15 мая 2011 г.

Тархов Холм

Целью традиционного "форумского" похода, а точнее автопикника, на этот раз был выбрано местечко Тархов Холм, которое считается самой высокой точкой Ярославской области. Хотя эта вылазка сопровождалась организационными неурядицами, которые впрочем можно считать частью традиции, отдых удался и пословица "Нет худа без добра" полностью оправдалась.

Нет худа без добра

Итак, утром 6-го мая 2011 года я и Михаил выехали по направлению к деревне Вороново в Ярославской области. Предполагалось что мы разведаем место, разобьём лагерь и будем ждать других участников похода. Вечером нам предстояло забрать от станции Талдом безлошадных участников похода и вернуться в лагерь. На следующий день мы собирались отправиться к Тархову Холму пешком оставив домоседов в лагере. Однако этот замечательный план нам пришлось подвергнуть серьёзным коррективам.

В Талдоме мы сделали небольшую остановку, купили недостающее продовольствие, настроили навигатор и двинулись в путь. По ошибке мы доехали до трассы Сергиев Посад-Калязин окружным путём, по хорошо знакомой мне дороге через Спас Угол и Нерль. Позже выяснилось что мы сделали большой крюк, от Талдома ведёт прямая дорога через посёлок Северный. Мы немного проехали в сторону Сергиевого Посада и свернули на Нагорье. Тут уже начиналась Ярославская область и места нашего предполагаемого путешествия.

Немного не доезжая Вороново мы миновали величественные постройки Николо-Сольбинского монастыря.

Деревня Вороново осталась позади, на дороге закончился асфальт и и началось грейдерное покрытие. Мы въезжали в самый настоящий "Медвежий угол" — мы были на границе большого необжитого лесного массива который тянется до самого Рыбинска.

Наша предполагаемая цель была совсем рядом. На карте была обозначена лесная дорога которая проходила мимо лесничества и через 3 км пересекала речку Сольбу с интригующей пометкой "бр.", то есть брод. Ехать по незнакомой грунтовке на машине было опрометчиво, поэтому мы лишь немного въехали в лес, оставили машину и пошли на разведку пешком.

Дорога была в целом сухая и проезжая для автомобиля, хотя местами встречались угрожающие лужи.

Мы прошли примерно 3 км и достигли милой полянки на которой могли-бы разбить лагерь

Увы, непосредственно до речки доехать на машине не представлялось возможным. Последние 200 метров были совершенно непроезжими.

А жаль! Берег реки Сольба был сухой и очень живописный.

Когда-то здесь был мост, который заменили бродом:

Увы, над нашим предприятием начали сгущаться тучи. Остальные участники похода откалывались один за одним. Кто-то заболел сам, у кого-то заболел ребёнок. Друзья, которых мы собирались встречать в Талдоме, были в зависимом положении от одного из "отказников", он должен был привезти на своём автомобиле их рюкзаки. "Форумское Братство" рассыпалось на глазах. Количество полноприводных автомобилей резко сократилось до одного. Нечего было и пытаться проехать к этой замечательной поляне на городских седанах при поддержке всего одного внедорожника.

Тогда мы с Михаилом приступили к осуществлению запасной части плана. Мы хотели найти место пригодное для лагеря в менее диких местах, но зато проезжее на легковом автомобиле.

Для начала мы разведали небольшую дорожку идущую вдоль реки Сольба недалеко от Николо-Сольбинского монастыря. Увы, дорожка окзалась просекой под ЛЭП и проехать по ней на автомобиле было невозможно.

Скрепя сердце мы приступили к поискам места на достаточно населённых берегах реки Нерль.

Просмотреть Тархов Холм на карте большего размера

Для начала мы попытались проехать к деревне Елпатьево минуя Нагорье через деревни Мишутино и Лихарёво. Эта попытка не удалась, дорога от Лихарёво до Елпатьево была только на карте. Нам пришлось вернуться на основную трассу и от Нагорья через Синитцы поехать в Евстигнеево. Мы ехали по милым сельским грунтовкам, в сухую погоду здесь вполне проедет легковая машина, а в дождливую как повезёт. Мы немного отъехали от Евстигнеево и попали на замечательный высокий берег реки Нерль поросший величественными соснами. Пейзаж немного портила расположенная недалеко свалка, но от неё можно было отъехать.

Неужели нашли?! Увы радость была преждевременной. Буквально рядом располагалось сельское кладбище. Ставить лагерь рядом с кладбищем да ещё в канун 9-го мая было неразумно. Мы проехали ещё чуть-чуть и попали на популярное место отдыха местных жителей. Там была даже волейбольная площадка, а из-за кустов уже виднелся храм села Елпатьево. Тут нам не будут рады.

Мы продолжили путь вдоль берега реки Нерль через деревни Слепцово и Дидерево. Здесь лесов или даже перелесков уже не было, поля подходили к самому берегу реки. Деревня Дидирево нам запомнилась брусчатой мостовой на единственной деревенской улице. Где-то тут мы пересекли границу Ярославской и Тверской областей.

Проезжая дорога пошла кругом. Неподалёку от селения Сужа дорога снова нырнула в лес. "Да неужели?". И действительно, небольшой лесной массив выходил на берег Нерли. Но было в предвыходной день в 17 часов все пригодные для стоянки места были уже заняты рыбаками. Неудивительно.

Дальше дорога удалялась от реки, а мы уже немного устали. Стало ясно что найти подходящую стоянку в столь населённых и популярных местах нереально. Зато мы с Михаилом неплохо прогулялись пешком в первой половине дня и потом замечательно прокатились по милым грунтовкам. Я получил массу удовольствия от такого кантри-драйва. Мы проехали от Нагорья до посёлка Нерль по правому берегу реки Нерль. Это отличный маршрут для пешего похода. А мы почти не вылезали из машины и не сделали ни одной фотографии.

Впрочем на этом наше путешествие не закончилось. Круги по грунтовкам не прошли даром и топливо в баке подходило к концу. Неизвестно, хватило-бы нам топлива до Талдома. Я решил немного проехать по трассе Р-104 в сторону Калязина в поисках заправки. Заправляться на неизвестной заправке у посёлка Нерль я не решился. Поиски привели нас до самого Калязина, ни одной приличной заправки по пути нам так и не встретилось. В Калязине мы всё-таки заправились и поехали обратно на дачу. По пути мы немного перекусили у моста через Нерль в Поречье.

Вечером мы провели все согласования с друзьями. К нам присоединялись ещё два экипажа на сугубо городских седанах. На этот раз мы решили дружно доехать до самого Тархова Холма, места достаточно безводного. Что-бы не привязываться к рекам и ручьям и не зависеть от столь капризных водоёмов, мы договорились взять как можно больше воды с собой.

Крест на Холме

В субботу 7-го мая мы вторично выехали в сторону Тархова Холма. На этот раз мы проехали более короткой дорогой от Талдома и вскоре доехали до цели нашего путешествия. От Вороново до Тархова Холма идёт грейдерная дорога, в селе Дмитриевское расположена необычная церковь. Её я сфотографировал на обратном пути:

Нам невероятно повезло с погодой. Хотя синоптики пугали дождями и ненастьем, 7-го мая стояла тёплая, почти летняя погода. На холм вела наезженная колея проехать по которой не составило труда. На южном склоне холма мы нашли уже оборудованную туристическую стоянку и решили её занять. Места вокруг поражали своим безлюдием, даже мобильная связь отсутствовала. С холма открылся великолепный вид.

Памятуя вчерашние неурядицы, мы с Михаилом не стали торопиться разбивать лагерь и решили дождаться компаньонов и заодно разведать местность. Дорожка вела наверх холма, мы пошли по ней.

Вначале из-за кустов появился туалет.

Наверное когда листва распустится он не будет так бросаться в глаза.

Затем мы увидели установленный на самой вершине православный крест

Видимо такое расположение должно напоминать Голгофу. Я видел похожим образом установленный крест в Костомарово Воронежской области.

Однако при ближайшем рассмотрении оказалось что это в этом месте идут незримые религиозные войны. Неизвестные явно не случайно упражнялись в точности стрельбы:

Позже, под деревом мы нашли ещё один религиозный символ.

Слухи о победоносном шествии православия по России явно преувеличены, встречаются очаги инакомыслия. Но кто бы мог предположить встретить их тут, в самой глубине России?

С вершины холма можно было рассмотреть величественные лесные дали. Здесь заканчиваются владения человека, дорога доходит только до почти брошенной деревни Тархов Холм, дальше до Рыбинска сплошные леса.

Мобильная связь МТС принимала только на самой вершине холма. Мы связались с друзьями и узнали что они уже в пути. Мы с Михаилом пошли осмотреть саму деревню Тархов Холм.

Увы, деревня оставила тяжелое впечатление. В ней едва-ли не один жилой дом, остальные брошенные.

Стало понятно почему дорога такая наезженная. Здесь добывают песок в небольшом карьере.

Дальше дороги нет, здесь была деревня:

Мы вернулись из деревни и немного прогулялись по дороге.

Вскоре приехали первые компаньоны

У королевы автобанов возникли небольшие трудности, заехать наверх по свежей траве удалось только с третьего раза. Началась традиционная часть вылазки. Мы разбили лагерь, дождались третьего участника, немного погуляли по окрестностям. Вечер закончился вкусным шашлыком.

Ночь была тёплой, несмотря на опасения никто не замёрз. Утро мы нашли новое применение шашлычной решетке:

Не без труда мы нашли тайник "Тархов Холм" (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=851), немного отдохнули и отправились в обратный путь. Несмотря на все достоинства места, больше одного дня здесь делать нечего, если не привозить развлечений с собой. Сюда надо ехать с какой-нибудь "сверхзадачей", например устроить большую прогулку по местным глухим лесам или поискать что-нибудь интересное с металлоискателем в заброшенных деревнях.

Мы покинули Тархов Холм весьма вовремя, пришло обещанное синоптиками ненастье.

Фотографии поездки можно посмотреть в фотоальбоме:

Подробный трек первого дня можно скачать тут:

Одна из участниц поездки написала свой собственный отчёт

Михаил выложил свои фотографии

13 коммент.:

ElmiraMary комментирует...

Спасибо большое!!! В детстве мы ездили отдыхать в эту деревню...Как вижу на фото остался только один дом Дмитрия Алексеевича и тети Люси, у которых мы с бабушкой Лорисой покупали мололко. Перед их домом была ферма. Туда ходили на работу местные. Нинка и ее 6или 7 детей. Маринка, моя подружка вшивая)) У ДмитриЯ Алексеевича была пасека. Еще несколько семей жили. Одна молодая семья купила дом в деревне, но видимо тоже уехали( А в карьере мы играли и откапывали в песке древние окаменевшие морские хформы !

Этот комментарий был удален автором.

Спасибо большое!!! В детстве мы ездили отдыхать в эту деревню...Как вижу на фото остался только один дом Дмитрия Алексеевича и бабы Шуры, у которых мы с бабушкой Лорисой покупали мололко. Перед их домом была ферма. Туда ходили на работу местные. Нинка и ее 6или 7 детей. Маринка, моя подружка вшивая)) У ДмитриЯ Алексеевича была пасека. Еще несколько семей жили. Одна молодая семья купила дом в деревне у бабы Люси, но видимо тоже уехали( А в карьере мы играли и откапывали в песке древние окаменевшие морские формы !

ElmiraMary комментирует...

Спасибо большое!!! В детстве мы ездили отдыхать в эту деревню...Как вижу на фото остался только один дом Дмитрия Алексеевича и бабы Шуры, у которых мы с бабушкой Ларисой покупали мололко. Перед их домом была ферма. Туда ходили на работу местные. Нинка и ее 6или 7 детей. Маринка, моя подружка вшивая)) У Дмитрия Алексеевича была пасека. Еще несколько семей жили. Одна молодая семья купила дом в деревне у бабы Ларисы, но видимо тоже уехали( А в карьере мы играли и откапывали в песке древние окаменевшие морские формы !

Спасибо большое!!! В детстве мы ездили отдыхать в эту деревню...Как вижу на фото остался 1-й дом Дмитрия Алексеевича и бабы Шуры, у которых мы с бабушкой Лорисой покупали мололко. Перед их домом была ферма. Туда ходили на работу местные. Нинка и ее 7 детей. Маринка, моя подружка вшивая)) У Дмитрия Алексеевича была пасека. Еще несколько семей жили. Одна молодая семья купила дом в деревне у бабы Люси,которые уехали из города в деревню ,но видимо тоже уехали( А в карьере мы играли и откапывали в песке древние окаменевшие морские формы !

Спасибо большое!!! В детстве мы ездили отдыхать в эту деревню...Как вижу на фото остался 1-й дом Дмитрия Алексеевича и бабы Шуры, у которых мы с бабушкой Ларисой покупали мололко. Перед их домом была ферма. Туда ходили на работу местные. Нинка и ее 7 детей. Маринка, моя подружка вшивая)) У Дмитрия Алексеевича была пасека. Еще несколько семей жили. Одна молодая семья купила дом в деревне у бабы Люси,которые уехали из города в деревню ,но видимо тоже уехали( А в карьере мы играли и откапывали в песке древние окаменевшие морские формы !