21 марта 2013 г.

Касимов

Я давно собирался посетить старинный русско-татарский город Касимов. Такая возможность предоставилась на "длинные" выходные 8-10 марта 2013 года. По пути был отличный шанс осмотреть знаменитый храм в Гусь-Железном. От Москвы до Касимова 350 км, примерно 6 часов пути, поэтому съездить за обычные 2 дня затруднительно.

Подготовка к поездке проходила в нервозной обстановке. Из-за болезни одной из участниц откололся один экипаж. Пришлось срочно тасовать состав, отменять бронь на один номер в отеле. Впрочем, несмотря на все трудности группа туристов из 10 взрослых человек и двух детей выехала в направлении Касимов на трёх автомобилях. Нам опять невероятно повезло с погодой. Странная весна 2013 года подарила нам три пронзительно солнечных, хотя и немного морозных дня именно в момент нашей поездки.

По пути мы осмотрели колоссальный храм Живоначальной Троицы в Гусь-Железном.

Храм был построен по заказу предпринимателя Андрея Баташова в 1802-1868 годах. К сожалению заказчик и меценат не дожил до завершения строительства величественного сооружения.

Закончив с осмотром храма мы продолжили путь в сторону Касимова. В первый день осмотра города не предполагалось. Мы объехали Касимов стороной и прибыли в деревню Жуково, в базу отдыха Мещерский Городец где запланировали размещение. База отдыха была новой, повсюду чувствовался запах свежей древесины. Две семейных пары с детьми заняли отдельный коттедж, остальные поселились в номерах гостиницы. Конечно для загородного отеля номера могли быть просторнее. В гостиничных номерах жила только наша компания, поэтому столовая, общий зал был в нашем полном распоряжении.

Нас сразу предупредили что штатного повара на базе отдыха пока ещё нет, поэтому продукты нам пришлось везти из Москвы и готовить самостоятельно. Я не учёл что готовка будет занимать так много времени. Моя воля, сварил бы пельмени и закусил колбасой. Но женщины настаивали на полноценной готовке. Нам даже пришлось везти из Москвы мультиварку.

Заранее я узнал о ситуации с водой, нужно-ли везти с собой питьевую воду. Меня заверили что с водой проблем не будет, на базе есть своя скважина. Однако проблемы возникли. Вода из скважины оказалась с высоким содержанием железа, местные-то привычные, а мы пить такую воду не стали. Я поехал за водой. Оказалось что ближайший магазин расположен в 15-ти километрах, в посёлке Елатьма.

После всех этих приключений нас ждал праздничный ужин с традиционным шашлыком.

Я в очередной раз отметил что пора заканчивать с ритуальным шашлыком на зимнем отдыхе. Несмотря на все старания нашего мастера, шашлык на морозе получился недожаренным и быстро остыл. А уж сколько времени мы потратили на эту канитель, лучше не упоминать. Шашлыку бой! После ужина начался вечер настольных игр. Наша компания разделилась на 2 части. Один воевали и строили крепость Каркассон, а другие поднимали сельское хозяйство в игре Агрикола.

Таинственная Набережная

На следующий день, 9-го марта мы отправились в город Касимов. К сожалению сборы большой и плохо организованной компании затянулись и мы выехали лишь в 12 часов дня. Но к 17-ти часам мы должны были уже вернуться, была заказана баня. На осмотр города и дорогу оставалось всего 5 часов. Впрочем этого вполне хватило. Исторических достопримечательностей в Касимове немного и почти все они расположены рядом.

Плутать по городу не пришлось. Въезд со стороны Нижнего Новгорода переходит в улицу Советскую, которая привела нас в самый центр. Мы припарковали автомобили и начали прогулку.

Город был основан в 1152 году Юрием Долгоруким и до 1471 года назывался Городец Мещёрский (не спроста база отдыха на которой мы расположились называется Мещёрский Городец!). Примечательно что именно тут умер в 1263 году князь Алексндр Невский на пути из Золотой Орды. Странно что в городе нет памятника Александру. В 1446 году город был пожалован хану Касиму, союзнику князя Василия II "Тёмного", бежавшему из Золотой Орды. Так в город стал татарским поселением. Собственно эти татарские корни и разительно отличают этот старинный город от многих других. К сожалению сейчас от татарской истории осталось немного, недействующая мечеть с минаретом и два мавзолея.

Мы начали прогулку. Мы увидели Музей Русского Самовара, но решили его не посещать. В самом начале улицы Советской расположен центральный храм города, Вознесенский собор.

Чуть в стороне Успенская церковь

Я решил обойти Вознесенский собор с северо-запада что бы попасть на Набережную улицу. В небольшом путеводителе, который у меня был Набережная улица называлась самой красивой улицей города. Судя по схеме, Набережная шла вдоль берега Оки (что логично) прямо напротив собора. Однако найти Набережную улицу оказалось непросто.

Мы пересекли Соборный парк и начали спускаться к берегу Оки минуя старинные особняки и торговые ряды.

Мы обогнули Вознесенский собор

Судя по схеме, Набережная улица была прямо напротив нас.

Мы пошли по обледенелым улицам до знаменитого дома Алянчиковых.

По легенде хозяину дома было предсказано что он умрёт как только закончит строительство. Оформление и украшение дома затянулось, но от судьбы уйти не удалось. Во время эпидемии холеры Алянчиков пытался соблюдать карантин и заперся в бельведере. Но смертельной инфекции всё равно избежать не удалось.

От дома Алянчиковых мы решили спуститься к набережной. Это было непросто, все второстепенные улицы города были покрыты толстым и неровным слоем льда.

Однако никакой "самой красивой улицы города" найти не удалось. Только частная застройка, не оборудованный берег Оки и какие-то руины.

А по схеме именно тут должна была проходить Набережная улица.

Я решил завершить поиски Набережной и пойти к мечете. Минарет был хорошо заметен.

С холма открывался вид на город.

А вот и мечеть!

Сейчас в здании мусульманского храма расположен краеведческий музей. Тут мы встретились с другой группой путешественников, моих друзей. Они посещали Касимов наряду с Рязанью и Владимиром. 8-го марта они приехали в Рязань на поезде, оттуда вечером поехали на междугороднем автобусе в Касимов, поселились в городской гостинице. На следующий день они должны были уехать на утреннем автобусе во Владимир. У нас произошло смешение составов. Одна девушка из нашей группы, влекомая бурной личной жизнью решила продолжить путешествие с конкурирующей компанией. Она вернулась на базу отдыха вместе с нами, но вечером на такси вернулась в Касимов.

Мы же тем временем продолжили осмотр мечети и окрестностей. Этот район города называется Татарская Слобода.

Это мавзолей Шах-Али хана, правителя Касимовского ханства в 16-м веке.

Мы решили вернуться в центр, но наш путь преграждал большой и длинный овраг. Карабкаться по обледенелым тропинкам нам совершенно не хотелось. Пришлось сделать большую петлю по современной застройке.

Мы вернулись на улицу Советскую и пошли обедать в кафе Рахат. Днём мы были едва-ли не единственными посетителями. Но цены и кухня нас очень порадовали. Например порция первого блюда была поллитра. Кто-то из друзей вовремя это увидел и заказал половину. Я как обычно считал ворон и мне принесли огромную лохань лагмана. Вместе с жаренными татарскими пельменями, кофе и мороженным заказ составил всего 400 рублей. Везде бы так.

Мы закончили обед, нашли наши автомобили и вернулись на базу отдыха. У нас была заказана баня. В лучших современных традициях баня это не просто парилка, а фактически клуб. На втором этаже кирпичного дома есть большая комната со столом и бильярдом. Ужин был не таким обильным как накануне. Мы отдыхали. Вечером мы запустили китайский фонарик и играли в настольные игры. На следующий день мы не спеша собрались и без происшествий вернулись в Москву.

Все фотографии поездки можно посмотреть в альбоме: