8 сентября 2009 г.

Плавание по Сестре

Последние тёплые деньки уходящего лета, а точнее 5-6 сентября я решил посветить катанию на лодке. К сожалению полноценного водномоторного сезона в этом году не получилось. Вначале мне пришлось плавать с большими ограничениями что-бы провести обкатку нового двигателя. Поплавать в нормальном режиме я за всё лето так и не собрался. Скорее всего это первое плавание без ограничений в этом году окажется последним, уже осень на дворе.

Итак, в субботу 5 сентября мы впятером выдвинулись на мою дачу. Я вёз с собой новый гребной винт, так называемый "грузовой". В прошлый раз лодка с шестью пассажирами на борту на глиссирование не вышла. Тогда я решил заменить штатный винт на грузовой и посмотреть что из этого получится.

Долгие сборы

Пока мы встречались, ехали, пили чай, меняли винт и грузили лодку в машину время незаметно подошло к обеду. Увы, выбора места катания уже не оставалось -- ехать на Дубну или Волгу было некогда, пришлось ограничится небольшой рекой Сестрой которая протекает недалеко от дачи.

При спуске на воду выяснилось 2 неприятных обстоятельства: во-первых мы остались без фотоаппаратов. Сергей и Таня не переписали старые фотографии и флешка их фотоаппарата была полностью занята. Я-же вообще ухитрился забыть карту памяти дома! К счастью в моём фотоаппарате есть внутренняя память на которую можно снять 40 фотографий в небольшом разрешении.

А во-вторых при сборах я забыл якорь! Без якоря можно было-бы плавать, но вместе с ним лежал страховочный трос мотора. Пришлось звонить отцу и просить его привезти нам забытые вещи. Но нет худа без добра, благодаря этому обстоятельству мы получили фотографии со стороны. Спасибо, папа!

Отец жаловался что лодка плыла так быстро, что он не успевал навести видоискатель и сделать снимок :)

Вниз по течению

Вначале мы поплыли вниз по течению от места спуска. Я хотел показать друзьям затоны и заливы в нижнем течении Сестры и уникальное место где река проходит под каналом им. Москвы.

Мотор с новым винтом играючи выводил лодку в режим глиссирования! Разница с моими прошлыми плаваниями была огромной. Даже когда мы плавали впятером лодка выходила на глиссирование не сразу, а некоторое время двигалась в переходном режиме. Сейчас стоило только повернуть ручку "газа" как лодка с ощутимым ускорением буквально вскакивала "на волну" и переходила на глиссирование за несколько секунд. Разумеется я сразу-же попытался установить рекорд скорости, на прямом участке мы разогнались до 40 км/ч. Неплохо для медленного грузового винта!

До конца реки мы буквально долетели за 20 минут. Когда-то на вёслах я проходил этот путь за 3 или 4 часа. Мы подплыли к "концу реки", но спутники и местные рыбаки быстро пресекли мою попытку проплыть под каналом -- слишком низко нависал грязный потолок. Увы, сфотографировать это сооружение я не удосужился, приходится воспользоваться заимствованной фотографий:

Мы развернулись и двинулись в обратный пути.
— Смотрите, цапля! — неожиданно закричал кто-то из моих спутников.
Действительно, в тупиковой протоке стояла настоящая цапля. Мы развернулись и поехали обратно, цапля пока ещё стояла. Но пока мы доставали фотоаппарат и пытались подплыть поближе цапля удетела. Цапля была здесь:

На обратном пути мы решили перекусить взятыми из дома бутербродами. На середине реки остаться не получилось, течение и ветер отнесли лодку в заболоченый затон. Про якорь я даже не вспомнил! Ещё через 20 минут мы вернулись к машинам и двинулись вверх по течению.

Вечер перестал быть томным

На этот раз я поставил своей целью показать друзьям остатки разрушенной элекростанции на Сестре. Всё равно дальше проплыть нельзя. Но на этом пути нас ждали приключения.

При движении вверх по течению река стремительно мелела и зарастала водорослями. Мне пришлось уменьшить скорость и аккуратно пробираться мимо водяных зарослей. В деревне Липино мы миновали подвесной мост. После того как мы проплыли небольшой приток ручей Крутец река сузилась.

Интересное место мы проплыли у деревни Слободка. В наших краях граница Московской и Тверской областей проходит как раз по реке, а сама деревня Слободка находится на тверском берегу Сестры. Видимо подъезд в деревню неудобный или плохой, поэтому часто можно видеть большое скопление машин на Московском берегу где проходит дорога. В саму деревню жители добираются по пешеходному подвесному мосту.

После Слободки река стала совсем узкой. Пару раз лодку что-то тормозило — мы цепляли дейдвудом мотора за песчаное дно. Здесь было совсем мелко — было видно песчаное дно. Это было поредупреждение которому я не придал должного внимания и продолжил движение, хотя медленно и аккуратно. У деревни Исаково заросли водорослей перегородили почти всю реку, а течение стало очень быстрым. Я решил проплыть по узкой прогалине между водорослями, жители деревни с ухмылкой наблюдали за моими действиями... Раздался страшный треск и мотор заглох -- мы наехали на каменистую отмель! Эх, была-бы она хотя-бы песчаной. Новый винт покрылся глубокими зазубринами, хорошо что наша скорость
была минимальной. Вечер переставал быть томным!

Преодолеть мель на вёслах тоже не получалось, течение было быстрым, а водоросли мешали грести. Пришлось мне вылезти из лодки и тянуть её руками. Глубина в этом месте была едва-ли не по-колено. Вот дачникам веселье было. Я совершенно не ожидал что река Сестра так быстро станет мелкой и узкой. Раньше я был уверен что вплоть до плотины река достаточно глубокая для прохода лодки.

Миновав отмель я уже не рисковал включать мотор обычным образом, а перевёл его в так называемый режим "мелкой воды" когда винт расположен у самой поверхности. По хорошему это нужно было делать перед отмелью. Вот так, бултыхаясь и поднимая кучу брызг мы двинулись дальше. Но даже эти меры не избавили нас от приключений. Два раза мы наматывали водоросли на винт, а один раз намотали браконьерскую сеть. На моё счастье сеть была старой и гнилой, а у нас с собой был нож. Вот так мы и доплыли до развалин электростанции.

Уже перед порогом кто-то заметил громадный плавник. Это оказались ласты любителя подводной охоты. Я даже сфотографировал его издалека, но приближаться не стал.

Поскольку течение было быстрым, обратный путь до отмели мы проделали на на вёслах. Саму отмель преодолели не очень удачно -- один камень всё-таки прочертил по дну. Впрочем повреждений обшивки лодки он не нанёс, осталась лишь еда заметная царапина.

Когда мы подплыли к подвесному мосту у деревни Слободка, мои спутники захотели высадиться на берег и осмотреть мост.

До места спуска на воду мы добрались без приключений. Уже вечерело, мы собрали лодку и вернулись на дачу. Нас ждал шашлык и отдых после приключений. На следующий день мы с отцом аккуратно обработали напильником повреждения винта, он даже не погнулся.

На это раз мне удалось засечь расход топлива. В общей сложности мы проехали около 40 км и потратили 15 литров бензина. Вот что значит движение в режиме глиссирования. В прошлый раз, когда на глиссирование так и не вышли мы потратили 25 литров бензина на 50 км пути.

Все фотографии плавания (а их совсем немного) лежат в альбоме по ссылке: