчаным. Однако в одном месте мы увидели странное. Дорога была вымощена брёвнами, причём брёвна шли не поперёк, а вдоль! Жаль, я не сфотографировал. А тем временем нам попадались забавные топонимы.

Движение проходило в основном вот по такому песчаному покрытию.

И вот мы въехали в Республику Коми! Очень стыдно признаться, но мы с Владимиром ритуально помочились на столбики указателя. Вроде как "пометили территорию". Вот не надо было этого делать. Республика Коми достойно отплатила нам за такое поведение :)

Так мы и доехали до Большой Пыссы.

До парома оставалось ещё около часа. Мы заняли очередь и направились в магазин.

Интересно, что паром не просто переплывет на противоположный берег, а проходит примерно 500 метров вдоль реки. Видимо так расположены пригодные для швартовки участки реки. Так мы снова вернулись на правый берег Мезени.

Теперь настала пора искать место стоянки. Мы заметили на карте технологическую дорогу, идущую вдоль реки. Это была местная ЛЭП. Но удача отвернулась от нас. Повсюду был бурелом, недавно здесь прошел смерч. Каждый возможный подъезд к воде был завален деревьями. Сама технологическая дорога была более-менее пропилена. Мы надеялись что она выведет нас к отмели. Увы, даже сама технологическая дорога закончилась буреломом.

Нам пришлось немного вернуться и перепилить несколько упавших деревьев. Хорошо что у Владимира была бензопила.

Мы съехали на берег и разбили лагерь. Координаты N64 07.724 E48 52.033

Небо полностью заволокло, начал накрапывать дождь. Мы быстро убрали со стола и разбрелись по палаткам. Ночью пошел сильный дождь. Попутчик на пароме в Усть-Кыме не ошибся в прогнозе.

День пятый. 30 июля. Усогорский Тупик

Дождливое утро принесло ещё одну неприятность. Каким-то неведомым образом в пластиковый ящик с едой налилась вода. Вроде бы я закрывал крышку… Тем не менее всё что лежало в ящике ниже 10 см промокло. Консервам было всё равно, а вот часть круп испортилась. Ещё удивительнее, как вода могла затечь в плотно закрытый ящик с инструментами. Он, хотя и не герметичный, но точно был закрыт.

Мы свернули мокрые палатки. Завтракать под дождём у нас не было никакого желания. До Усогорска оставалось немного, мы решили позавтракать там и двинулись в путь.

Песчаная дорога после дождя преобразилась. Местами покрытие стала гладкими и скользкими.

Но в других местах рыхлый песок просто намок. Машины очень тяжело шли по такому грунту. Завязнуть они не могли, но мокрый песок оказывает такое сильное сопротивление движению что расход топлива доходил до 18 литров на 100 км, а скорость редко превышала 30 км/ч. Похоже что мы ехали по зимнику.

Зато кругом был волшебный лес без травы и подлеска. Земля была полностью покрыта мхом удивительного цвета.

При желании можно было бы набрать грибов.

Но собирать грибы никому не хотелось. Дорога до Усогорска затягивалась. Около полудня мы всё-таки приехали в Усогорск. Запасы топлива у моих спутников подходили в концу. Я тоже воспользовался возможностью и пополнил свой бак. Заодно я выяснил что на путь от города Мезень до Усогорска у меня ушли 72 литра топлива. Примерно 2/5 бака.

В Усогорске мы нашли кафе, но оно не понравилось моему штурману. Мы поехали искать какое-нибудь другое но так и не нашли. Вернулись обратно. Чутьё подвело Диомида, кафе оказалось замечательным! Особенно меня удивили размеры порций. Я заказал жареную курицу с картофельным пюре. "Ну принесут ножку как обычно" — подумал я. Но мне принесли ровно половину курицы! На фоне полудетских порций в Пинеге это было шоком.

В кафе мы попрощались с Ульяновским экипажем. На трассе у каждого свой темп и манера движения. Но, как оказалось, прощание было преждевременным. Мы отправились в сторону дороги, которая на всех картах указана как основная. Она уходит на юго-восток от Усогорска. Каково же было наше удивление, когда мы увидели до боли знакомый песчаный зимник. Пока мы в недоумении рассматривал карты сюда же подъехал и экипаж Владимира. Команда снова воссоединилась :) Выезд из Усогорска мы стали искать вместе. Вначале спросили местного жителя, он указал нам дорогу на запад. Мы поехали по асфальтированной дороге и поняли что едем в Благоево. Конечно именно сюда я и собирался изначально ехать, но теперь планы изменились. Нам была нужна дорога на Сыктывкар. Мы ещё раз обратились за помощью и на этот раз нашли правильную дорогу, не обозначенную ни на одной карте.

Вторым сюрпризом стало то что это был грейдер!

И ехать по такому грейдеру нам предстояло около 200 км! Местами дорога была покрыта плитами, местами превращалась в грунтовку. Но мы ехали строго по указателям. Встречный и попутный транспорт свидетельствовал о том что мы на верном пути.

Хуже езды по сухому грейдеру от Усть-Пинеги до Мезени только езда по мокрому грейдеру. Помимо ям и ухабов добавляется ещё одна проблема. Стёкла и зеркала машины мгновенно забрызгиваются мокрой грязью. Для меня было удивительно что в такой достаточно большой посёлок как Усогорск нет дороги с твёрдым покрытием! Общая длина грейдерных дорог поразила моё воображение. Раньше я считал что грейдер это "последняя миля" от основной асфальтированной дороге до небольшой деревни.

Такая дорога тянулась до посёлка Айкино на реке Вечегре. Здесь мы уже действительно расстались с ульяновским экипажем и поехали в сторону Великого Устюга. Но наше счастье было недолгим. Асфальт снова закончился. Наша скорость упала и вскоре настала пора искать место стоянки. И мы его нашли!

Вблизи деревни Сафроновка мы наткнулись на приятный сосновый лес в котором было оборудовано много кэмпинговых стоянок. И никого не было! Как они тут очутились? Может быть недавно проводился какой-то слёт-фестиваль? (Координаты N62 09.573 E49 08.165)

День шестой. 31 июля. Долгая дорога в Устюг

Тем временем распогодилось. От обложного дождя не осталось и следа. Мы просушили вещи и отправились в путь.

Вскоре вместе с Солнцем нам улыбнулась удача. Проезжая по мосту через реку Яренгу рядом с посёлком Богослово мы увидели совершенно пустой оборудованный пляж (координаты N62 10.438 E48 59.871). Наконец-то появилась возможность искупаться и немного вымыться.

Но пляж оказался коварным. Я хотел обогнуть кусты что бы машина была в зоне видимости и… застрял в песке. Вот был позор, проехать по диким зимникам и застрять на сельском пляже. По счастью мы обошлись лишь небольшим подкапыванием.

После купания мы продолжили путь к Великому Устюгу, периодически пытаясь найти красивый вид на реку Вычегду.

В деревне Литвиново, на берегу Вычегды мы наши неплохое место для обеда (координаты N61 34.650 E48 01.903)

Дорога до Котласа была в основной грейдерной, с редкими вкраплениями асфальтовых участков. Видимо где-то тут мои спутники и взорвали колесо. В посёлке Коряжма мы пересекли Выегду по платному понтонному мосту. Проезд стоил всего 100 рублей. Зато в самой Коряжме нам пришлось объезжать гигантскую очередь из лесовозов, которые привезли брёвна на базу. Неприятно было видеть столь масштабное уничтожение леса.

В Великий Устюг мы приехали около 17 часов. Дорога заняла существенно больше чем мы рассчитывали. О посещении музеев и речи быть не могло, мы устали, а музеи уже закрылись.

Не то что попасть в музеи, покушать было негде! В Великом Устюге все кафе закрывались в 16-17 часов, а то и раньше.

Единственным работающим заведением, которое мы нашли оказалось кафе-мороженное Золотая Рыбка.

Золотая Рыбка оставила неприятное впечатление. За весьма немалые деньги мне принесли отбивную, больше похожую на подошву. Мы оставили негостеприимный Великий Устюг и отправились искать место для ночлега. На это раз выбирать не приходилось. В небе собиралась гроза. Ещё не хватало разбивать лагерь под проливным дождём. Однако мы нашили небольшую полянку в перелеске у трассы. Высокая трава была примята, похоже здесь кто-то ночевал незадолго до нас. Координаты N60 40.743 E46 08.924

Гроза отгремела где-то в стороне. У нас дождь так и не пошел.

День Седьмой. 1 августа. Мимолётная Тотьма

После хотя и скоротечных, но великолепных диких пейзажей Мезени ездить по "достопримечательностям" нам уже не хотелось. Не тот настрой. Мы миновали самобытный город Нюксеница, остановились только у въезда что бы позавтракать в кафе сети Баранка. Мимо пролетел поворот на Тарногу, тоже известный в краеведческих кругах посёлок. Но миновать Тотьму мы могли. Слишком известное место.

Лично для меня самой интересной достопримечательностью Тотьмы стала футуристическая водонапорная башня.

В остальном, обычные церкви и дома конца XIX века.

На этом путешествие на Мезень можно сказать закончилось. Устраиваться на ночлег в Подмосковье уже не хотелось. Поздним вечером, практически ночью, мы вернулись в Москву. Зато теперь точно известно, что от Москвы до Великого Устюга можно доехать за один день.

Надо признать, что эта экспедиция получилась скомканной и сумбурной. Вместо двух планируемых недель мы вернулись через одну. Путешествие превратилось в стремительный автопробег по отвратительным грейдерным дорогам. В общей сложности по грейдерам мы проехали около 600 км. В более-менее диких местах провели всего 3 дня. Я проанализировал причины такой ситуации и пришел в выводу что предугадать их заранее было в общем-то невозможно. Одновременно наложилось 3 причины:
  1. У экипажа из Ульяновска лопнуло колесо. Это, в сущности, основная причина нашего скоротечного возвращения.
  2. Грунтовые дороги и зимники в Архангельской оказались лучше чем я ожидал. Вся внедорожная часть нашего маршрута "легко проходится на заднем приводе" ©
  3. А вот самым неожиданным фактором стало то что найти хорошее место для длительной стоянки (открытое место, подход к воде), оказалось почти невозможно. Более-менее открытые пространства были только рядом с деревнями. А нам непременно хотелось разбить лагерь подальше от жилья
Схема путешествия

Все фотографии путешествия можно посмотреть в альбоме

Детальные треки можно скачать.

5 коммент.:

Unknown комментирует...

Денис, огромное спасибо за треки (особенно объезд Пылемских полей), расписания паромов (и сам факт их наличия) и точки стоянок.
Все это значительно облегчило планирование и осуществление нашей поездки по Мезени с 15 по 28 августа.

Анонимный комментирует...

Денис, подскажите, а при посещении Мезени не нужны пропуска в погранзону ?

maydyk комментирует...

С недавнего времени в г. Мезень нет погранзоны и пропуска не нужны. Насчёт выхода к побережью Белого моря я не знаю.

Unknown комментирует...

Огромное Спасибо за этот замечательный отчёт (рассказ) !!!
Очень хочу посетить эти края, особенно хотел порыбачить на р. Мезень.
Удивительно, что очень мало месть для лагеря на берегу..

Unknown комментирует...

Вот браться за ствол борщевика я бы крайне не советовал!!! Очень опасно!!!