20 декабря 2012 г.

Санаторий Солотча. Back in the USSR

Вторую часть отпуска 2012 года я решил провести в санатории Солотча, расположенном в одноимённом посёлке Рязанской области. Выбор несколько странный, но накопившаяся усталость от работы и разнообразных хозяйственных забот вынудила меня искать более спокойный отдых. Кроме того, отпуск приходился на самое межсезонье, начало ноября. Рассчитывать на погоду пригодную для путешествий в это время года не приходиться. Конечно иногда чудеса случаются, в прошлом году нам невероятно повезло с погодой при поездке в Суздаль. В пасмурную осеннюю пору надо искать место для крытого отдыха. Делать всё равно особо нечего, можно подлечиться. Я выбрал санаторий Солотча по двум причинам: во-первых меня привлекло наличие лечебной программы "Победи боль в спине", а во-вторых наличие у санатория СПА-комплекса с бассейном.

Когда я выбирал санаторий я был настолько измотан, что даже не догадался почитать отзывы в Интернете. На сайте самого санатория (http://www.solotcha.ru/) были конечно только впечатления восторженных отдыхающих. Буквально перед отъездом, моя спутница спросила меня об этом. Я посмотрел отзывы и схватился за голову, на независимых ресурсах все как один писали "Жуткий Совок". Однако было поздно кричать "Я передумал" и мы поехали.

По пути мы заехали в совершенно замечательное кафе на 115 км трассы М5, это почти перед самым мостом через Оку при объезде Коломны. Хотя при названии "Пончики" именно пончиков в продаже не было, кафе оставило самые приятные впечатления. В туалетных комнатах есть пеленальные столики, висит объявление что всегда разогреют детское питание.

До санатория мы добрались без проблем, разве что опять немного проплутали по Рязани. На стойке приёмной нас ждал первый сюрприз. Оказалось что за нами забронирован стандартный номер, хотя мы заказывали "Студио". Сотрудница, оформлявшая бронь перепутала. Впрочем проблема быстро решилась, девушка в приёмной чудом нашла для нас последний номер именно того класса как мы хотели. Нам не повезло в другом. Окна чётных номеров выходят дорогу и шум проезжающих машин изрядно портил отдых. Предусмотреть это заранее было нельзя. Но совет будущим путешественникам, старайтесь не селиться в чётных номерах первого корпуса. В остальном номер был замечательным. Он был просторным, потому и "Студио". К санузлу у нас тоже претензий не возникло: душевая кабинка, биде, качественная плитка и сантехника, много места. Но вот что меня приятно удивило, это наличие в корпусе доступа в Интернет через Wi-Fi. За это можно простить многие недочёты! В некоторых отзывах отдыхающие жаловались на неприятные запахи, нас эта проблема миновала. Нам достался номер с двумя раздельными кроватями, матрасы были очень мягкие. Позже всё-таки выяснился ещё один недостаток, в некоторые дни начинало сквозить вдоль пола. Видимо этот сквозняк зависит от направления ветра.

При таком хорошем номере сервис оказался чисто советским. Оказалось что шампунь и гель для душа не выдаётся. Это стало для меня неприятной неожиданностью, я специально не стал брать с собой моющих средств. Одеяла в пододеяльники горничная не заправляет, это надо делать самостоятельно. Тут-то и выяснилось что при полутороспальных одеялах, нам выдали узкие односпальные пододеяльники! Мы приняли этот маразм как должное и не стали возмущаться, а зря. При очередной смене белья новые пододеяльники были нормального размера. Надо было потребовать.

Но настоящий цирк с конями только начинался. У нас возникло стойкое ощущение что мы вернулись в советское прошлое, настолько безалаберной и бестолковой была работа персонала. Я начал понимать что имели в виду авторы критических отзывов. Впечатление дополнила вот такая афиша, которую мы увидели на первой же прогулке по окрестностям.

Однако стоит заметить, что многие проблемы оперативно решались при первом же обращении. Жаль конечно что они возникали. Тем не менее первые 3 или 4 дня мы пребывали в состоянии шока. За немаленькие деньги мы получали весьма посредственное обслуживание. Позже мы поняли в чём главная проблема. О всём надо знать! Отдыхающий "с улицы" постоянно попадает в неприятные ситуации потому что ему просто негде получить информацию о работе тех или иных подразделений санатория. Мы познакомились с семьёй отдыхающих, они были всем довольны потому что ранее в этом санатории отдыхала их родственница и обо всём рассказала. Наши новые знакомые приехали подготовленными, а мы нет. Похожая ситуация описана в повести Роберта Шекли "Цивилизация Статуса". Когда мы на своём опыте изучили как работает система, мы подстроились под неё и начали наслаждаться отдыхом. Вот это и есть тот самый "Совок" о котором писали многие. Вот ещё несколько примеров:

• Мы приехали отдыхать в субботу 3-го ноября, в канун государственного праздника. Я специально так подобрал даты что бы друзья смогли бы составить мне компанию именно на общие выходные. Но! У медперсонала санатория тоже выходные дни и врачи не работают. Назначить нам процедуры было некому. Первые три дня прошли вхолостую с точки зрения лечения. Хорошо что я сообразил сначала оплатить проживание без лечения, а потом уже доплатил за лечение в оставшиеся дни.
  • Однажды утром моя спутница пошла принять душ. И вдруг в кранах закончилась вода! И горячая и холодная. Сцена из 12-ти Стульев :) Я отправился к приёмной ругаться. Я объяснил ситуацию администратору, та в ужасе всплеснула руками и сразу поняла в чём дело. Оказалось что утром в лечебном отделении на первом этаже наполняют ванны и для верхних этажей напора воды не хватает. Проблема была решена, но мы больше не рисковали холить в душ утром.
  • В те же первые дни нашего пребывания мы пошли в местный СПА-комплекс и остались очень довольны им. Мы решили пойти купаться сразу после завтрака, расценив что остальные отдыхающие не сразу соберутся. И мы не ошиблись. В бассейне мы были почти одни, работали все три вида бань: русская, финская и турецкая. Каково же было наше изумление когда на следующий день мы застали разительно другую картину. Бассейн был заполнен бабушками и дедушками, из трёх бань работала только одна, на лечебные души стояла очередь. Что такое? Оказалось что в будние дни до обеда СПА-центр обслуживает отдыхающих с лечением, главным образом пенсионеров приехавшим по путёвкам "собеса". А для них бани не положены. Вот почему нам этого никто не сказал? По нашему требованию бани немедленно включили, к великой радости пенсионеров, а для нас сеанс был испорчен.
  • В один из дней меняли воду в бассейне и она не успела нагреться. К чести персонала об этом вывесили объявление на самом видном месте. Но почему нельзя было предупредить заранее что бы отдыхающие скорректировали своим планы?
  • Однажды моя спутница просидела в очереди в врачу 4 часа в тесном коридорчике! И это при весьма немалых ценах за отдых.
В первые дни мы постоянно сталкивались с подобными несуразицами.

Отдельного рассказа заслуживает главврач санатория Николай Евгеньевич Лоринский. Мы попали к нему на приём в день нашего приезда, в субботу. С одной стороны хорошо что в выходной день главврач был на месте, с другой стороны лучше бы он домой пошел отдыхать. Когда мы начали общение, я был изумлён. Мне показалось что я попал на спектакль какого-нибудь МХАТа, причём сразу на сцену, настолько театральной и вычурно драматичной была речь врача. Я никогда не слышал что бы в обычной жизни люди говорили в такой пафосной манере. Мы вначале даже заподозрили, не пьян-ли он. Впрочем за этой мишурой скрывался разочарованный жизнью человек, переживающий за общую разруху, жалкое состояние страны, предприятия и отрасли в которой он работает. Нам от этого было не легче, главврач просто давил и унижал нас своими театральными замашками. Результат аудиенции был отрицательным. Оказалось что лечебные программы объявленные на сайте это фикция, "сайт другие люди делают, я не знаю что они там пишут". Без томограммы позвоночника мне лечение не назначат, а томограмму можно сделать только в Рязани в будние дни. В итоге лишь при повторном посещении Лоринский назначил мне несколько общих процедур, пафосно заметив что "для пациента очень большая честь когда его принимает сам главврач санатория". Мой совет путешественникам, будете отдыхать в Солотче, постарайтесь воздержаться от общения с главврачом Лоринским.

Главным и бесспорным недостатком санатория Солотча является питание. Для платных отдыхающих организован шведский стол, но выбор блюд очень скуден и "деликатесы" не выкладывают на раздачу, а выдают индивидуально. Частично такой рацион объясняется тем что все блюда были диетическими, рассчитанными на пожилых и больных людей. Конечно в этом случае всякие соусы и маринады исключены, не дай бог панкреатит у кого-нибудь обострится. Но никакой диетой нельзя объяснить полное отсутствие каких-либо десертов и фруктов. Хотя нет, на ужин иногда (!) клали по одной печеньке или фафле на человека. Если на завтрак выдавали по одному кусочку сыра, то на общей раздаче отсутствовало масло. Это было не случайным, "Зачем вам масло? У вас сыр есть" — ответила официантка. Мы были предупреждены заранее о скудности стола и предприняли меры: привезли с собой кетчуп, майонез, сыр и колбасу, нормальные кофе и чай.

Однако самое удивительно, что на 4-й или 5-й день мы каким-то неведомым образом привыкли и к скудному питанию, оно даже начало казаться вкусным и к прочим неурядицам, мы научились их избегать. Жизнь начала играть новыми красками. Мы практически каждый день ходили в СПА-комплекс: купались, парились в банях, принимали лечебные души и заказывали всякие косметические процедуры. Хотя я не попал на лечебную программу, мне всё-таки назначили массаж, душ Шарко и ингаляцию. Санаторий Солотча оставляет противоречивое впечатление. Если оставить за скобками скудность питания то получается 50/50: бестолковый сервис вполне компенсируется неплохим СПА комплексом, лечебными процедурами и неплохими номерами.

Ещё одним условным недостатком санатория Солотча можно считать полное отсутствие современных развлечений. Это неудивительно, в этом санатории в основном отдыхают пожилые люди. В местном клубе показывают старые фильмы и играют хиты 70-х. Наверное когда я буду в таком возрасте, то с радостью буду смотреть Звёздные Войны, Властелина Колец и Матрицу, слушать Раммштайн и Найтвиш, а будущая молодёжь будет презрительно фыркать. Зато в баре продаётся замечательное местное пиво Хмелёв. В магазинах его нет. Мы были подготовлены к такой ситуации и взяли с собой настольные игры. Вместе с нами в Солотчу поехала ещё одна пара, поэтому нам скучать не приходилось. Вечера не были долгими и бестолковыми, мы играли в Каркассон, Запретный Остров и Зельвеварение. Благо наш номер "Студио" позволял с комфортом разместиться даже такой большой компании. Жаль что не было большого стола, Каркассон нам пришлось раскладывать на полу.

Несмотря на плотный график всяких процедур и оздоровительных мероприятий, нам удалось осуществить несколько прогулок, путешествий и даже попасть в одно приключение.

Для начала мы прогулялись по окрестностям. Крутая лестница ведёт к старице Оки.

От воды на бывший крутой берег поднимается изумительный сосновый лес.

Но на дикость места рассчитывать не приходиться, тут много разнообразных баз отдыха, есть кэмпинг и даже пункт проката с тиром.

Мы прогулялись по самому посёлку Солотча. Непосредственно рядом с санаторием расположен Рождество-Богородицкий женский монастырь.

Немного в стороне стоит Церковь Казанской иконы Божией Матери с необычным памятником Николаю Угоднику, попирающему Земной Шар. Нам сказали что это копия памятника, оригинального памятника Николаю Угоднику установленного в Турции.

Забавное название улицы:

В один из дней мы посетили дом-музей гравёра Ивана Петровича Пожалостина.

Именно этот дом описал К.Г. Паустовский в нескольких своих рассказах. Писатель снимал комнату на втором этаже. Некоторое время Паустовский, Аркадий Гайдар и Рувим Фраерман жили в перестроенной бане. Мы посетили эту баню и даже съездили на знаменитый "Кордон 273". Нам провели интересную и увлекательную экскурсию. Первый этаж дома-музея посвящен жизни и творчеству гравёра Пожалостина. А экспозиция в бане и мезонине рассказывает о пребывании в этом доме писателей. Рядом с музеем, в глубине посёлка, стоит большой современный дом. Я было подумал что это коттедж кого-то из местной элиты. Но оказалось что этот дом построен для музея, в нём есть выставочный зал. Как раз этот день там проходила выставка кукол, сделанных местными ребятишками. К сожалению эту выставку мы осмотрели достаточно бегло, нам надо было успеть на обед в санатории.

Кордон 273

Приехав в знаменитую Солотчу, мы просто не могли не проехаться по "Паустовским" местам. К сожалению, плотный график лечебных процедур оставлял совсем мало времени на путешествия. К "Кородону 273" мы поехали через Спас-Клепики. На карте была указана ещё и грейдерная дорога напрямую, но я не стал рисковать. Приключения в ноябрьском лесу не входили в мои планы, к тому же подобные дороги имеют свойство приводить в никуда. Нам пришлось сделать большой крюк.

Мы проехали мимо небольшого озера Шуя, упомянутого Паустовским в рассказах, вскоре попали на кордон. Внезапно выглянуло солнце, погода словно благодарила нас за решимость.

Мы пошли по "тропе Паустовского" к берегам реки Пры. Тропа проходила по берегу большого затона или старицы.

Иногда мы встречали причудливые деревья.

Потрясающе красиво!

Мы пришли к берегам Пры и немного отдохнули на туристической стоянке. Летом здесь наверняка много отдыхающих.

Уезжать отсюда совершенно не хотелось.

А погода тем временем начала портиться. Набежали хмурые тучи.

Мы простились с Кордоном и поехали обратно в Солотчу, надо было спешить. Хотя мы уже пропустили обед, надо было успеть на процедуру.

Путь к Кордону и обратно от посёлка Заводские Выселки был запечатлён на автомобильном видеорегистраторе. К сожалению работающий коммуникатор вызвал помеху в виде треска.

Обратный путь:

На обратном пути мы купили банку свежей мещерской клюквы. Позже я сделал из неё замечательный морс.

Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь

По настоянию спутницы мы посетили Иоанно-Богословский мужской монастырь, который находится на правом берегу реки Оки, в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области в 25 километрах от Рязани. Это совсем рядом от родины поэта Сергея Есенина, села Константиново. Что бы попасть в монастырь, нам пришлось снова проехать через Рязань, постоять в забытых уже пробках.

Мы осмотрели постройки монастыря, отметили что это монастырь гораздо более богатый и ухоженный чем женский монастырь в Солотче. Забавно что в хорошую погоду от одного монастыря можно увидеть другой. Если приглядеться, то можно увидеть белую точку, это Рождество-Богородицкий женский монастырь в Солотче.

Затем мы отправились к традиционному "святому" источнику, захватив с собой канистру.

Тропинка местами была на редкость грязной, хорошо что немного подморозило.

Из оврага показалась небольшая церквушка. Родник там!

У самого родника обнаружилась небольшая деревянная церковь или часовня.

Неподалёку стоят ещё несколько культовых строений. Место весьма живописное.

Мы набрали воды и направились в обратный путь. В проходе между хозяйственными постройками мы увидели неокрашенные старые стены монастыря. Выглядят угрожающе, видно что в древности монастырь был самой настоящей крепостью.

На этом наше посещение Свято-Ионно-Богословского монастыря закончилось. На обед в санатории мы всё равно не успевали поэтому посетили совершенно замечательную (хотя и не дешевую) пиццерию "Бон Аппетит" на выезде из Рязани. Культура обслуживания и качество еды в этой небольшой пиццерии разительно отличалась от санаторской в лучшую сторону, официантка была очень обходительна, нас обслуживали быстро и чётко. Мы оставили щедрые чаевые и я даже не поленился подойти к старшей по залу что бы выразить благодарность.

Поиски деревни Ульевая

После сытного и вкусного обеда в Бон Аппетит у нас оставалось свободное время. Ужин в санатории был ещё нескоро. Я решил провести это время с пользой и посетить заброшенную деревню Ульевая и тайник "Неправильный мёд" (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1356). На первый взгляд ничто не предвещало приключений. От Солотчинского шоссе (Рязань-Спас-Клепики) влево отходила местная дорога, она была обозначена на карте как "дорога с улучшенным покрытием", то есть грейдер или бетонные плиты. Мог даже оказаться асфальт. Яндекс-Навигатор уверенно проложил путь до Ульевой, на первый взгляд правильный: прямо, потом налево. Всё в полном соответствии с картой.

Я доверился навигатору и поехал. Вскоре замигала стрелка поворота с дороги. Место мне сразу не понравилось, пришлось ехать по задворкам какой-то лесопилки. Однако место оказалось знакомым, мы приехали в деревню Заборье, соседнюю с Солотчой. Вот тут-бы мне посмотреть на карту! Я поленился достать её с заднего сидения и уверенно ехал по навигатору, вначале дорога была твёрдой. Что было дальше можно посмотреть на видео. Смотреть все два часа совершенно необязательно, можно перематывать в любое место.

Окончание:

Оказалось что Яндекс-Навигатор проложил маршрут не по той хорошей дороге, которую я видел на карте. Программа сочла какие-то летние грунтовки пригодными для проезда и проложила маршрут по первосортным "говнам". Так совершенно неожиданно я попал на настоящее бездорожье! Мы долго плутали по заливным лугам, ежеминутно рискуя застрять. В конце-концов мы нашли казалось бы правильную дорогу, но она оказалась затопленной! Рисковать и ехать по этой затопленной грунтовке через лес и болото я не стал. Пришлось возвращаться обратно. Но и на обратном пути нас ждали неприятности. Дважды мы теряли номерной знак. Вначале передний, потом задний. По российским законам движение по дорогам даже без одного номерного знака запрещено! Но на этот раз обошлось, оба раза знаки удалось найти.

В полной темноте мы вернулись в санаторий. На машину было жалко смотреть, она была покрыта толстым слоем грязи. Нам пришлось буквально упрашивать работников местной автомойки хотя бы ополоснуть автомобиль. Зато мы успели на ужин. Деревня Ульевая так и осталась не достигнутой. Хороший повод приехать сюда ещё раз.

Трек наших приключений выложен на карту:

Морозная прогулка

После приключений на рязанских просёлках было необходимо купить две рамки номерных знаков. Прикрепить номера напрямую было невозможно, отверстия на номерах и на автомобиле не совпадают. Утром следующего дня мы отправились искать ближайший автомобильный магазин. Мы смутно помнили что автомобильный магазин был в соседней деревне Заборье… или его там не было?

Мы отправились Заборье. Утром подморозило, деревья были покрыты инеем.

Старая застройка Солотчи местами очень живописна.

Мы дошли до автозаправки. Казалось бы на заправке должны быть в продаже автомобильные принадлежности. Но там был обычный продуктовый магазин. Зато продавщица сообщила нам что в Заборье автомагазина нет, надо ехать в Рязань. Мы подошли к автобусной остановке, посмотрели расписание и поняли что автобус недавно уехал. На наше счастье нашелся местный житель, который не только согласился нас подвести, но и даже привёз нас к магазину. Сами бы мы никогда его не нашли и поехали бы в Рязань. Мы купили номера и решили вернуться в санаторий пешком, заодно прогулявшись.

Что бы не идти по обочине шоссе, мы пошли по параллельной просеке. И тут я понял что это не просто просека, а остатки знаменитой "Мещерской Магистрали", описанной Паустовским узкоколейной железной дороги, соединявшей Владимир и Рязань! Иногда нам попадались старые шпалы. Сейчас бывшая узкоколейка используется по другому, на месте рельс сейчас проложен кабель магистральной связи "Мегафон", о чём сообщают таблички.

Сейчас просека бывшей железной дороги выглядит так:

Наша прогулка продолжалась по совершенно волшебному сосновому бору.

Прощальный геокэшинг

На этом наш отдых в санатории Солотча не закончился. Ещё пару дней мы продолжали отдыхать, ходили в бассейн, но выкроить время для путешествий уже не удалось. Но оставшиеся дни мы решили посветить посещению тайников. Тем более что наши друзья уже уехали и играть в настольные игры стало не с кем.

Я заранее узнал что в самом посёлке Солотча есть два геокэшерских тайника: "Мещерская магистраль: Солодча" (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3317) и "Солотча" (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=601). Мы постоянно откладывали посещение этих тайников на потом. И вот это "потом" наступило. Первую попытку найти тайник "Мещерская Магистраль" мы предприняли когда возвращались из автомагазина. Хотя распечатки у меня с собой не было, я открыл описание тайника в смартфоне. Мы нашли старый дом, перестроенный из старого вокзала. Именно тут располагалась станция Солотча. Именно сюда привела та просека и насыпь по которой мы шли. Сейчас от знаменитой узкоколейки, которая в некотором смысле стала символом Мещеры, почти ничего не осталось, говорят что до 2010 года ходил поезд от Тумы до Головановой Дачи.

Мы без труда отгадали загадку и отправились искать "клад". И вот тут нас ждал неприятный сюрприз. Найти корягу, изображенную на фотографии не удалось. Подобных пней там было слишком много. Уже в номере я залез в интернет и нашел в комментариях более актуальную фотографию пня. Со второй попытки тайник поддался.

А вот с тайником "Солотча" вышло ещё смешнее. По заданию было необходимо подсчитать число изразцов на Церкви Святого Духа. Мы подсчитали изразцы ещё в первый день. Подсчитать-то мы подсчитали, но получалось что тайник расположен достаточно далеко, за Старицей. На этот раз мы решили ещё раз раз пересчитать изразцы, что бы наверняка! Мы получили тот же результат и уже решили ехать к тайнику на автомобиле. Мы пошли на стоянку санатория. Неожиданно моя спутница воскликнула "Смотри!" Немного издали были видны изразцы которых мы не видели с территории монастыря и естественно не считали. Мы вернулись в монастырь и заново подсчитали изразцы с учётом нового открытия. На этот раз получилось совсем другое число. Получалось что "клад" зарыт сравнительно близко, как раз в том сосновом бору где мы гуляли в первый день. Хотя нас поджимало время, мы решили пойти и найти "клад". На этот раз попытка увенчалась успехом. Надо же, мы в первый день проходили ровно мимо этого места. Отсюда вывод, приехав в на отдых, надо искать тайники сразу и не откладывать на потом.

Таким насыщенным оказался последний день нашего отдыха в санатории "Солотча". Отдых оставил противоречивые впечатления. Особенности российского сервиса немного портят впечатление от посещения этих мест. Окружающая бедность и разруха не прибавляет настроения. Но как ни странно, я вполне готов когда-нибудь вернуться с Солотчу для спокойного расслабляющего отдыха. Утром настало время возвращаться в Москву. На обратном пути мы заехали в уже известный нам рынок народных промыслов на трассе М5 и купили там корзину для грибов.

Все фотографии путешествия можно посмотреть в альбоме:

4 коммент.:

Анонимный комментирует...

на вашем быместе я бы поехала в санатории Белоруссии

maydyk комментирует...

Была такая мысль. Но я предполагал что на первые дни (там были "длинные") выходные, к нам присоединятся друзья из Москвы. А потом они уедут, а мы продолжим отдых. Поэтому было важно найти место отдыха сравнительно недалеко.

Анонимный комментирует...

Я этот отчет их всех твоих на едиом дыхании прочитала. Мне нравятся такие места, в том направлении уже к границе Подмосковья начинаются такие сосновые боры.