5 ноября 2009 г.

Тропами Ивана Сусанина

Вот и завершилось замечательное путешествие по Костромской области. С 30-го октября по 3-е ноября 2009 года компания путешественников ездила в старинные Галичские земли. Когда-то город Галич был центром влиятельного княжества, а теперь райцентр Костромской области. Мы миновали Кострому и посетили города Судиславль, Галич, Чухлому, Солигалич, Буй и Любим.

Вообще-то наши замыслы были гораздо обширнее. Мы собирались выехать к Рыбинскому водохранилищу, посетить Пошехонь, Рыбинск и возможно Углич с Мышкиным. Ночевать предполагалось в суровых походных условиях. Но короткий световой день, внезапно наступившая зима и непредсказуемость костромских дорог помешали этим планам. Однако впечатлений и приключений нам хватило с лихвой.

К сожалению не все желающие смогли поехать в путешествие. В итоге нас поехало 5 человек на двух машинах. Я и Углук на Шевроле Ниве "Нивушке" и Оля, Алексей и Катерина на Шевроле Треккере (это Suzuki Vitara собранная для американского рынка).

На родину Ивана Сусанина

Главной интригой в момент сборов был выбор автомобильной резины. С одной стороны стоило-бы поехать на зимней резине, но она чисто шоссейная, а нам могло встретиться бездорожье где с шоссейной резиной делать нечего. В Москве в то время была ещё плюсовая температура, хотя прогноз обещал понижение и снег. Но мы не придали этому большого значения, первый снег обычно тает или выпадает в виде "крупы". Поэтому мы решили ехать на летней внедорожной резине. Как потом оказалось, оба решения были-бы правильными. Мы нашли приключения и на летнюю, и на зимнюю резину.

Утром в субботу 30-го октября мы выехали из Москвы и без особых происшествий доехали до Костромы. По пути в районе Ростова видели аварию -- две фуры столкнулись и сложились "ёлочкой", к сожалению не обошлось без жертв.

А вот в самой Костроме нас ждали первые приключения. Наши экипажи разминулись и поехали до Судиславля самостоятельно. Из Костромы веером выходят 4 дороги. Дорога на на Судиславль уходила на восток. Экипаж на Треккере проплутал немного и попал на неё, а мы ошиблись и выехали из города северной дорогой. Мы спросили у местных жителей как проехать на Судиславль и задворками Костомы попали на большую дорогу где решили что это и есть дорога на Судиславль. Я для уверенности спросил продавщицу на бензоколонке, она подтвердила. Навигатор в данном случае нам оказал медвежью услугу, Углук впервые пользовался прибором и принял указатель азимута за обозначение дороги. Получалось что мы едем правильно, на восток. Мы проехали некоторое расстояние пока не поняли что едем не на восток, на на северо-восток. Мы на родине Ивана Сусанина!

Изучение карты показало что между восточной и северо-восточной дорогами есть связка. На карте она была обозначена как "дорога с твёрдым покрытием". Хотя я приметил знак "Тупик", мы повернули на неё, решили что знак "Тупик" относится к другому повороту. Однако у меня стали появляться нехорошие сомнения -- мы ехали по старым бетонным плитам. Обычно такие дороги ведут к военным частям или предприятиям. Дорога явно не пользовалась популярностью, следов шин было очень мало.

Так, переползая с плиты на плиту мы приехали к заброшенному железнодорожному депо:

Мы продолжили путь, проехали сарайчик где нас встретили задиристым лаем две собаки. Я не заметил, а Углук увидел надпись "КПП". Однако наши треволнения оказались напрасными, мы всё-таки выехали на восточную трассу и без прочих заминок доехали в Судиславль.

Второй экипаж приехал немного раньше и уже успел чуть-чуть прогуляться по городу и ждал нас в столовой.

Судиславль

Судиславль, милый провинциальный городок встретил нас зимою, удивительно низкими ценами и неожиданно приличной гостиницей. В столовой пирожок с капустой стоил 5 рублей, а с яйцом 7. Трапеза целиком обошлась примерно в 50 рублей! Оказалось что это столовая не простая, а столовая в здании районного суда :)

По начальному плану мы собирались осмотреть Судиславль и поехать ночевать в Галич. Но пока мы добирались и обедали стало смеркаться. Стало ясно что осмотреть Судиславль мы не успеваем и мы решили искать место ночевки. На одном из сайтов было написано что в Судиславле нет гостиницы. Это оказалось неправдой! В Судиславле есть замечательная современная гостиница -- отель "Третьяков".

Гостиница оказалась выше всяких похвал. Как такая гостиница оказалась в уездном городке? Нас обслуживали молодые приветливые девушки, в гостинице есть бар, бильярд, сауна и прочие развлечения.

Мы заняли два номера -- двухместный всего за 1200 рублей и четырёхместный за 2000 рублей. Вот интерьеры номеров:

Вечер мы повели в баре гостиницы. Видимо в ресторане проходило какое-то мероприятие, других постояльцев кроме нас похоже не было, зато в холле мы встречали много людей видом "из 90-х" в костюмах и с короткими стрижками.

Углуку нездоровилось, он заказал себе сауну, а я попытался уснуть. Но сделать это было непросто — всюду звучали мелодии и ритмы российской эстрады. Я уже было смирился со этой участью когда заметил что музыка доносится из динамиков в коридоре. Работники гостиницы зачем-то включили трансляцию. Но первой-же просьбы было достаточно что-бы её выключили.

Утро встретило нас настоящей зимой! Окружающий пейзаж разительно контрастировал с уютными интерьерами гостницы.

Мы позавтракали в гостинице (завтрак был включён в стоимость номера) и пошли гулять по Судиславлю:

Воду местные жители набирают в колонке — XXI век :)

Осмотрели несколько живописных руин:

Мы сфотографировались на прощание и поехали "брать" тайник "Судиславль" (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3384>http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3384):

Галич

Дорога на Галич заставила меня беспокоиться, кругом была зима, а мы были на летней резине. Пришлось ехать предельно аккуратно, тем более что по пути мы видели легковушку с оторванным бампером которую унесло с дороги. Машин практически не было, да и откуда им взяться, дорога на Галич-Чухлому-Солигалич это тупик. Сквозного проезда нет. Дорога напоминала дороги Карелии -- двухполосная, но широкая. Загруженная "Ярославка" существенно уже.

По пути мы заметили ещё одну особенность дорог в Костромской области. Практически каждые 5 или 10 км (я не засекал точно) были оборудованы стоянки с эстакадами. Видимо так и полагается по ГОСТу, но больше нигде такой регулярности я не встречал. Кроме "офицальных" мест отдыха практически на каждом километре были оборудованы столики со скамейками. Прямо какой-то парк, а не дорога! На эту тему мы отпустили несколько алкогольных шуток.

К полудню мы Галича добрались:

На центральной площади я купил сувенир домой -- 3 копчёных щуки местного улова. Цена как обычно приятно удивила -- всего 180 рублей за килограмм. Мы обошли центральную площадь, пообедали в ресторане "Галич" и отправились на осмотр города.

А потом полезли на Шемякину гору откуда открывается шикарный вид на город и галичское озеро. Мы поднимались по скользкому глинистому отрогу вместе с детьми которые шли кататься на санках. Они-то нам и показали тропинку.

На вершине горы установлен памятный крест и беседка. Недалеко расположена костромская телевизионная вышка. Мы спустились с горы по официальному пути, по лестнице и вышли на берег озера:

Судя по всему именно здесь расположена пристань "перевоза" обозначенного на карте. Мы сделали несколько снимков на прощание, вернулись к машинам и поехали в Чухлому.

Чухлома

До Чухломы мы добрались без происшествий и сразу отправились искать гостиницу. Гостиница Чухломы разительно отличалась от отеля "Третьяков" в Судиславле. Это была классическая советская районная гостиница. Раньше я только слышал о таких, а теперь довелось и побывать. Вместо милых девушек на ресепшене нас встретила пожилая администраторша которая заставила нас всех заполнять анкеты советского образца. Позже она сообщила что "сдаёт анкеты в милицию" и не спроста в гостиницу заходил участковый. Большой Брат не спит! Мы расположились в пятиместном номере за 350 рублей с человека. Туалет был общим, к счастью кроме нас в гостинице жил всего один постоялец. В общий душ идти желания не возникло, завтрак так-же не полагался.

В Чухломе зима полностью вступила в свои права, дети катались на лыжах и санках:

Что-бы не терять драгоценные светлые минуты мы решили ехать в Аврамиев Городецкий Монастырь на одной машине.

В монастыре мы встретили молодого монаха который отвёл нас к источнику и купели. Углук и Алексей решили окунуться, а я сделал несколько снимков:

Мы вернулись в Чухлому уже затемно и поужинали в местном ресторанчике. Что-бы скоротать вечер мы пошли гулять по городу, вышли к берегу озера и чуть было не намочили ноги. Выпавший снег скрыл границу берега. Мы отметили что в Чухломе почти на каждом доме висела антенна спутникового телевидения, видимо содержание передач с костромской телевышки жителей Чухломы не устраивает.

Мы проснулись рано и уже в 8 утра пошли завтракать в бар "Круиз". Вчерашний ресторан открывался позже. Я сделал несколько прощальных снимков и мы поехали в Солигалич.

Вот наши машины. Обратите внимание на разницу в дорожном просвете. Вскоре эта разница сыграет с нами злую шутку.

А в Чухломе зима!

Солигалич

Приехав в Солигалич мы пошли осматривать Церковь Николы на Наволоке. Тут нам улыбнулась счастье, мы познакомились с местным священником отцом Александром, который был рад появлению путешественников. Отец Александр как раз проводил экскурсию для солигаличских ребятишек и пригласил нас присоединиться.

А потом отец Александр провёл нас на колокольню:

Дети вместе с учительницей пошли по своим делам, а отец Александр посадил нас в свой микроавтобус и провёз по городу, заодно показал гостиницу.

Очень необычная церковь:

Другой вид на церковь Николы:

Старинные торговые ряды:

Центральная площадь:

Задворки:

Мы попрощались с отцом Александром и пошли гулять по городу, нужно было скоротать время до 12 часов когда открывается местный ресторан.

Вот на эту колокольню мы лазили:

Ровно в 12 мы пришли к ресторану, но дверь была заперта. Мы постучали, подёргали дверь, но нам никто не открыл. Но стоило нам уже развернуться со словами "ладно, будем есть свои припасы" дверь открылась :) Мы были не единственными посетителями ресторана. Кроме нас пришли ещё две чисто женских компании. Видимо пришла местная знать — ухоженные женщины бальзаковского возраста. Удивительно, что прямо с утра обе женские компании употребляли водку в весьма приличных количествах! Это мы то лимонад, то суп закажем :)

Пообедав мы собрались и двинулись в путь, нам предстоял самый неизвестный и как оказалось драматический участок маршрута.

Приключения

Солигалич это тупик. Автомобильная дорога в нём заканчивается, сквозного проезда нет. Но на карте обозначена местная дорога которая идёт параллельно основной трассе через посёлки Большой Починок, Вонышево, Березовец и выходит на дорогу Галич-Буй. Но отец Александр нам сообщил что в действительности дорога доходит только до Вонышево. Дальше "разбито лесовозами". Даже если это так, всё равно надо было ехать. Мы-бы посетили тайники "Старинное село Корцово" (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4434) и самую высокую точку Костромской области "Урочище Раменье" (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4433).

Мы проехали несколько заброшенных деревень и приехали в "старинное село Корцово" где расположен величественный храм:

Некоторые даже залезли в его подземелья:

Мы шутили на тему игры Diablo.

Снега нападало достаточно много, поэтому "брать" тайник я не стал, это запрещено правилами игры "Геокэшинг".

Мы доехали до Вонышево, урочище Раменье располагалось примерно в двух километрах сбоку. Автомобильной дороги мы не нашли, а идти пешком не хотелось, нас поджимало время. Как и говорил отец Александр в Вонышево дорога закончилась, но мы поехали по едва угадываемой колее просёлочной грунтовки. Начинался off-road. Ситуация особенно осложнялась свежевыпавшим снегом -- он закрыл дорогу и скрывал опасные места. Определить на глаз глубину колеи было невозможно.

Вначале мы продвигались очень осторожно, тщательно измеряя каждую лужу. Но потом мы осмелели и поехали быстрее. Вскоре нам встретился опасный топкий участок. Нива на "Оллах" (внедорожная резина BF Goodrich All Terrain) легко преодолела лужу и глубокую колею и выехала на высокое сухое место. А вот Треккер поехал по следам Нивы и... с разгону крепко сел на раму! Вот она, разница в дорожном просвете.

Вечер переставал быть томным:

Вот тут-то и оказалось что мои спутники не взяли ни лебёдку, ни бензопилу, ни резиновые сапоги, хотя обещали. Хорошо что у меня всегда с собой есть лопата и топор. Попытка копать под рамой Треккера ни к чему не привела. Удивительно так-же что рамный (!) кузов Треккера перекосило и дверь задка перестала закрываться, а этот "внедорожник" всего-то сел на раму.

Я тем временем пошел разведать дорогу, всё равно лопата у нас была только одна. Оказалось что мы застряли в сотне метров от заброшенной деревни. Я прошел ещё немного вперёд, дорога была рискованной. На обратном пути я залез в деревню и отломал пару гнилых досок. Хорошо что зомби здесь тихие. А друзья тем всё пытались выкапать Треккер. Мои доски немного помогли и мы снарядили вторую экспедицию за пиломатериалами. Только поддомкрачивая Треккер и подкладывая доски под колёса мы смогли освободить машину из грязевого плена.

Тем временем стемнело, стал актуальным вопрос что делать дальше? Ночевать в палатках прямо здесь и утром прорываться дальше или возвращаться в Солигалич. Против первого варианта возражал Углук, он ещё не оправился после болезни, да и ставить палатки в снегу не хотелось. А возврат в Солигалич был рискован тем что мы не узнали есть-ли в местной гостинице свободные номера. В итоге решили ехать обратно.

За руль Треккера сел Алексей, он более опытный водитель, да конфигурация лужи была нам теперь хорошо известна. В обратную сторону опасную лужу мы проехали удачно. Мы вернулись в Вонышево, водители в Треккере снова поменялись местами и мы и поехали в Солигалич.

Но как оказалось на этом наши приключения не закончились. Дорога была очень скользкой. Я не ожидал что первый снег, сразу ляжет ровным слоем и смёрзнется. Дорога была покрыта укатанным "снегольдом", а мы были на летней, внедорожной резине. Я ехал очень осторожно, не зря я весь год тренировался тормозить двигателем. Друзья на Треккер были в таких-же условиях, но их машина заднеприводная. Треккер начало заносить, Оля инстинктивно нажала на тормоз, а этого категорически нельзя делать на скользкой дороге... В итоге друзья съехали в кювет:

Началась спасательная операция. Я вышел из машины и поразился насколько скользкой была дорога. Коварный "снеголёд" укатался и смёрзся так что было опасно не то что-бы ездить, ходить было скользко! Даже когда я разворачивался на минимальной скорости, машина не останавливалась сразу, а ползла, ползла, ползла...

Мы достали трос и попытались вытащить Треккер. Разумеется с первого раза это не получилось. "Гудричи" беспомощно скользили по льду. В итоге было несколько попыток, нам пришлось спилить деревце на которое наваливался Треккер. В итоге мы пришли к правильному решению -- мы немного повернули машину и вытянули её под углом к склону.

Победа!

Потери были минимальны. На Треккере всего лишь треснул пластиковый бампер, что впрочем неудивительно.

Обратно в Солигалич мы ехали очень осторожно.

Нам ничего не оставалось как расположиться в гостинице. Свободные номера были, но мы были в гостинице не одни. Гостиница Солигалича оказалась ещё хуже чем в Чухломе, хотя "койко-место" стоило дороже 402 рубля. В общем туалете мне не захотелось даже умываться. В раковине окурки, в унитазе фекалии не спускаются... Утром у всех было желание как можно быстрее уехать отсюда. Но прежде мы решили найти старинный деревянный железнодорожный вокзал. Но нашли лишь Известковый комбинат и его подъездные пути. Старое здание вокзала не сохранилось.

Увы, тайник "Соль Галицкая" (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3385) так и остался невзятым. Мы разделились, пока экипаж Треккера искал офис МТС я безуспешно пытался найти "Дом с колоннами №26 по бывшей Горошной улице". Не удалось.

А друзей тем временем оштрафовали. Оказалось что они мало того что остановились под знаком "остановка запещена", так ещё встали на остановке автобуса. На их беду мимо проезжал главный милиционер Солигалича и сделал им замечание "В нашей деревне тут не паркуются". Приветливый милиционер рангом пониже выписал им самый маленький штраф, он
чуть-ли не извинялся, но раз замечание сделал главный начальник, то отреагировать надо. Увы, милиционер тоже не знал где была Горошная улица, зато рассказал что известковый комбинат закрывают и население Солигалича массово занялось воровством. Поэтому ночью ходят усиленные наряды милиции, но смена всего одна и днём милиции в городе почти нет.

С шуткой "Нас даже милиция наказала за остановку в Солигаличе" мы поехали назад в сторону Галича. Замкнуть кольцо и уехать из Солигалича другой дорогой не получилось.

Дорога на Буй и Любим

Той-же трассой мы почти доехали до Галича и свернули на дорогу в сторону города Буя.

Широкое, но обледенелое шоссе было совершенно пустынно. В какой-то момент, с пригорка нам открылся вид на северный берег Галичского озера:

Где-то мы проехали поворот на Березовец до которого так и не смогли добраться вчера. Но когда до Буя оставалось 10-12 км хорошая дорога неожиданно закончилась. Вот так, прямо в поле шоссе закончилось и начался невероятно разбитый грейдер по которому с большим трудом ползали машины местных жителей. Бездорожья как такового там не было, но колдобины и ямы были чудовищны. И это окрестности города Буй! В одной из деревень мы посадили женщину и подвезли её до города. Она показала нам дорогу к центру города и очень жаловалась на дорогу. Удивительно, 40 или 50 км от Галича отличного шоссе через леса и поля, а там где начинаются деревни дороги нет.

В городе Буй местные жители показали нам небольшое представление. Вначале с визгом и пробуксовкой рядом с нами припарковалась тонированная "в хлам" и всячески тюнингованная десятка. Но когда этот джигит решил уехать, он так-же с визгом шин вырулил со стоянки и врезался в жигули водитель которых его пропускал!

Город Буй ничем особенным нам не запомнился. Мы сходили в ресторан и погуляли по местному парку разбитому на стрелке рек Вёксы и Костромы.

Из Буя мы отправились в город Любим, расположенный уже в Ярославской области. Широкие и пустые галичские дороги закончились, в Любим вела обычная российская двухполоска. Но машин было мало. Мы так-же заметили что снега в окрестностях лежит гораздо меньше, видимо мы попали в центр циклона.

Любим произвёл на нас тягостное впечатление -- унылые советские здания тянулись ровными рядами от окраины до центра. Мы осмотрели место старинного городища, теперь там парк. "Брать" тайник "Малые города России. Любим." (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3137) не было никакого желания, настолько унылым и депрессивным показался нам город. Конечно наше мнение не объективно, мы были пресыщены впечатлениями и устали. Возможно если приехать в этот город со свежими силами впечатление будет совсем другим.

На лужайке рядом с парком сооружена деревянная скульптурная композиция:

Здесь той настоящей зимы которая радовала нас в Костромской области уже не было.

Мы посовещались и решили что ночевать в Любиме смысла нет, а посетить другие города мы уже не успеваем. Мы собрались и поехали в Москву. Дорога была хотя и тяжелой, но прошла без происшествий. Ехать в темноте по узкой и бестолковой "ярославке" очень трудно. Дважды мы заблудились в самом Ярославле, в кромешной тьме пропустили поворот на объезд Переславля-Залесского. Дорога была грязной поэтому приходилось постоянно протирать фары, хотя это помогало ненадолго. Но тем не менее по дороге к Москве ничего не случилось и около полуночи я был уже дома.

В общей сложность мы намотали на одометр 1370 км, из которых 610 по местным дорогам Костромской области, остальное путь по федеральной трассе туда и обратно.

Выводы

Помимо культурных впечатлений, в этой поездке меня удивило несколько вещей:

Я не ожидал что первый снег может сразу лечь на дороги и слежаться. В Москве мы привыкли что снег падает, тает, вначале идёт крупа. А тут в субботу пошел снег, а в воскресенье уже зима.

Приятно удивили шины BF Goodrich All Terrain. Я их считал летними (на самом деле они формально внесезонные M+S), а при первом-же снеге и заморозке нужно одевать шипованные зимние шины. Не так страшен оказался чёрт как его малюют, на "гудричах" можно ездить в такую "промежуточную" погоду, хотя более осторожно.

Разочаровала Suzuki Vitara. Я был лучшего мнения о внедорожных возможностях этого автомобиля. Нива оказалась на высоте и на бездорожье, и на скользкой дороге. Я готов прощать этой машине небольшие поломки и мелкие недостатки. Я в очередной рау убедился в преимуществах постоянного (!) полного привода.

Все фотографии путешествия расположены в альбоме:

Фотографии наложенные на карту:

Просмотреть Тропами Ивана Сусанина на карте большего размера

Полный детальный трек путешествия:

1 коммент.:

Unknown комментирует...

спасибо за отчёт! с удовольствием пичитал ( и посмотрел).
может летом повторю ваш маршрут )на счёт тайника, что не стали брать зимой- зря. тайник существует уже год и за это время его посетили всего то 2 команды )))