31 августа 2009 г.

Шуйские тракты

В последние выходные лета, 29-30 августа 2009 года Алекс организовал поездку-вылазку в Ивановскую область. По первоначальному замыслу это должен был быть "европоход", то есть пешеходный маршрут с ночлегом и питанием в гостинице. Таким образом нести на себе палатку, спальный мешок, каны и посуду не требовалось. Кроме собственно походной части была запланирована и культурная программа — беглый осмотр Дунилова, Шуи и Иваново.

Начало пути

В общей сложности нас набралось 6 человек, кроме меня и Алекса с нами поехали Таня с Алексем, Лора и Пулон. В отличие от большинства одно и двухдневных походов нам пришлось добираться до места вначале на поезде дальнего следования, а потом на автобусе. Мы выехали в ночь с пятницы на субботу, поезд отправлялся в 0:20, а уже около 7 часов утра нужно было вставать и выходить в Иваново. Там мы сели в пригородный автобус и поехали до поворота на село Колбацкое. Окружающий пейзаж тонул в тумане, было очень красиво.

В самом селе Колбацком мы осмотрели разрушенную церковь, нам даже удалось залезть на колокольню и прогуляться по краю крыши:

В этот поход я взял с собой кустик салата из супермаркета. Что-бы не помять его, мне пришлось повесить пакет на "внешней подвеске" рюкзака, что вызвало шутки "В лес со своей травой пошел". Однако позже, шутники постоянно просили у меня "листик на бутерброд". Но вот помыть салат я забыл, поэтому в деревнях я искал колодец что-бы сделать это. Увы, первая-же попытка оказалось забавной — в ведре старого "журавля" мы увидели дохлую лягушку и огромного червяка. Мыть салат в такой воде желания не было. Пришлось искать более-менее вменяемый колодец.

По живописным грунтовым дорогам, а позже по шоссе наш путь лежал к селу Дунилово — "Суздалю в миниатюре"

Суздаль в миниатюре

Ещё на подходе к селу открывалась шикарная панорама из цепочки храмов. Туман тем временем рассеялся, но насладиться видом мешали провода.

Село Дунилово заслужило славу "Суздаля в Миниатюре", ему посвящен тайник (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1512). Мы не стали изобретать велосипед и отправились осматривать храмы Дунилова в порядке рекомендованным автором тайника.

Но вначале в местном магазине мы увидели весьма забавное объявление:

Почём яблочки в супермаркетах Москвы?

Этот храм расположен не в самом Дунилово, а в соседнем селе Горицы:

Из села Горицы в Дунилово ведёт мост через реку Тезу. С моста открываются красивые виды:

Итак мы в Дунилово. Вначале нас встречает небольшая кирпичная церковь, это Крестовоздвиженский храм:

От неё мы идём к одному храму, который привлёк наше внимание ещё на подходе к селу. И тут мы видим... как-бы это сказать, если не бутафорию, то показуху. Тщательно отреставрирована только верхняя часть храма, та что видна издалека. Нижняя часть храма являет собой типичную разруху. Как это по-русски, отремонтировать только фасад! Потёмкинская деревня да и только.

Преображенский храм действующий, расположен на территории кладбища. Видимо используется по прямому назначению. Но нас удивили мальтийские кресты которыми украшены стены храма. Знатоки православия, поясните что это?

Тайник явно задумывался автором как автомобильный. Храмы расположены на некотором удалении друг от друга, и что-бы посетить все точки было необходимо ходить туда и обратно. Мы возвращаемся к Крестовоздвиженскому храму и идём к Благовещенскому собору расположеному на территории женского монастыря. Вход в монастырь закрыт шлагбаумом и охраняется собаками.

По пути встречаем множество деревенских кошек:

Итак, все точки собраны, можно вычислить координаты закладки. Тут-то становится окончательно ясно что тайник чисто автомобильный. Закладка расположена на противоположном берегу Тезы, фактически на обратном пути из села. Мы решили разделиться. Я, Алекс и Лора пошли за закладкой, а Таня, Алексей и Пулон остались около монастыря — Алексей решил искупаться в Тезе.

Закладку мы успешно "взяли", Алексей искупался, мы встретились на мосту через Тезу и пошли обратно через всё село к началу Аракчеевского тракта.

Аракчеевский тракт

Подробно об Аракчеевском тракте можно прочитать в описании тайника Васильевское, древнее село на Аракчеевском тракте (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4098). Аракчеевский тракт — это остатки знаменитой Аракчеевской бульварной дороги, кратчайшего пути из Санкт-Петербурга в Сибирь. В настоящее время дорога заросла и лишь насыпи с дренажными канавами напоминают о прошлом.

Вот так выглядело начало пути:

Главная особенность этой части нашего маршрута была в том что проход по насыпи древней дороги — единственная возможность миновать болота и топи. Сбиться с пути никак нельзя!

"Я встретил девушку на краю болота..." (Лора, прости!)

Местами сама насыпь подтоплена, бобры постарались. Приходилось форсировать лужи и грязь:

Тем не менее, большую часть пути древняя дорога вполне проходима, в некоторых местах можно было найти остатки старой брусчатки:

Где-то в середине пути произошло небольшое происшествие. На полевой дороге вблизи деревни Орлиха Лора подвернула ногу. Прикрытая травой ямка была настолько коварна что ещё двух человека там едва не постигла та-же участь. Мы как смогли оказали Лоре первую помощь. Я поделился с Лорой банкой энергетического напитка. Многие не верят в их действенность, но мы имели возможность убедиться воочию как Лора с ушибленной ногой рванула так, что за ней Алекс едва поспевал! Всего-то одну банку энергетика выпила. Забегая вперёд, скажу что ничего страшного с Лорой не случилось, всё зажило.

Рядом с самой деревней Орлиха нам путь преградила магистральная канава, форсировать водную преграду вброд не входило в наши планы. Но чутьё Алекса не подвело — он нашел тропинку которая привела нас к бобровой плотине по котрой мы перебрались на другой берег.

Забавно что на карте 1970 года вот эта дорога обозначена как грейдерная...

Грейдера там не было никогда! Местами нам приходилось идти по узкой тропинке в крапиве высотой в рост человека. Жаль я сфотографировать это не удосужился.

Интересно вот ещё что. Особенно это заметно ближе к Васильевскому. Дорога состоит из двух насыпей, разделённых дренажной канавой и ещё двух канав по бокам. Можно представить какой это был "автобан" в то время, ещё-бы, дорога с разделёнными полосами движения!

К 6 часам вечера мы вышли к селу Васильевское. Увы, времени брать тайник уже не оставалось, вскоре должен был пройти единственный автобус. Да и сил уже не было, мы прошли за день 35 км!

Гостеприимная Шуя

В Шую мы приехали около 7 часов вечера.

Однако город был практически пуст. Даже местный "Арбат" поражал своей пустынностью, все магазины были закрыты.

Через какие-то промзоны и ветхие дома мы шли к гостинице "Золотой Лев". Алекс утверждал что это единственная приличная гостиница в городе. Две оставшиеся по его словам представляли собой жуткий пережиток Совка.

Как ни странно, но во многих городах российской глубинки более-менее приличные гостиницы расположены на отшибе. Гостиницы в центре города или невообразимо пафосные и дорогие или жутко советские.

Гостиница "Золотой Лев" расположена во дворе вот такого дома:

Алекс вначале пошутил что это и есть гостиница :) Сама гостиница оказалась более современной, даже с небольшой альпийской горкой которая в кадр не попала.

Увы нам не повезло, в ресторане гостиницы в тот день проходила свадьба, это повлияло на общее качество сервиса. Несмотря ни на что персонал гостиницы был приветливым и отзывчивым. Кроме свадьбы произошел ещё один казус. В номерах гостиницы установлены водонагревательные котлы, горячая вода не зависит от прихотей городских коммунальных служб. Жаль только в двух из трёх наших номеров эти котлы были выключены. Мы-то надеялись сразу-же залезть в горячий душ!

К чести персонала гостиницы они быстро и гибко разрешили недоразумение. Лора и Пулон потребовали заменить номер, что было тотчас сделано, я до такого не догадался, потому что портье с извинениями предложила нам бесплатную баню в качестве компенсации за неудобства. Как говорит Юлия Латынина, систему характеризует не ошибка, а реакция на ошибку. В итоге я принял душ в номере друзей, а Таня с Алексом воспользовались предложенной сауной.

Ужин мы заказали в номер, в ресторане было слишком шумно. После ужина мы завалились спать как сурки, ещё-бы — беспокойная ночь в поезде, потом прошли пешком почти 40 км.

Отряд не заметил потери бойца

На следующий день мы продолжили путь вчетвером. Лора, сославшись на травму решила не рисковать и осталась в гостинице. Таня, хотя и встала вместе с нами в 7 часов утра, долго размышляла и тоже решила не идти. К сожалению девушки разминулись и путешествовали самостоятельно. Они гуляли по Шуе, а затем съездили в знаменитый город Палех, откуда привезли сувениры.

Монастырь в селе Сергеево

Немного поредевший отряд продолжил путь. Для начала нужно было сесть на проходящий автобус из Иваново что-бы доехать до села Колобово. Увы, логистичий план Алекса дал сбой, мы этого автобуса так и дождались. Видимо он проезжал мимо автовокзала Шуи. Нам пришлось изменить план поездки и ехать в село Сергеево на пригородном автобусе.

Храмовому комплексу в селе Сергеево частично посвящен тайник Деревянные шлюзы Тезы (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3166). Храм действительно впечатляет:

В монастыре мы встретили очень доброжелательного пожилого священослужителя. Он был очень рад гостям-туристам, рассказал историю монастыря, пригласил прогуляться по территории.

Однако я больше вдохновился красивыми видами на Тезу, открывающимися от монастырской ограды:

Вдоль берега Тезы мы пошли к шлюзу №1

Впрочем сам шлюз мы не надеялись увидеть — там идут строительные работы, старинный деревянный шлюз заменяется на бетонный. "Посторонним вход запрещён". Бросив последний взгляд на храм в Сергеево мы пошли вдоль берега Тезы к шлюзу №2.

Вдоль Тезы туда и обратно

Наша конечная цель была посетить так называемые "Русалочьи озёра" вблизи дервени Векино и через усадьбу совхоза Центральный выйти на шоссе. Однако эту задачу выполнить было совсем не просто. Проход через шлюз был закрыт и нам предстояло дойти до следующего шлюза, попробовать перебраться на другой берег там и вернуться обратно.

Путь вдоль Тезы был живописен:

В селе Польки мы встретили лежащую поперёк дороги собаку

Когда мы проходили мимо собака приподняла голову и сопроводила нас презрительным взглядом "Ходят тут всякие".
— Надо-же как обленилась, подумали мы.
Пока мы ждали отставшую Пулон, вышла хозяйка собаки.
— Думаете сдохла? спросила она.
— Да нет, наверное совсем обленилась.
— Это Буян, он только что с охоты вернулся. Пояснила хозяйка. — Хотите фокус покажу? Буян, кошка!
При этих словах Буян встрепенулся, но вместо обещанной кошки увидел только Пулон:

— Совсем не похоже, наверное подумал Буян.

Вскоре мы дошли до второго шлюза где нас встретила грозная табличка:

Но мы не испугались и подошли к домику охраны. Охранник проводил нас до мостков, но фотографировать запретил. Хотя он утверждал что шлюз действующий и исправный, это не так. Водный путь к шлюзу перегорожен насыпью.

Вот такими милыми полевыми дорожками мы прошли мимо деревни Артёмово, миновали деревню Себерна и пришли в Векино.

В самом Векино есть две достопримечательности.
Во-первых небольшая часовня и очень глубокий колодец. Мы оставновились набрать воды, таких глубоких колодцев я ещё не встречал — дно мы еле-еле увидели. Рядом с колодцем расположена часовня:

А во-вторых очень красиво оформленый двор одного из жителей.

Пушка и плетень:

Имитация аистиного гнезда напротив

Идол с трубкой:

Вскоре мы пришли к Русалочьим озёрам:

Увы, до второго озера мы не дошли, Алекс торопил нас на проходящий автобус.

Домой!

Обратный путь был непростым. Как нам не повезло утром с автобусом в Сергеево, так и не повезло на обратном пути. На этот раз автобус был, но он даже не остановился потому что все места были заняты. Да и не автобус это был, а обычная Газель. Пришлось вызывать такси. В отличие от Московской области, в Ивановской такси дорогое. За путь в 13 км с нас взяли 200 рублей.

Из такси мы практически сразу пересели в автобус до Иваново и доехали без приключений. В самом Иваново мы встретили отколовшихся утром девушек и пошли ужинать в кафе. Когда мы вышли из кафе уже вечерело, но до нашего поезда оставалось ещё 3 часа. Мы пошли гулять по вечернему Иваново. Увы, город не впечатлил — плоский и невыразительный. Знаменитых невест мы в Иваново не нашли, зато их женихов характерной "пацанской" наружности видели достаточно.

Увы, наше пребывание в Иваново было омрачено одним неприятным событием. Мы уже собирались сесть на автобус и поехать на вокзал когда Таня и Алексей нашли на главной улице города, проспекте Ленина небольшую коробку заклеенную скотчем. Из коробки доносился характерный писк — в ней была целая россыпь котят. Одинадцать (!) маленьких пушистых кошачьих комочков были запихнуты в маленькую коробку как консервную банку и брошены погибать.

Мы отнесли котят в ближайший двор и выпустили их в большую открытую коробку. По крайней мере когда котята выберутся из коробки они не попадут сразу на проезжую часть. Из пластиковых бутылок мы сделали 2 мисочки и налили в одну из них сливки, а в другую воду. Что мы ещё могли сделать?

Жаль что впечатления от поездки были подпорчены. Мы сели в поезд и завалились спать. В 4 часа утра проводница разбудила весь вагон, дескать скоро санитарная зона Москвы. В 5:30 мы приехали на Ярославский вокзал — впереди был нелёгкий рабочий день.

Карта путешествия с фотографиями:

Просмотреть Шуя 2009 на карте большего размера

Все мои фотографии путешествия можно посмотреть в альбоме

Фотографии Алекса лежат здесь:

Трек первого дня: http://www.gpslib.ru/tracks/info/6833/Kolbatskoe-Vasilevo.html или http://www.gpsies.com/map.do?fileId=hvrfdpykjepoewoy

Трек второго дня: http://www.gpslib.ru/tracks/info/6834/Sergeevo-TSentralniy.html или http://www.gpsies.com/map.do?fileId=bitcmkgmoavthrtj

2 коммент.:

Гулявин Олег комментирует...

Спасибо за интересный рассказ о Аракчеевком тракте. Увы,но о нём почти ничего не издано,да и забыли у нас в области.

Алексей комментирует...

Спасибо большое я сам из деревни векино очень здорово