31 октября 2010 г.

Словакия 2010

В конце августа и начале сентября 2010 года я посетил Словакию. Поездка заняла всего 9 дней, с 28 августа по 5 сентября, но выдалась очень насыщенной и разнообразной. Вместе со мной ездили наш организатор и идейный вдохновитель Алекс и наша общая знакомая Наташа "Пулон". Мы посетили города Братислава и Жилина, ходили на экскурсии в средневековые замки, а также много лазили по горам. Поездка была культурно-спортивной. К сожалению нам не очень повезло с погодой и частью программы пришлось пожертвовать.

Оглавление

28 августа. Братислава

Без особых происшествий мы долетели рейсом Трансаэро до аэропорта Вены, там сели на рейсовый автобус и приехали в Братиславу. Казалось-бы не разумно лететь до Вены и не осмотреть родину Моцарта. Но если посмотреть на карту, то окажется что аэропорт расположен как раз посередине между Веной и Братиславой. Нам-же в 17 часов вечера нужно было уже садиться в поезд до Жилины. Поэтому посещение Вены никак не укладывалось в такой жесткий график.

Итак, мы приехали на автовокзал Братиславы и направились в исторический центр. В Братиславе и в Жилине очень развит городской электрический транспорт, много трамваем и троллейбусов. К сожалению из-за этого в городе очень много проводов.

После долгой дороги нам нужно было перекусить. Мы выбрали ресторан с открытой верандой.

Пулон ради эксперимента заказала суп в хлебе.

Что-бы потом не отвлекаться, я напишу про рестораны Словакии. На фоне московских, рестораны в Словакии поражают своими низкими ценами и большими порциями. Например шарик вкуснейшего мороженного на улице стоит 50 центов (то есть около 20 рублей) в Братиславе, и 40 центов в Жилине. При этом за 1 евро продают 3 шарика. В московских торговых центрах один такой шарик стоит 100-150 рублей.

В Жилине мы обошли несколько ресторанов, но больше всех понравился ресторан Voyage-Voyage. Цены везде примерно одинаковые. Блюдо из говядины стоит около 9 евро, блюдо из свинины от 5 до 6 евро. К ним гарнир на 2-3 евро. Причём в блюдо уже включено то что в России принято называть салатом — нарезанные овощи, листья капусты и прочая зелень. Большой ошибкой было по московской привычке однажды заказать салат :) Мне принесли огромную лохань с нарезанными овощами. 4 евро стоил "комплексный завтрак".

Отдельно стоит рассказать о пиве. Полулитровый бокал лучшего пива стоил 1.2 евро, то есть около 50 рублей. И это в лучшем ресторане города! В пивной, куда я однажды зашел, 70 центов стоил литр!

Таким образом типичный ужин обходился в 8-10 евро. В Москве на такую сумму можно разве только в МакДоналдсе поесть.

Но некоторые вещи были непривычны. Например в ресторанах никогда не подавали хлеба. Иногда выпечка была включена в состав блюда, но просто так хлеба не подавали. Однако стоит отметить, что словацкая кухня просто не требовала хлеба. Еда была нежирной, несолёной. Кроме того, заказанный напиток, чай, кофе или пиво всегда подавали в самом начале трапезы. Видимо так принято. На фоне российского жлобства было странно когда к чаю подавали сахар, мёд, сливки и джем одновременно.

Мы продолжили осмотр Братиславы.

По улочкам старого города мы шли к Замку.

Флаг Словакии очень похож на российский, есть даже свой Медный Всадник.

С парапета стен Замка открывается панорама Дуная и вид на современный город.

А на нашем берегу Дуная город времён Кафки.

Узкие улочки старого города очаровательны.

Водопроводчик и Фотограф — одни из самых известных памятников Братиславы.

Наша прогулка подходила к концу. Нам нужно было ещё дойти до железнодорожного вокзала, в Братиславе он расположен вдали от автостанции. Я так и не удосужился переобуться. Что-бы сэкономить место в рюкзаке я одел на себя горные ботинки-треккинги, а мягкие кроссовки положил в рюкзак. Я планировал сразу по приезду в Братиславу снять ботинки, но оказалось что вещи в камеру хранения мы сдавать не будем и мне пришлось целый день ходить по городу в треккингах. К концу прогулки у меня основательно болели ноги. А тут ещё как назло мы немного заплутали в поисках вокзала. Навигатор привёл нас с другой стороны железной дороги, сквозного прохода не было. Пришлось немного возвращаться.

В конце концов мы успешно сели в скорый поезд и через 3 часа приехал в Жилину. Поздним вечером заселились в гостиницу Галилео.

29 августа. Замок

Хотя в Словакии принято рано вставать, завтрак начинался с 7 утра, разница во времени была нам на руку. Когда мы проснулись по нашим "московским" часам, а в Жилине было как раз 7 часов. На этот день у нас был намечена поездка в город Стречно, осмотр старинного замка и треккинг по горному массиву Мала Фатра. Однако в действительности вышло немного иначе.

Для начала мы посмотрели при свете дня на место где поселились. На вид почти как Черёмушки, только вывески на Словацком языке.

Однако было достаточно было пройти буквально 10 минут как мы оказались в сердце старинного европейского города Жилина.

Приятно было встретить памятник Кириллу и Мефодию.

Осматривая Жилину мы подошли к автовокзалу. Местами Словакия неуловимо напоминала Родину.

Мы сели на автобус и через 40 минут приехали в Стречно. Первое что бросается в глаза как хорошо в Словакии организован пеший туризм-треккинг. Везде стоят стенды с картами местности, туристические маршруты и тропы обозначены указателями, во всех книжных магазинах продаются великолепные подробные карты с рельефом и даже всеми пешими маршрутами. В Стречно был один из таких стендов.

На горе виднелся замок.

Мы направились к замку. Кроме нас было очень много семей с детьми. Замок Стречно очень популярное место для семейного отдыха. По пути мы прошли мимо небольшой площадки для отдыха. Тут были туалеты, скамеечки и небольшое кафе "У Драка" (то есть "У Дракона"). Кафе было более чем скромным и больше всего напоминало российские шалманы в парках отдыха. В меню были сосиски, картофель фри и прочие блюда из микроволновки и фритюра. Я и Пулон купили себе на пробу "Лангош". Им оказался очень жирная, варёная в масле лепёшка. Что-то вроде чебурека без начинки. Надо сказать что более таких скромных кафе мы не встречали.

И вот мы пришли к замку.

На входе оказалось что замок можно посетить только вместе с экскурсией. Фотосъёмка стоит отдельных 5 Евро. Наша экскурсия началась. Экскурсоводом была прелестная девушка.

Особенно запомнился старинный ключ, висевший на тесёмочке.

Вначале девушка рассказала нам историю замка, показала макет, потом повела по залам.

На открытой площадке детвору ждало небольшое представление.

Вдоль разрушенных стен мы поднимались на вершину башни, откуда открылись великолепные виды окрестностей долины реки Ваг.

На очередной площадке нас ждало ещё одно представление.

А потом ещё одно. Мы не ожидали что экскурсия так затянется.

Об артистах надо сказать особо. Хотя все представления шли на Словацком языке и я почти ничего не понимал, игра актёров была выше всяких похвал. Интонацией, мимикой, без декораций и почти без костюмов молодые артисты блестяще исполняли роли. Образы которые они исполняли были понятны как детям, так и нам, не знающим языка туристам. В самых известных московских театрах я не видел такой великолепной игры. У всех российских "артистов" (теперь о них можно писать только в кавычках) ничего кроме "театрального" пафоса нет.

Браво, неизвестные словацкие аниматоры!

Наша экскурсия подходила к концу. Нам ещё показали колодец глубиной 70 метров и пушку.

Мы бросили последний взгляд с замковой горы и отправились обратно в Стречно что-бы перейти Ваг по пешеходному мосту и посетить "Старый Град", то есть старый замок.

Мы попрощались с замком Стречно уже с другого берега Вага и приступили к треккинговой части программы этого дня.

Мы направились к горному массиву Мала Фатра. Вначале наш путь пролегал по грунтовым дорожкам. Нам встречались горные ручьи и кормушки для диких животных. В горах было много таких же туристов как и мы самых разных возрастов. От российских коллег их отличали более компактные рюкзаки и обувь. Здесь туристы обуваются в классические треккинговые ботинки, малопригодные для путешествий по средней полосе России. Шансов попасть в болото немного, зато острых камней и крутых склонов достаточно.

Так мы пришли к развалинам "Старого Града".

Руины замка поросли лесом.

Мы забрались на самый верх и нашему взору открылась ещё одна панорама долины Вага.

Мы ещё немного полазили по руинам замка.

Увы, время поджимало. Экскурсия по замку и перекус в кафе заняли слишком много времени. Полноценный треккинг по Мала Фатра пришлось отложить. Мы направились обратно в Стречно.

На этот раз мы пошли вдоль берега Вага. Активный отдых очень развит в Словакии. Мы не раз видели рекламные объявления о сплаве на плотах. Плотов мы не увидели, зато мимо нас регулярно проплывали надувные лодки. Видимо в Стречно водный маршрут уже заканчивается, а выше по течению наверняка есть пороги. Ваг не судоходная река.

Уже в самом Стречно я внимательно рассмотрел паромную переправу, которую мы видели ещё по пути в замок. Паром устроен очень интересно. Для своего движения он использует силу течения реки, никаких моторов и затрат энергии. Матрос ставил паром под углом к течению и паром скользит вдоль троса как воздушный змей.

На этом наша поездка в Стречно закончилась, мы вернулись в Жилину на пригородном поезде.

30 августа. Ненастный треккинг

На третий день нашего путешествия был намечен треккинговый поход по горам вблизи посёлка Лиетава. Увы, прогноз погоды не сулил нам ничего хорошего. Синоптики обещали ливневые дожди и туман. Оставалась последняя надежда успеть посмотреть Лиетаву до затяжных дождей. Мы с Алексом пошли вдвоём, Пулон неважно себя чувствовала и решила остаться в номере гостиницы.

На этот раз никуда ехать не надо было. Наш маршрут начинался прямо от Жилины. Мы прошли пешком через окраины города и вышли на просёлок.

На первый взгляд ландшафт напоминал приокские холмы. Было пасмурно, но дождя не было. Ощущение Deja Vu усилилось когда мы вошли в лес

Однако похожесть на среднюю полосу России продолжалась недолго. Вскоре Словакия показала свой чарующий облик.

Так мы дошли до "Лиетава-Града", то есть замка Лиетава.

Замок оказался на реставрации. У входа висела грозная табличка предупреждающая об опасности самостоятельного посещения замка. Осматривать замок в пасмурную погоду было бессмысленно и мы продолжили свой путь.

Нам предстояло совершить спуск с очень крутого склона. В сухую-то погоду это сделать непросто, а по скользким камня и глине спускаться было очень тяжело. Приходилось постоянно хвататься за деревья.

Не обошлось без происшествий. В одном месте острый шип угодил мне прямо под ноготь большого пальца. Пришлось делать остановку и оказывать себе первую помощь. Хорошо что я взял с собой походную аптечку и в ней были хорошие ножницы. Я их использовал вместо пинцета что-бы вытащить шип.

Опасный спуск подходил к концу.

Мы миновали долину и полезли на следующий хребет. Лиетава-Град попрощался с нами.

Нам пришлось подниматься по очень крутому склону, зимой здесь действует горнолыжный подъёмник. Зато виды открывались великолепные. Жаль что было пасмурно.

По мере подъёма становилось ощутимо холоднее. И вот мы достигли хребта. Здесь трудный подъём сменился просекой.

Но нас поджидало ещё одно интересное явление. Мы вошли прямо в облако.

Вскоре мы пришли к концу нашего маршрута, посёлку Раецке Теплице, откуда мы вернулись в Жилину на автобусе.

Мы были насквозь мокрые, я купил по дороге пачку бумажных полотенец что-бы высушить ботинки. В гостинице мы развесили постирали одежду и развесили её на всех подходящих поверхностях. Как физкультурно-оздоровительный этот треккинг безусловно удался, нагрузка была немаленькой. Но вот в полной мере насладиться окружающими пейзажами нам помешала пасмурная погода.

31 августа. В пещере горного короля

Ненастье усиливалось, в Словакию пришел обширный циклон. Но в этот день погода не могла нам помешать. Мы собирались посетить знаменитые Деменовские пещеры, а под землёй всё равно какая погода снаружи. До Деменова мы собирались ехать на скоростном поезде "рихлик влаке". Поезд был очень ранним, он приходил в Жилину 6 часов утра, пришлось рано встать и обойтись без завтрака. Особенность плана была в том что по прибытии у нас было всего 13 минут что-бы найти автостанцию, выбрать нужный автобус и успеть купить на него билет. Увы, день начался с приключений.

Поезд пришел в Жилину строго по расписанию, а вот уезжать не собирался. Из окна поезда мы видели табло отправления. Поезд задерживался вначале на 15 минут, потом на 20 и лишь спустя 35 минут от расписания поезд отправился. Мы ещё надеялись что он нагонит расписание по пути, ехать было долго и далеко.

Здесь уместно сделать небольшое отступление и рассказать о словацких железных дорогах. Они конечно не такие образцово-сверкающие как "баны" в Германии, случаются задержки и прочие казусы, но в целом оставляют очень приятное впечатление. На перегонах поезда едут со скоростью 100-120 км/ч. Недостижимо для РЖД! Спальных вагонов мы ни разу не видели, не популярны они в Европе. Да и не нужны. Расстояния маленькие, поезда быстрые. Однако узкая колея даёт о себе знать. Поезда заметно уже российских. Типичный вагон имеет узкий проход вдоль одной стороны и ряд сидячих купе на 6 человек вдоль другой. Один или два раза нам попались вагоны старой конструкции с купе на 8 человек. Здесь мне стали понятны некоторые эпизоды саги про Гарри Поттера, персонажи сказки ездили именно в каких вагонах. Электричек в российском понимании мы ни разу не видели. Все поезда вне зависимости от класса и дальности следования локомотивные. Только один раз мы издалека видели мотор-вагон, рельсовый автобус. Удивительно, но нам ни разу не встретились высокие платформы, подозреваю что их вообще нет. В поезда люди забираются с земли карабкаясь по крутой лесенке, как в старых фильмах про войну.

Станции в Словакии достаточно бестолковые, на многих даже нет зала ожидания. Зато очень порадовали контролёры, у каждого из них есть большой специализированный планшетный компьютер который считывает штрих-код прямо с билета. Очень развита электронная торговля. Билеты из Братиславы в Жилину и обратно мы купили прямо из Москвы.

Наши надежды не оправдались, поезд шел со стабильной задержкой в 35 минут от расписания. По прибытии нам пришлось брать такси. Это было правильным поступком, мы успели на последнюю в этом году экскурсию по "Большому Кругу". Эти экскурсии проводятся всего 1 раз в день и заканчиваются 31 августа.

Итак, наша экскурсия началась.

Нас водили сводчатыми залами и показывали причудливые творения природы

Мы побывали на берегу подземной реки

Здесь очень явственно понимаешь как появились европейские сказания про гномов и подземное царство.

Люди издревле проникали в пещеры и в мерцающем свете факелов мокрые камни казались им бриллиантами и изумрудами. Увы, "золото гномов" при свете дня превращалось в обычные серые камни.

Явственно чувствуется дух Мории, где-то тут мост Казад-Дума

Сталактиты и сталагмиты крупным планом

За углом притаился Ктулху

Природные образования напоминают скульптуры

На улице царило ненастье, а наш путь лежал в Снежную пещеру.

В Снежной пещере сохранились кости вымершего пещерного медведя.

В целом Снежная пещера на фоне Большого Круга не производит большого впечатления. Главная её достопримечательность оказалась невзрачной глыбой грязного льда.

По слухам сюда нужно приезжать зимой, когда лёд образует большие арки и переходы.

На этом наша поездка в Деменовские пещеры подошла к концу. Мы без происшествий вернулись в Жилину.

Все фотографии из Деменовских пещер можно посмотреть в альбоме

1 сеньбря. День Конституции

Увы, погода не улучшилась. Все наши планы смешались, понятно что ни о каком треккинге под проливным дождём не может быть и речи. Пулон порывалась поехать в какой-то аквапарк, рекламу которого она увидела в поезде по пути в пещеры. Но до аквапарка нужно было ехать 3 часа на скоростном поезде, в итоге от этой затеи отказались. Было решено посвятить этот день шоппингу, нужно-же привезти из Европы сувениры и полезные вещи.

Но не тут-то было! Оказалось что 1-го сентября День Конституции Словакии. Все магазины были закрыты. Мы, избалованные московскими моллами, к такому не привыкли. О торговле в Словакии стоит написать особо.

Ещё в день нашего приезда в Жилину мы заметили что круглосуточных магазинов и ларьков в Словакии нет. Может быть есть где-нибудь на окраине, дежурный, но нам точно не встретился. Пока мы шли от вокзала до гостиницы было примерно полдевятого вечера, все магазны в центре были закрыты. Даже рестораны не подавали признаков жизни (оказалось что это не совсем верно). Но в наших "Черёмушках" местный ресторан закрывался в 22 часа! Нам даже не удалось поужинать. Как и когда рядовой работающий словак ходит за покупками осталось тайной. Все магазины в центре работали по будням с 10 до 18, а по субботам с 9 до 12. В воскресенье, и как оказалось в День Конституции, все магазины были закрыты. Неудивительно что в них мы почти не видели посетителей. И только супермаркеты на окраине работали аж до 20 часов даже по по воскресеньям. Вообще город казался вымершим. В ресторанах мы были порой единственными посетителями. Где эти трудолюбивые гномы которые создали все окружающее великолепие? Разгадка нашлась на следующий день. 2 сентября, город как подменили! Неожиданно улицы наполнились людьми, в нашем любимом ресторане нам едва хватило места. Страна, вся как по команде вернулась из отпуска.

Однако были и приятные моменты. Например в супермаркете продаётся питевая вода в бутылках по 0,75 литра. Казалось-бы мелочь, но очень удобно. В России вода продаётся либо по 0,5 что мало, либо по 1 литру что много. Вообще жизнь в Словакии нам показалась наполненной такими удобными мелочами. Они были повсюду, обычно на них не обращаешь внимания, но именно из таких удобных мелочей складывается понятие качества жизни.

В День Конституции закрытыми были не только магазины, даже главный музей Жилины был закрыт. Нам только и оставалось что прогуляться по пустынным улочкам города. У нас даже родилась шутка "Ненавидели-вы конституцию Словакии, как ненавидим её мы?".

Прошедшие дожди не прошли даром. Ваг поднялся и теперь бурные мутные воды вряд-ли годились для сплава по реке.

Мы посмотрели издалека на закрытый замок и отправились восвояси.

Несколько уличных зарисовок

Ларьки, однако, работали.

День прошел на редкость бестолково.

2 сентября. Хижа в Мала Фатра

Хмурые тучи немного рассеялись, прогноз обещал переменную облачность. Мы решили что треккинг у этот день будет более удачным и отправились в горный массив Мала Фатра. Знакомой уже дорогой мы доехали до Стречно, но на этот раз не стали заходить в замок, а направились прямиком к "Старому Граду". До этого места дорога была нам хорошо известна. По сравнению с предыдущем разом произошли некоторые изменения. Ваг поднялся, паром не работал.

Мы дошли до Старого Града и начали путь по новому маршруту.

По достаточно крутому склону мы поднимались наверх.

Ещё в Лиетаве я пожалел о том что не взял треккигновых палок. Но это было осознанное решение. Я пожертвовал негабаритными палками ради фотоаппарата. На этот раз мне удалось найти подходящий сук и сделать из него импровизированный посох. В горах без третьей ноги тяжело.

Наш путь пролегал сквозь переплетение корней причудливых деревьев. Обстановка была сказочной. Здесь очень отчётливо приходит понимание европейского эпоса.

А горы манили.

Мы попрощались с Вагом и вышли на тропинку идущую по хребту.

Тропинка шла среди деревьев и в редкие "окна" можно было увидеть окрестные сёла.

В какой-то момент мы достигли вершины горы, но она оказалась поросшей лесом и с неё ничего не было видно. От вершины тропинка пошла вниз и привела нас к Хиже.

Хижа это то что в России иногда называют Приютом. Большой дом со столовой и минимумом комфорта. Даже "удобства" были на улице, причём достаточно далеко от основного здания. Насколько я понимаю, ночёвки в палатках среди местных туристов непопулярны, а может быть даже запрещены. Зачем нести на себе палатку, посуду и еду если повсюду в горах есть такие хижи? Мы не раз встречали местных туристов и по размерам и очертаниям рюкзаков я сделал вывод что спальные мешки они всё-таки носят с собой, а вот палатки и котлы уже нет. К сожалению в России таких Хижин-Приютов непростительно мало. Есть много поклонников активного отдыха которые не приемлют ночёвки в палатках, да и погодные условия этого часто не позволяют. А вот в Хиже можно и согреться, и мокрые вещи высушить.

В спальные комнаты хижи мы не заходили, а вот в "столовой" перекусили.

Хижу содержит всего один хозяин, во всяком случае мы видели его одного. Он-же нам и готовил. Мы покинули гостеприимную Хижу и продолжили свой путь наверх.

Леса закончились и мы смогли насладиться видом величественных гор.

К сожалению небо начало заволакивать тучами.

Мы хотели залезть на одну из этих вершин.

Но когда мы достигли седловины, то поняли что подняться на заветную вершину не успеваем. Пришлось повернуть вниз и начать спуск, но уже по другой дороге.

Зловещие тучи куда-то уплыли, а непокорённая вершина смотрела нам вслед.

Мы продолжили спуск.

Облака то набегали, то рассеивались.

И вот мы снова в долине.

На этом треккинг по горам Мала Фатра закончился, мы сели на автобус и вернулись в Жилину. В Жилине нас ждал небольшой сюрприз. Словакия вернулась с каникул! Рестораны были полны посетителей, на улицах было много прохожих. Жаль, магазины уже закрылись, они работают только до 18 часов вечера.

3 сентября. Сулёвские скалолазы

Прогулка по Сулёвским скалам стала кульминацией нашего путешествия. Синоптики обещали переменную облачность и мы надеялись что с погодой нам повезёт как и в Мала Фатра.

Увы, как только мы приехали к начальной точке нашего маршрута, зарядил дождь. Причём это был не сильный ливень, который обычно бывает коротким, а нудный противный дождь. Что-бы не промокнуть окончательно мы спрятались на охотничьей заимке. Там пришлось ждать около 40 минут. Морально неустойчивые участники уже предлагали отменить прогулку и вернуться в город. Хорошо что мы их не послушали. Дождь постепенно утих, хотя в тесной заимке мы изрядно замёрзли.

Мы двинулись в путь. По пути на гору нам встречались резные деревянные барельефы в застеклённых ящичках. Они обозначали 14 канонических остановок Иисуса Христа на пути на Голгофу.

Мы шли по тропинке в горном лесу

Деревянные барельефы привели нас к кресту.

Видимо это какая-то лесная церковь под открытым небом. С двух сторон были сделаны ряды скамеечек. Станное сочетание христианства и чего-то друдического.

Посещение лесной церкви крайне положительно сказалось на ходе нашей прогулки. Мы прошли ещё сотню метров и обомлели. От былой непогоды не осталось и следа, а перед нами открылся шикарный вид.

Внизу расстилалась волшебная долина.

Скалистые горы опоясывали долину большой подковой. Нам предстояло пройти по всему хребту.

Скалы поражали воображение.

Я запечатлел своих спутников в таком красивом месте.

Наш путь по хребту продолжался. Панорама долины сменялась видами смертельно опасных скал и утёсов. Иногда казалось мы идём по Пандоре и вот-вот из-за кустов выскользнут синекожие Нейтери.

Тропинка то выходила на скалы, то ныряла в лес. Здесь нас поджидали окаменевшие тролли.

Если мы не уйдём из их владений до наступления темноты, тролли проснутся, поймают нас и бросят на острые пики.

Сказки сказками, а мы тем временем огибали долину и приближались к разрушенному замку. Где-то на тропинке мы встретили пару пожилых туристов, разговорились с ними. Женщина угостила нас овощами, похвалившись что вырастила их сама на своём огороде.

И вот мы у замка. Скалы тут настолько крутые что для туристов сделаны лесенки.

Сулёв-Град построен буквально в скалах. К сожалению замок плохо сохранился, его разрушило землетрясение.

С самого замка открываются живописные виды.

Мы были не единственными посетителями. Особенно нам запомнилась молодая девушка которая спокойно ходила по самому краю утёсов. Удивительно что её собака спокойно лазала по камням. Было видно что для них это не впервой.

Мы тщательно осмотрели и облазили замок.

От замка тропинка уже шла вниз. Мы окинули хребет последним взглядом и начали спуск.

Тропинка привела нас к природной достопримечательности Сулёвских скал — каменной арке, называемой "Готическими вратами".

Готические врата оказались коварными. Где-то тут мы сбились с пути и начали спуск в узком ущелье по очень крутому склону.

Временами казалось что пути дальше не будет и нам придётся по этому жуткому склону карабкаться обратно. Немало "приятных" слов услышал я в свой адрес :)

Но треволнения были напрасными, мы вышли на дорогу прямо у автобусной остановке. Здесь мы попрощались с Сулёвскими скалами.

Наше путешествие подходило к концу, но самое сильное впечатление на нас произвели именно Сулёвские скалы.

4 сентября. Поющие под дождём

Посмотрев прогноз погоды мы поняли что прогулок в горах больше не будет. Синоптики обещали ливневые дожди. Ещё со Дня Конституции у нас оставался должок, музей Жилины мы не посетили и сувениров с подарками почти не купили. Мы решили 4 сентября посвятить покупкам и посещению музея. За покупками мы пошли раздельно. У каждого были свои планы. Пулон собиралась купить вещи детям, Алекс рвался в книжный магазин, а я хотел прикупить какое-нибудь туристическое снаряжение. Меня ждало разочарование, ассортимент и цены местных туристических магазинов почти не отличались от московских. Цели купить что-то конкретное у меня не было, поэтому я вернулся в отель без покупок. Алекс и Пулон были более удачливыми.

Разобравшись с покупками мы пошли в город все вместе. Мы много раз видели на центральной площади перетяжку объявляющую "Фестиваль словацкой культуры в Жилине". Ещё во время обхода магазинов мы услышали и увидели подготовку к этому фестивалю. На площади собрали сцену и монтировали звуковую аппаратуру. Музыкантам не повезло, фестиваль начался под проливным дождём.

Мы расположились на веранде ресторана и смотрели за происходящим из-под шатра. Дождь лил не переставая. Мы решили что не пойдём в музей, всё равно вымокнем до нитки по дороге. Мы пообедали и вернулись в гостиницу. Больше прогулок у нас не было. Остаток дня мы посвятили сборам в обратную дорогу.

5 сентября. Возвращение

Наше путешествие в Словакию медленно но верно подходило к концу. Настала пора возвращаться. Мы собрали вещи ещё накануне и рано утром покинули гостеприимный отель Галилео и скорый поезд повёз нас из Жилины в Братиславу. Дорога прошла без проишествий, однако в 8 часов утра позавтракать в Братиславе было непросто. Почти все рестораны и кафе были закрыты.

В течении всего своего пребывания в Словакии я не переставал восхищаться организацией дорожного движения. Как-же потом было противно и мерзко возвращаться в Россию! Хотя дороги полосы движения здесь узкие, внимание ко всем мелочам делает движение по дорогам безопасным и приятным. Не нужно разгадывать хитроумные дорожные ребусы, разметка чёткая, ясная, понятная и удобная. Вот типичный перекрёсток:

А вот улица, везде стрелки, карманы для поворота, островки:

Обратите внимание на широкую белую полосу, идущую вдоль тротуара. Это не простая полоса. В Словакии строжайше запрещено парковать машины на проезжей части! Ни одна часть припаркованного автомобиля не должна выступать за эту полосу. При этом большинство тротуаров предназначены для парковки. Они достаточно широкие, а бордюры скошены. У автомобиля движущегося по правому ряду никогда не возникнет на пути неожиданного препятствия в виде припаркованного на проезжей части грузовика.

Движение через перекрёсток тщательно размечено:

Ну и разумеется везде развязки. Сквозь Жилину проходит скоростная дорога. Но ни жители города, ни водители от этого не страдают. Дорога утоплена в большую канаву и проходит ниже уровня города, зато над трассой построены многочисленные мосты-площади.

Я жалею что не сфотографировал огромную развязку на окраине Жилины, города по своим размерам равного Серпухову. А это развязка не для "федеральной трассы", а для местных жителей.

Мы дошли до автостанции минуя все достопримечательности Братиславы и сели на автобус до аэропорта Вены.

По пути мне удалось сфотографировать через окно автобуса ещё одно чудо европейской цивилизации. Мы проезжали мимо ветровой электростанции.

Ветряков было необычайно много, а их размер поражал воображение. Но площадь не тратилась зря, ветряки располагались на сельскохозяйственном поле.

На этом наше путешествие в Словакию закончилось. Мы без происшествий до Домодедово. Наступила пора приходить в себя от обилия впечатлений.

Все фотографии путешествия я разбил на три альбома: