12 июля 2011 г.

Летняя прогулка по Тарусе

В воскресенье 10 июля 2011 года я вместе с большой группой путешественников посетил город Тарусу. Я уже был в Тарусе, но тогда было холодно и снежно (http://www.maydyk.com/2008/01/20th-jan-2008.html). На этот раз городок Таруса предстал перед нами в своём летнем обличье.

Своё путешествие я начал немного раньше. Я поехал в Тарусу не напрямую из Москвы, а через Обнинск. Я обещал взять с собой Наташу (poulon) с сыном Сашей. Из Обнинска в Тарусу мы поехали по невероятно живописной дороге через город Жуков, селение Кременки и Протвино. Рассмотрев карту я решил срезать большой крюк и свернул в Кременках. Как оказалось выигрыш в расстоянии вряд-ли оказался выигрышем по времени. Дорога была местами так плоха что приходилось ехать очень медленно, старательно объезжая огромные ямы. Интересно что плохой дорога была только в пределах населённых пунктов. Между деревнями дорога была покрыта бетонными плитами, редкое в наше время явление, реликт недавнего прошлого. В одном месте мы пропустили нужный поворот. Впрочем достаточно скоро это заметили и вернулись проехав лишнего не больше километра.

С такими небольшими приключениями мы доехали до Тарусы немного раньше основной группы путешественников, которые добиралась на автобусе. В ожидании друзей мы немного прогулялись по центральной площади Тарусы, полюбовались величественным собором Петра и Павла.

Попутно мы узнали что в местном музее проходит выставка художественной ковки. Посещение выставки не входило в наши планы, но это хороший повод вернуться в Тарусу вновь! Затем мы вышли на набережную, полюбовались видами на Оку и посидели на лавочке в липовом саду, по преданию посаженным Паустовским.

В саду установлен памятник поэтессе Марине Цветаевой. С этим памятником связана забавная история. Скульптор взял в качестве модели свою жену… поэтессу Беллу Ахмадулину. Так получился памятник двум поэтессам сразу.

В это время приехали наши друзья и мы поспешили присоединиться к ним.

Наша прогулка началась с осмотра центральной площади Тарусы.

Затем мы все вместе прошли в липовый сквер с памятником Цветаевой/Ахмадулиной и продолжили путь вдоль реки.

Небо хмурилось. Я начал опасаться что сбудутся прогнозы синоптиков и день будет пасмурным и дождливым. Однако пока дождя не было.

Мы прошли мимо лодочной станции, где инспектора ГИМС (!) предложили отвезти нас в Поленово. Однако эта водная прогулка не входила в наши планы. Мы шли по тропинке по направлению к "цветаевскому камню". По пути нам встретилась оригинальная реклама местной выставки.

И вот знаменитый камень со сложной судьбой. Его то устанавливали, то сносили, то восстанавливали обратно. Хотя на первый взгляд камень установлен на берегу, тому есть объяснение. Раньше здесь было кладбище и желание Марины Цветаевой быть похороненной именно в этом месте ничуть не противоречит канонам.

Наша прогулка продолжалась. По узкой тропинке мы прошли к могиле художника Борисова-Мусатова, знаменитому "Уснувшему мальчику". Есть легенда что художник умер от воспаления лёгких которым заболел когда в холодном октябре спас тонущего мальчика. Согласно этой легенде, именно поэтому мальчик на могиле художника больше похож на утонувшего, чем на уснувшего.

На этом месте мы свернули с обычных туристических троп и направились к малоизвестному месту, которое Марина Цветаева называла "Долиной Грёз". Долина Грёз расположена чуть в стороне и нам пришлось пройти по окраинам Тарусы, которые были больше похожи на обычный дачный посёлок.

Очевидно что к Долине Грёз ведёт улица Грёз.

И вот перед нами предстала хотя и небольшая, но очень живописная долина местной речки. Понятно почему это место так понравилось известной поэтессе.

В Долине Грёз мы чуть-чуть перекусили и вернулись обратно в Тарусу. Мы вышли как раз к церкви Вознесения Господня. Этот Храм был построен между 1628 и 1654 годами и является самым старым знанием Тарусы. Но позднее храм неоднократно перестраивался и принял нынешний вид в начале ХХ века. От первоначальной постройки почти ничего не сохранилось.

Рядом с храмом установлен памятный крест.

Совсем недалеко от церкви Вознесения расположилась небольшая часовня и источник Ксении Тарусской. Считается что она оберегает от эпидемии холеры.

В Тарусе всё рядом, прямо над источником на стоит дом Н.В. Богданова, известного тем что получив гонорар за очередную книгу он на эти деньги собрал книги для тарусской детской библиотеки расположенной по соседству.

Мы обошли центральную площадь стороной. Местами Таруса неуловимо напоминала какой-то южный город. Тучи давно рассеялись и светило яркое солнце. Начинало припекать.

Мы поднялись на холм, прошлись по немощёным улочкам Тарусы, осмотрели дом поэта Заболоцкого и других деятелей искусства.

К сожалению на осмотр дома и могилы Паустовского нам не хватило времени, друзья спешили на автобус. На этом автобусе они намеревались доехать до деревни Юрятино на берегу Протвы где расположены развалины дореволюционной водяной мельницы.

Мы с Наташей поехали на машине и приехали немного раньше. Мельница поражает своим величием. Конечно это никакая не пасторальная мельница с водяным колесом, а крупный мукомольный комбинат начала XX века.

Вдали виднелись крыши домов города Протвино.

После осмотра мельницы мы пошли к водопаду. Купание и обед было решено осуществить после посещения водопада. К водопаду нужно было идти около трёх километров. Эти места были мне знакомы. Несколько лет назад я посетил эзотерический слёт Жизниград, который проходил на этом месте. По дороге я фотографировал знакомые места. Утренние тучи рассеялись окончательно, наступила настоящая июльская жара.

И вот наконец, изнемогая от жары, мы пришли к источнику живительной прохлады. В этом месте небольшой ручеёк падает с высоты примерно трёх метров. Настоящий водопад, только маленький.

Когда мы собрались в обратный путь к мельнице на горизонте начали сгущаться грозовые тучи. Прогнозы синоптиков начинали сбываться, на нас шел грозовой фронт.

Мы с Наташей ускорили шаг, но когда до машины оставалось всего 600 метров начали падать первые крупные капли дождя. Я ожидал сильного ливня. Однако несмотря на грозный вид дождь покапал-покапал и перестал. Однако этой небольшой сырости хватило что-бы друзья расхотели купаться. На этом мы простились с основной группой, друзья пошли в Протвино на автобус, а мы поехали обратно в Обнинск.

На обратном пути произошло ещё одно примечательно событие. Я встретил на дороге автомобиль Жигули первой модели. Ту самую старую "Копейку", с тонким рулём и характерными задними фонарями. Однако по её виду казалось что автомобиль только что сошел с конвейера. Это же как надо ухаживать за машиной! Но водитель и, видимо, владелец ещё отличился феноменально пунктуальным соблюдением ПДД. В деревнях он ехал со скоростью строго 60 км/ч, а на дороге точно держал скорость 90 км/ч. По нему можно было сверять GPS :)

На этом наше путешествие подошло к концу. Я отвёз Наташу и Сашу в Обнинск, а сам без происшествий вернулся в Москву.

Все фотографии этой летней прогулки можно посмотреть в альбоме.

Мой друг и организатор поездки Алексей (e_aleks) уже поделился своими впечатлениями