13 марта 2009 г.

По глубине России (Mar. 13th, 2009)

Ух, поездка была столь насыщенной и впечатлений так много что я решился взяться за написание отчёта лишь на четвёртый день.

Подготовка

После поездки в Муром я чувствовал себя как выжатый лимон. Слишком много было переживаний на этапе подготовки, кто-то отказывался сам, кому-то приходилось отказывать по причине нехватки места, мне пришлось заплатить существенно больше чем я рассчитывал и т.п. Неудивительно что многие участники той поездки на этот раз отказались, две недели передышки слишком мало. Но общий трёхдневный выходной для нас редкость и упускать очередную возможность куда-нибудь съездить я не собирался.

Выбор пал на сравнительно простую и близкую поездку в старинный русский город Торжок с попутным посещением Твери. У нас были предшественники, e-aleks совершил подобную поездку накануне. Он-то и рассказал что надеяться на гостиницы Торжка не стоит, им в самый последний момент отменили бронь. Но автопутешествие имеет свои преимущества, 100 км бешеной собаке не крюк, поэтому я предпочитаю селиться в близлежащих загородных пансионатах. Однако мы не смогли найти пансионат рядом Торжком и забронировали места в пансионате Верхневолжский. Этот пансионат расположен на берегу Волги недоезжая Твери, от него до самого Торжка было около 100 км.

Итак, в поездку нас собралось всего 4 человека на одной машине. Как оказалось, это обстоятельство пошло на пользу. Большая группа всегда более медлительная и неуправляемая чем маленькая компания, а поездка на одной машине избавила нас от частых потерь времени на связь и координацию с другими экипажами. К тому-же в этот раз поехали люди собранные и активные. Темп поездки получился просто сумасшедшим.

День первый. Тверь

Поскольку путь был недалёким, всего 132 км до пансионата, мы выехали из Москвы в 9 утра и спокойно доехали до места. С размещением проблем не возникло, скорее наоборот. Номера были просто шикарные, со свежим ремонтом и новой мебелью, отдельный санузел с душем и туалетом, телевизор в номере и минибар. Топили так хорошо что нам пришлось открывать окна. К сожалению, я не удосужился сфотографировать жилой корпус. Получив "карточку отдыхающего" и заплатив за въезд на территорию, мы поехали в Тверь.

Я уже ездил в Тверь в прошлом году, поэтому составил себе примерный план прогулки. Оставив машину напротив Законодательного Собрания мы прогулочным шагом направились на набережную и далее к музею Ужасов и "Оружейной Палате". В прошлом году весьма колоритного вида дядечка провёл увлекательную экскурсию. Собственно его рассказ был самым главным и интересным экспонатом. Увы, в этот раз нам не повезло :( экскурсовод весьма формально провёл нас по музею, кратко сообщив где что расположено. Друзьям вроде даже понравилось, но я-то знал какой должна была быть эта экскурсия!

После "Музея Ужасов" мы прогулялись по городу, пообедали в "Чайной Ложке", прошлись по местному "Арбату". Но самое главное — мы посетили фирменный магазин кашинского ликёро-водочного завода Вереск! Вот оттуда мы ушли с полными позвякивающими пакетами :)

Не зря Тверь называют "Маленьким Петербургом". Город расположен на слиянии двух рек — Волги и Тверцы, прямоугольная планировка улиц, сохранилась историческая застройка, повсюду трамвайные пути, даже один из мостов перевезли из Петербурга. Но при этом город такой-же совершенно плоский и окружен болотами!

По возвращение для меня настала пора "гордиться своим внедорожником", все парковочные места были заняты легковушками, но внедорожники гордо парковались в сугробах! Жаль я не сфотографировал это. Вечером нас ждал в пансионате шведский стол. Вот тут я испытал лёгкий, но приятный шок. Мало того что в первый раз в жизни попал на шведский стол, в походах и путешествиях я постоянно вижу руины советской курортной системы, брошенные пионерские лагеря, разруху на турбазах и т.п. Для меня стало приятным сюрпризом что система восстанавливается. Понятно что для "супер-VIP" выполнят любой каприз, деньгами не удивишь. А вот то что вновь появились доступные здравницы для меня стало приятной неожиданностью. Конечно друзья стали меня убеждать что "А вот в Турции за те-же деньги...", но они смотрят "сверху", а я "снизу" со стороны всех виденных мною руин.

После ужина мы прогулялись по территории пансионата, были на пляже, прошли мимо лодочной станции и пункта проката лыж, санок и т.п. Потом играли в бильярд. Первый день прошел спокойно и ничто не предвещало того ураганного путешествия с приключениями что случились в следующие два дня.

День второй. Торжок

Наш друг и соратник геокэшинг постоянно помогает найти необычные и интересные места буквально под боком. По карте тайников можно планировать путешествия. На этот раз было запланировано "взятие" тайников:

Таковы были наши планы и вначале они выполнялись.

Мы без труда нашли сыроварню. Место удивительное! Это кому придёт в голову что посередине тверских болот можно встретить маленький уголок Италии? Тут была таверна Belle Epoque, где проводят дегустацию свежайших итальянских сыров. Дегустация сопровождается подробным рассказом о каждом из сыров и дальнейшей экскурсией по ферме. Нам показали кабана, лошадей, коз и овец. Если записаться заранее, то вас покормят итальянским обедом. Мы-же только что позавтракали и приехали без записи и поэтому не обедали. В таверне мы купили сыры домой, свежий и вкусный десерт Тирамиссу, выпили крепкий кофе-эспрессо, а в сувенирной лавке женщины обзавелись украшениями из Муранского стекла.

После сыроварни мы поехали в Торжок. Тут-то и оказалось что схематическая карта города не отражает особенностей дорожного движения. Нужна нам дорога к мосту оказалась односторонней! Мы поехали искать объезд и забрались в дебри жилой застройки. В этом плане Торжок от деревни мало чем отличался. В процессе поисков мы выехали подозрительно узкую дорогу, поехали было по ней. Но я вовремя сообразил что это та-же самая односторонняя дорога и мы едем в противоположном направлении! Разумеется никаких предупреждающих знаков там не было. Мы быстро свернули в сторону и выехали на набережную, где напротив главной гостиницы города оставили машину и пошли "брать" тайник.

Торжок просто великолепен! Особенно это заметно после плоской как блин Твери. Красоту городу предают постоянные перепады высоты, город расположен на холмах и склонах оврагов. Именно поэтому тот или иной храм можно видеть то снизу, откуда он кажется ещё величественнее или наоборот, из многих мест открываются чудные панорамы. Мы посетили все 4 точки тайника, собственно тайник нас "провёл" по самым интересным местам города. В том числе мы посетили редкую деревянную церковь! Внутри колокольня церкви была пустой, без потолков и перекрытий, хотя в Карелии нас убеждали что так построить из дерева невозможно.

В Торжке я наконец-то осознал величие храмов. Я вырос в Хамовниках, в доме с видом на Лужники, МГУ и здание президиума академии наук. Поэтому с раннего детства воспринимал эти циклопические сооружения как норму жизни. Недалеко расположен Новодевичий монастырь, где я постоянно катался с горки. Рядом с монастырем есть крупный сталинский дом. Поэтому храмы монастырей меня лишь удивляли своей причудливой формой. Своим размером они меня совершенно не поражали. И вот только в Торжке, где влияние ХХ века практически не заметно, я осознал как воспринимали эти храмы наши предки. Честно говоря и для этого понадобилась подсказка друзей. Это сейчас мы привыкли не небоскрёбам, а раньше храмы людей поражали своим величием. Неудивительно, если все дома вокруг одно и двухэтажные.

Пока мы осматривал и фотографировали храмы время неумолимо проходило и близился вечер. Перед нами стояла сложная задача. Нужно было решить куда ехать дальше? Дело в том что финальная точка тайника оказалась достаточно далеко, в 12 км. При этом мы ещё собирались посетить музей деревянного зодчества в Василёво и тайник с водопадом. Все три точки расположены вдалеке друг от друга и вдобавок по разным берегам реки Тверцы. Состоялся "Совет в Филях". Поскольку уже вечерело, мы решили вначале поехать в Василёво, оттуда к водопаду и если повезёт и останется время заехать на финальную точку тайника. Основная сложность была в том что мы жили достаточно далеко от Торжка, нам не хотелось снова ехать эти 100 км на следующий день.

Итак, мы поехали в Василёво из Торжка. Разумеется оказалось что многих дорог, обозначенных на карте просто нет. Вначале мы ехали по достаточно шикорой, заснеженной дороге. Увы, там где должны были быть повороты на Василёво ничего не было. Мы уже достаточно удалились в сторону, когда появилась одна из грунтовок, обозначенных на карте. По карте она вела в Василёво, но как будет в действительности? Нам повезло, мы действительно приехали в село, проехали по центральной улице и упёрлись в глухой забор! Вот вам и Музей :( Оказалось что перед селом нужно было свернуть в сторону санатория и мы попали к главному входу. Эх, знали-бы мы что напротив музея расположен санаторий Митино! Вот где нужно было селиться. Не пришлось-бы кататься сотню километров до Торжка и обратно.

Увы, время было уже 17:20, музей при этом работал до 18:00, а кассы закрывались на час раньше. Однако мы путешествуем по России :) Кассы закрыты, никого нет, а калитка открыта. Мы просто вошли на территорию музея. Оказалось что тут гуляют постояльцы санатория, территория свободна для посещений. Уже смеркалось, мы просто прогулялись по парку, фотографировали. Тайник "брать" не стали, это запрещено правилами. Тайник в Василёво не виртуальный, а традиционный — зарытый контейнер, зимой его "брать" нельзя. И вот тут случилось страшное — мой фотоаппарат внезапно показал разряд батареи и выключился. Увы, поэтому фотографий Василёво у меня немного. Ужас ситуации заключался ещё в том что мы собирались посетить водопад.

На водопад мы всё-же поехали, хотя понимали что искать его придётся в сумерках. Мы выехали на трассу, оказалось что есть и такой проезд, и без особого труда доехали до заброшенной каменоломни. Здесь нас ждало небольшое разочарование, на картах GPS был обозначен мост. Если-бы этот мост был через Тверцу у нас был-бы шанс доехать до финальной точки тайника. Но мостик оказался через небольшой ручей, приток Тверцы. А вот дальше начался экстрим! Нужно было дойти до водопада не только по колено в снегу, но и по подтаявшему льду затопленного карьера. Мы шли старательно выбирая дорогу и избегали открытых мест, держались ближе к кустам и деревьям растущим сквозь лёд. Когда до водопадика оставались считаные метры, удача изменила мне и лёд не выдержал! Я провалился у самого берега, ничего особо страшного, только ботинки наполнились ледяной водой. Тут уже не до тайников. Не дойдя до водопада мы побрели к машине с тройной осторожностью. На этот раз обошлось без приключений. Я решил найти место для разворота, каково-же было наше изумление когда мы увидели автомобильную колею ведущую к водопаду! На машине мы туда не поехали, дошли пешком. У водопадика была даже скамейка где я вылил воду из ботинок и отжал носки. Бр-р-р-р. Отогрев фотоаппарат я сделал последний кадр.

Для взятия зачёта по этому тайнику мало одной фотографии водопада, нужно ещё посетит деревню Внуково и сфотографировать один из домиков сложенных из песчаника. Ситауция: мой фотоаппарат полностью разряжен, у моего друга нет вспышки, а уже стемнело. Пришлось импровизировать, разворачивать машину и освещать домик светом автомобильных фар. А тем временем в нашем пансионате подошло время ужина. Всю обратную дорогу мы вспоминали фразу Сэма из Властелина Колец где он вспоминает гастрономические достоинства Шира:) От Торжка до нашего пансионата около 100 км. Но счастье в мире есть, и оно не может не есть! Мы приехали к самому концу ужина, не заходя в номер (а я с мокрыми ногами) направились к столу. Нам повезло, хотя персонал на нас уже косился, нам удалось поесть. Еда была вкусной и замечательной — мы-же так и не пообедали :)

Попутно я стал искать газеты что-бы набить ими мокрые ботинки. Увы, ни в столовой, ни у администратора газет не оказалось. При этом состоялся занятный разговор:
— Простите, у вас есть старые газеты? Можно новые.
— Нет, ничего подобного у нас нет.
— А можно купить туалетную бумагу?
— Нет, мы не продаём.
Наташа со стороны:
— Пошли, у нас целый рулон своей есть!
— Ты думаешь мне рулона хватит?
Я боюсь представить что подумала администратор :)

К просушке ботинок я подошел основательно, вынул стельки и положил их сушиться на батарею. Сами ботинки так сушить нельзя, я набивал их туалетной бумагой. Бумагу периодически менял. Я устал от дороги и завалился спать, а друзья пошли играть в бильярд. На утро мои ботинки были почти сухими.

День третий. Offroad, Старица и Ярополец

Утро принесло неприятности. Наташа мало того что замёрзла в первый день во время прогулки по Твери, так ещё одела городские ботинки, которые промокли и не просушила их. В итоге Наташа заболела. А у нас остался так и не взятым главный тайник Торжка, хотелось так-же посетить Старицу и Ярополец. В итоге решили лечить Наташу ударными дозами колдрекса и терафлю и всё-таки завершить начатое.

Мы опять поехали в Торжок, но на этот раз дорогу знали и без труда доехали до финальной точки. По заданию нужно было прочитать древнюю надпись, но это было нереально, буквы стёрлись. По совету других посетителей тайника мы попытались приложить лист бумаги и выделить рельеф. Но бумага намокла, ручка не писала. Эврика! — мог-бы воскликнуть я. Я взял снег и стал втирать его в гранитную плиту. Как по волшебству начали проступать древние письмена. Так мы прочитали надпись и получили зачёт тайника. Теперь наш путь лежал в Старицу.

e-aleks забыл предупредить меня о том что из Торжка в Старицу дороги нет, автобусы ездят через Тверь. Я этого не знал, на карте дороги были. В одном месте дорога делала большой крюк (Высокое-Берново-Крутцы-Дмитрово-Новое), но на карте был и прямой путь! По мере удаления от города дорога становилась всё более им более заснеженной. Когда мы в посёлке Высокое свернули на местную дорогу, она оказалась полностью заснеженной. Кто говорит что зимняя резина не нужна? По этой дороге мы спокойно ехали со скоростью 60 км/ч. По мере удаления колея становилась более глубокой, я ясно чувствовал как машина скребёт снег днищем. Так мы доехали до деревни Игнатово. Проехав Игнатово я понял что сейчас начнётся offroad. Дорога уходила прямо, но по ней этой зимой явно никто не ездил. В тоже время едва заметные следы от одной машины уходили налево. Мы вернулись в Игнатово и спросили дорогу до Старицы. Удивлённая нашим появлением женщина сообщила что нужно ехать налево, как я и подумал.

Мы так и поехали. Мда! Летом на этой дороге явно буксуют Камазы. Но чей-то след упорно вёл нас вперёд как нить Ариадны. На легковушке там просто нечего было-бы делать, я включил пониженную передачу и мы поехали фактически через поле. Собственно дороги никакой не было, только едва угадывавшийся след. И этот след вёл к деревенскому кладбищу. Я испугался что это конец. Дело в том, что во время поездки в Муром мы с Минстрелем пошли гулять по окрестностям и увидели расчищенную дорогу, ведущую в сторону. Мы пошли по ней, дорога тоже привела к местному кладбищу и там закончилась. Люди ездят помянуть предков, а дальше им ехать не зачем. Но нам повезло! Зыбкий след вёл нас дальше, а снег под колёсами становился глубже. Я знал что в таких условиях главное не останавливаться и не тормозить. Машина зароется при попытке тронуться с места. По этому полю мы неслись со скоростью около 40 км/ч! Машину подбрасывало на кочках, мы проваливались в ямы но я не сбавлял скорость. Пару раз пассажиры подлетали до потолка. Так мы выехали на асфальтированную дорогу, Нивушка не подвела!

Уфф! Я вышел из машины что-бы перевести дух и осмотреть возможные повреждения. Всё оказалось в порядке. Мимо нас проехала легковушка, мы спросили как доехать до Старицы. Судя по изумленным лицам, пассажиры легковушки поняли откуда мы приехали :)

После такого нам было уже ничего не страшно. Вначале мы приехали вместо Старицы в Станцию Старица, потом поехали в противоположную сторону... В конце концов до Старицы мы добрались. Как и в Торжке, в Старице тоже есть свой тайник — обзорная прогулка по городу. Он так и называется "Старица". Увы, тайник оказался не полным. Одно из ключевых чисел было записано на табличке музея, но таблички этой больше нет. Нам пришлось планомерно перебирать целые числа, неправильные координаты приводили нас в разные районы города. В конце концов мы нашли верное решение. В процессе этих поисков я чуть было не попал в досадную аварию. Привыкнув к пустым загородным дорогам я лихо развернулся и... едва затормозил что-бы не столкнуться с жигулём которые ехал за мной. Повезло. Я понял что нельзя расслабляться.

Старица не менее красивый город чем Трожок, большой мост через Волгу, большой монастырь и церковь напротив. Однако нас уже поджимало время и путь вёл в Ярополец. Из Старицы в Ярополец мы ехали по хорошей асфальтовой дороге, которая не указана ни на одной карте. Хорошо что рассказал нам про неё. Забавно, но в Старицу мы ехали по дороге которая на карте есть, на деле нет, а в Ярополец наоборот.

Главная достопримечательность Яропольца вот эта церковь. Она большая и обильно украшена. Напротив церкви расположена усадьба, но сейчас вход в неё закрыт, усадьба на реставрации. Мне уже было не до тайников и фотографий, целый день за рулём! Я обошел церковь, сфотографировал её с разных ракурсов и вернулся к машине. Друзья-же залезли внутрь, по их словам там было интересно.

Обратная дорога прошла без приключений, хотя ехать было трудно, спустился туман и валил мокрый снег. Мы выехали на Новую Ригу и через 2 часа были дома. За эту поездку мы проехали 1000 км! Хотя я предполагал что всего-то доедем до Торжка и обратно.

Спасибо всем кто дочитал до конца! Не забывайте оставлять комментарии :)

Вот ссылка на все мои фотографии: http://picasaweb.google.ru/maydyk/200905?feat=directlink
А вот карта нашего путешествия. Путь по трассе из Москвы и обратно в Москву я убрал.

Трек наиболее драматической части путешествия:

1 коммент.:

Вера комментирует...

Какие вы молодцы! Мы тоже так хотим........