15 марта 2011 г.

Пешком по Пахре

6 марта 2011 года я вместе с Алексом (e_aleks) и Светой (iz_snov) совершил оздоровительную и познавательную прогулку в районе подмосковного города Подольска. Те кто собирался с нами пойти и не пошел много пропустили.

Эта прогулка выгодно отличалась от всех прочих тем что большую часть маршрута мы прошли по льду реки Пахра.

Наше путешествие мы начали в Подольске, подмосковном городе расположенном совсем недалеко от Москвы. От железнодорожной станции до усадьбы Ивановское мы доехали на местном маршрутном такси.

Само имение было основано в конце XVII века, однако дошедший до нас комплекс зданий был построен графом Фёдором Андреевичем Толстым в конце XVIII-начале XIX века. Позже усадьба перешла во владение генералу Арсению Андреевичу Закревскому, участнику наполеоновских войн. Сейчас в усадьбе располагается музей профессионального образования. Табличка гласит что усадьба частично реставрирована силами учащихся профтехучилищ.

Посещение музея не входило в наши планы. Мы осмотрели усадьбу со стороны.

Затем мы спустились к берегу реки Пахра и вышли на лёд.

Сомнений в прочности льда даже не возникало. По льду был проложен самодеятельный "променад", проходили лыжни и то тут то там сидели рыбаки. Со льда Пахры нам открылся редкий вид на саму усадьбу и город Подольск.

Мы не задумываясь приняли решение идти к следующей точке нашего маршрута по льду реки. Первоначально планировалось что мы будем долго и скучно обходить районы частной застройки.

Прогулка по руслу реки была гораздо приятнее и живописнее чем хождение по асфальтированным дорожкам.

Мы медленно приближались к усадьбе Дубровицы. К руслу Пахры с берега спускался красивый сосновый бор.

Внезапно впереди показалась большая полынья!

Эта полынья образовалась от впадения крупного притока Пахры, реки Десны. На месте слияния рек образовался небольшой островок.

Из-за поворота реки показалась "Жемчужина подмосковных церквей" — знаменитая церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы. Нам посчастливилось увидеть этот архитектурный шедевр с русла реки.

Мы поднялись на берег, окинули взглядом реку Пахру и приступили к осмотру Знаменской церкви.

Знаменская церковь была построена сподвижником Петра I князем Борисом Алексеевичем Голициным в конце XVII века. По своей архитектуре церковь разительно отличается от всех остальных подмосковных церквей. В России не прижилась европейская традиция украшать храмы скульптурами и барельефами. Знаменская церковь одно из немногих исключений.

Рядом со Знаменской церковью построен наблюдательных холм. С него можно любоваться стрелкой Пахры и Десны и самой церковью.

Мы зашли в церковь. Там шла служба и фотографировать внутренне убранство мы не решились. Оно великолепно! На фоне голубого "неба" парят белоснежные библейские фигуры. В отличие от других православных церквей, здесь нет расписных фресок. Вместо них белая лепнина и скульптуры.

Недалеко от церкви расположилась усадьба Дубровицы. В здании усадьбы сейчас расположены различные учреждения. Мы немного перекусили и двинулись дальше по льду Пахры.

Последний взгляд на Знаменскую церковь и она скрывается за поворотом реки.

Мы шли вверх по течению и заметили что до впадения Десны русло Пахры существенно уже.

И вот на пригорке появляется церковь Илии в Лемешево.

Судьба этого храма неразрывно связана со своим знаменитым соседом. Изначально сюда был перевезён деревянный храм Илии пророка который стоял на месте Знаменской церкви. Позже деревянный храм был заменён на каменный.

В Лемешево есть низкий подвесной мост через Пахру. Интересно, его заливает в половодье?

Мы продолжаем свой путь по Пахре. Местами на реке встречаются завалы. Однако лёд укатан лыжниками и даже снегоходом.

И вот мы у другого рукотворного "чуда", выдающегося памятника советской и российской бесхозяйственности и хищнического отношения к природе.

Это руины недостроенного гидроузла. Советская Власть планировала сделать водохранилище у слияния рек Пахра и Моча. Однако природа оказалась сильнее, местные породы изобилуют карстовыми полостями и вода уходила из водохранилища под землю. Природа осталась непокорённой. Однако сам гидроузел поражает воображение.

Судя по всему здесь часто проходят командные игры, на стенах гидроузла помимо традиционного граффити много разных значков, схем и кодов. Не стала исключением и игра "Геокэшинг". Мы выполнили задание тайника Non Aqua (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4034) и вернулись к руслу Пахры.

Неожиданно по берегу реки проехали всадники.

Через несколько сот метров от гидроузла в Пахру впадает река Моча.

После впадения Мочи (а точнее перед, мы же шли вверх по течению) Пахра становится совсем узким ручейком.

Реку перегораживают завалы из прибрежных кустов, а сама река начинает сильно петлять.

В районе деревни Кутьино мы решаем идти по берегу, протоптанная лыжня и тропинка закончились у впадения Мочи. На наше счастье вдоль берега Пахры проехал квадроцикл. Иногда от этих дорогих игрушек бывает польза простым туристам.

Колея квадрацикла вновь пересекает Пахру вблизи деревни Луковня. Здесь мы обнаружили столик со скамейкой и устроили небольшой привал. Пахра стала совсем узкой.

Деревня Луковня разрослась за счёт коттеджного посёлка. Стало понятно почему в округе так много следов квадроциклов и снегоходов. Из-за этого коттеджного посёлка нам пришлось сделать большой крюк. Дорога которая показалась нам объездной закончилась глухими воротами. Пришлось возвращаться.

Мы прощаемся со столь недружественой к путникам Луковней и продолжаем путь по следу снегохода.

Впервые за всю прогулку нам приходится идти по рыхлому снегу. Дороги закончились, след снегохода уходит в лес.

Нам приходится идти почти по колено в снегу.

Но это испытание мы с честью выдержали и пришли в посёлок Поливаново где нас ждала очередная усадьба.

В самой усадьбе сейчас располагается филиал психиатрической больницы им. Алесеева (более известной как "Кащенко"). А вот рядом мы увидели Благовещинскую церковь.

Мы вышли к автобусной остановке. На этом пешая часть нашей прогулки закончилась, мы прошли около 20 км. Но до отправления автобуса оставалось ещё около 40 минут поэтому мы прошли пешком две остановки до конечного круга автобуса. За кирпичным забором очередного коттеджного посёлка виднелся дворец современной знати.

Но вот приехал автобус №34 на котором мы доехали до посёлка Щапово где намеревались осмотреть усадьбу Щаповых. Однако наши силы были на исходе. Усадьбу известного фабриканта и мецената И.В. Щапова мы осмотрели лишь бегло. А жаль! Главный усадебный дом хорошо сохранился благодаря тому что И.В. Щапов в 1903 году основал сельскохозяйственную школу и передал здание государству.

Рядом с усадьбой расположен храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1779 году. Храм украшают часы-куранты.

Мы дождались автобуса №24 и доехали до Красной Пахры на Калужском шоссе. Хотя в первоначальные планы входил ещё осмотр усадьбы в селе Красное, но мы решили отложить его на другой раз. Прогулка и так оказалась насыщенной и интересной.

Все фотографии этой прогулки можно посмотреть в альбоме

Трек пешей (!) части маршрута выложен здесь:

Карта прогулки с треком и фотографиями: