10 мая 2010 г.

Полноприводный болотоход

На вторые майские праздники 2010 года я отправился в давно намеченный поход на север Московской Области. За основу был взят маршрут "На родину М.Е. Салтыкова-Щедрина" из книги Г.Я. Рыжавского "Просторами Подмосковья". Маршрут предусматривал прогулку в районе местечка Спас-Угол и ночёвку на озере Золотая Вешка.

После нескольких изменений состава нас в поход пошло 6 человек. Мой друг Айсхарт c дамой сердца Леной, наш общий друг Миха с женой и братом жены, моим тёзкой, Денисом и я.

Из-за расписания местных автобусов маршрут пришлось немного изменить. Именно в нужное нам время, автобус ехал по укороченному маршруту до посёлка Николо-Кропотки. Нам пришлось идти 5 км по шоссе до поворота к урочищу Мокряги от которого и начинался собственно наш маршрут.

Погода была просто замечательной! Мы шли вдоль шоссе, непринуждённо общались как вдруг впереди показалось облако дыма. Это облако стремительно приближалось и оказалось грузовиком с неисправным двигателем.

По пути произошла ещё одна неприятность, у Дениса в рюкзаке лопнул пузырёк с моющим средством, пришлось проводить срочную эвакуацию ценных вещей.

На этом непредвиденные неприятности закончились и начались ожидаемые приключения. Мы дошли до поворота и направились к урочищу со звучным названием Мокряги.

Здесь мы устроили небольшой привал и приняли решение изменить первоначальный маршрут. До деревни Никитское книга Рыжавского предписывала идти кружным путём через несколько деревень с выходом на шоссе. Мы-же во-первых потеряли время из-за сокращённого расписания автобуса, а во-вторых душа путешественников жаждала приключений. На карте была обозначена почти прямая лесная дорога от ур. Мокряги до Никитского. Однако сразу найти эту дорогу не получилось. Айс и я сходили на разведку, пока остальные отдыхали в ожидании приключений.

Мы вернулись немного назад, миновали Мокряги и вышли на дорогу. Вскоре стало ясно что урочише не зря носит такое знаковое название.

Первую лужу мы кое-как преодолели. Я порадовался что надел гамаши, а остальным пришлось переобуваться. Денис сразу надел кроссовки и терпеливо ждал окончания переправы.

Я надеялся что подобных препятствий будет немного, по дороге всё-таки идём. Но оказалось что вся (!) эта дорога состоит из одной сплошной лужи.

По пути нам встречались разные интересные вещи, например, обходя очередную лужу, мы увидели спящего ежа.

Вначале мы подумали что ёж дохлый, но присмотревшись мы увидели что ёжик дышит. Мы не стали беспокоить ежа и пошли дальше. Как оказалось очень правильно сделали. Уже вернувшись я случайно узнал что скорее всего этот ёж был болен бешенством! Мой отец услышал по радио что в Подмосковье среди диких и домашних животных распространилось бешенство. Особенно им страдают ежи, признаки бешенства у ежей: красные глаза и невозможность свернуться клубочком. Глаза этого ежа мы не видели, но нас удивило что он спал раскрывшись. Я думаю что обычно ежи спять свернувшись в клубочек что-бы не стать жертвой случайного хищника, а этому бешенство не позволило свернуться в клубочек.

По пути нам встречались причудливые коряги и огромные древесные грибы:

Дорога практически вся была затоплена, нам приходилось пробираться по кромке колеи и постоянно прыгать с кочки на кочку.

Вот тут я понял настоящую силу треккинговых палок! Я их купил гораздо раньше и брал в походы больше для баловства. Точнее те походы не предполагали активного использования палок, разве что иной раз в горку чуть легче забраться. Но в этот раз треккинговые палки проявили себя в полной мере. Я превратился в четвероногое существо! Перебираясь через завалы и прыгая с кочки на кочку я имел не две, а четыре опоры. Когда ноги попадали на слабый грунт, я втыкал обе палки в землю и вытаскивал себя из вязкой жижи. Но до этого обычно не доходило, обычно мне удавалось просто перескочить опасное место опираясь на палки. Очень часть приходилось идти по кромке лужи. Но повсюду растут кусты, поэтому было очень удобно втыкать палку в лужу и двигаться по самой кромке имея надёжную опору, порой перевешиваясь в сторону лужи.

По сути треккинговые палки для пешехода можно сравнить с полным приводом для автомобиля. На твёрдой дороге что полный привод, что палки практически не нужны. Зато в жиже или на сильно пересечённой местности две дополнительных "ноги" оказываются очень полезными. Я назвал себя "Полноприводным болотоходом".

Увы, не все из нашей компании были так хорошо экипированны. Где-то к середине пути Лена, подруга Айса, окончательно сбила ноги. Это неудивительно, она промокла ещё раньше. Мы устроили очередной привал на котором решили разделиться. Основная группа продолжает движение в своём темпе, а Лена и Айс ковыляют как могут. Встреча была назначена в Спас-Угле.

Группа продолжила свой нелёгкий путь:

И даже поле, хотя этого не видно, представляло собой первосортные "говна".

Этой спешке было объяснение. Мы хотели попасть в Спас-Угол до закрытия магазина. Мы не ожидали что движение будет таким трудным и медленным и запасы питьевой воды быстро иссякли. Впрочем как оказалось позже можно и нужно было не спешить. Магазин в Спас-Угле работал допоздна, а мы лишились обеда. К концу пути "бензин" у всех закончился.

Мы миновали мост (а на самом деле две бетонные трубы) через речку Мальгу и вскоре вышли к деревне Никитское.

9 км мы преодолели за 5 часов! Не такой я темп планировал :) В Никитском мы нашли колодец, умылись, пополнили запасы воды и пообщались с местными жителями. До Спас-Угла оставался примерно 1 км, где нас ждал заветный магазин. Осматривать достопримечательности и тайник "Спас-Угол" (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=339) я отправился в одиночестве.

Тем временем мы связались с Айсом и Леной. Они решили завершить поход, сойти с дистанции и вернуться домой. Я попытался их уговорить дойти с нами до озера и переночевать на природе, но друзья не изменили своего решения. И правильно сделали!

Я предполагал что оригинальный маршрут проложен по более-менее нормальным дорогам, наше приключение стало следствием нашей-же самодеятельности. Ага, не тут-то было! Мы дошли по шоссе до поворота на озеро:

И к своему ужасу обнаружили такие знакомые говна, только в отличии от дороги от Мокряг ещё разбитые тракторами и лесовозами.

В некоторых местах лужи нельзя было обойти вообще, это были разлившиеся ручейки:

Где-то здесь я потерял Михаила из виду и окликнул его:
— Миха, ты где?
— Я в полной жопе! — донеслось из кустов.

Тем временем Солнце начало клониться к закату, а GPS показывал что мы сбились с правильного пути. Обходя бесконечные лужи мы вышли на другую дорогу и обходили озеро стороной. В этом месте у жены Михаила Лены случилась небольшая истерика, она предлагала разбить лагерь на первом попавшемся сухом клочке. Оказаться посередине болота после заката Солнца ей было страшно.

Но GPS показывал что мы кружим вокруг озера на расстоянии 800-900 метров, что могло вылиться и в час пути. К счастью именно в этот момент мы нашли нужную просеку и вскоре вышли к долгожданному озеру. Мои опасения что берега озера будут представлять собой болото начали оправдываться.

На наше счастье мы на озере были не одни. Ловить рыбу приехали рыбаки, они-то нам и подсказали что противоположный берег озера сухой. Увы, он оказался ещё и замусоренным. Но это всё равно лучше чем ночевать в болоте без воды!

Сухим берег был лишь относительно. Хотя на вид берег озера был обычным, покрытым опавшей хвей и листвой, стоило чуть сильнее надавить на землю как из неё как из губки выступала вода. Тем не менее мы разбили лагерь и расположились на ночлег. Навигатор показал что мы прошли ровно 30 км. Хотя мы успели расположиться до заката и разожгли костёр, аппетита у многих не было, так сильно мы устали! Этот походный день мне напомнил один из прошлых моих походов "Парахино-Колпь" (http://www.maydyk.com/2009/04/may-5th-2007.html). Тогда мы в конце пути неожиданно нарвались на болото и разбивали лагерь в полной темноте.

Зато как мы крепко спали! Утром была такая-же замечательная погода как и накануне, но иногда дул сильный ветер. Я отправился на поиски тайника "Золотая Вешка" (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4519) и вскоре нашел его.

За завтраком мы устроили военный совет. Было решено что продолжать маршевую часть похода не имеет смысла. Вряд-ли остальные дороги лучше тех что нам пришлось преодолеть, а ноги у всех уже были стоптаны и обувь промочена. Мы было решили уйти с озера вместе с рыбаками, они наверняка знали короткую дорогу. Мы едва успели, наши новые знакомые уже собрались. О том что-бы идти с ними не было и речи. Пришлось тщательно расспросить про дорогу и немного прогуляться что-бы определить направление тропы. Денис пошел с рыбаками до большой просеки и отмечал тропу белыми повязками.

Нам снова пришлось разделиться. Друзья решили остаться на озере, они истосковались по природе, да и не везти-же обратно в Москву спиртное:) А я не видел для себя смысла сидеть на небольшом и сыром клочке земли, хотя и на берегу озера. Я решил на этом завершить поход и попрощавшись двинулся по белым повязкам.

Как оказалось это совсем непросто. Тропа проходила через болото. Рыбакам в болотных сапогах всё нипочём, а мне приходилось обходить некоторые слишком глубокие лужи. Вот так я и потерял тропу.

Пришлось идти по азимуту, но недолго, я снова вышел на тропу. Тропа вывела меня на затопленную просеку.

Последний разлив пришлось преодолеть уже не нескольких десятках метров от шоссе.

На этом для меня поход закончился.

Дать общую оценку этому походу непросто. С одной стороны мы не прошли намеченный маршрут, я вообще сбежал раньше времени. Но с другой, мы посетили обе намеченные достопримечательности — родину Салтыкова-Щедрина Спас-Угол и озеро Золотая Вешка. По пути мы столкнулись с неожиданными препятствиями и соразмерно изменили план похода. Я получил бесценный опыт использования треккинговых палок, а так-же знание что даже поздней весной в Талдомский район соваться бесполезно, вода там сходит медленно.

Все фотографии похода можно посмотреть в альбоме:

Карта похода с фотографиями:

Просмотреть оз. Золотая Вешка на карте большего размера

Полный трек похода выложен тут:

2 коммент.:

Unknown комментирует...

Молодцы!!! Отличный поход.
Удивлен таким настроем!
На озере сам каждый год бываю, преодоление болот и буреломов всегда в удовольствие.
Скажите, пожалуйста, те рыбаки, которых Вы встретили на озере, были с уловом?

С уважением, Алексей

maydyk комментирует...

Они ловили на сеть, поэтому говорить о "честном" улове не приходится.