15 июня 2008 г.

Поход Узуново-Мордвес. 80 км за 2 дня и маленький хвостик. (Jun. 15th, 2008)

Вот и состоялся давно запланированный 3х-дневный полуспортивный поход в Тульскую область. По плану мы должны пройти 110-120 км за 3 дня по холмам, полям, оврагам и берегам реки Осётр. Увы, в последний день мне пришлось сойти с дистанции. Таким образом мой личный километраж составил 90 км. Зато удалось "взять" красивейший тайник Щучий городок на Осетре — уголок горного Крыма в средней полосе.

Вот фотографии похода:
Поход Узуново-Мордвес

Вот карта

Тайник "Щучий городок на Осетре"
Реальный и проектный треки похода

Холмы, гроза и Щучий городок

Алекс давно вынашивал планы этого похода, в числе прочего нам хотелось проверить на практике облегчённую продуктовую раскладку. Но как обычно бывает состав участников начал меняться в последний момент. В итоге нас набралось 7 человек — 5 человек "по раскладке": сам Алекс, я, опытный турист Андрей и мои друзья Лена с Мишей и ещё двое на условиях автономности: Сергей и Владимир. Мы выехали 12 июня с Павелецкого вокзала электричкой на Узуново. Электричка ехала 3 часа в течении которых Андрей рассказывал про свои путешестаия в Гималаи и показывал фотографии. Время пролетело незаметно.

Узуново встретило нас ясной солнечной погодой и жарой. Я даже начинал немного жалеть что пошел в тяжелых треккингах, а не кроссовках. Мы шли по открытой, но относительно безлюдной холмистой местности. Мы много фотографировали, пересекали небольшие ручьи и овраги.

Однако небо начинало хмурится — выпаренная солнцем влага добралась до холодных слоёв атмосферы и начинала собираться в грозовые тучи. Небо хмурилось, но у нас ещё оставалась надежда что гроза пройдёт стороной. Наши надежды не оправдались — "и разверзлись хляби небесные", мы попали в настоящую бурю. Дождь лил как из ведра, пошел град, дул сильный ветер. Впрочем летние ливни короткие, буря вскоре закончилась.

Мы двинулись дальше, но тут выяснилось одно неприятное для меня обстоятельство. Меня подвели гамаши (фонарики) Salewa которые я взял с собой. "Не гонялся-бы ты поп за дешевизною", что я ещё хотел от гамашей за 280 рублей? Молния не застёгивалась, пассатижей что-бы поджать замок ни у кого не оказалось, а подручными средствами починить молнию не удалось. Эта промашака в дальнейшем привела к печальным последствиям, лишний раз подтвердив прицип что в походе мелочей не бывает. Наш дальнейший путь пролегал по выскокой мокрой траве, размокшим глинистым дорогам и глубоким оврагам. Однако Миша и Лена начали отставать, причину мы выяснили позже.

Так к 17 часам мы достигли "Щучего городка", одометр на GPS показывал что мы прошагали 25 км. Здесь, на берегу реки Осётр на поверхность выходят скальные породы, есть заброшенные каменоломни. Краеведы утверждают что тут было древнее городище, а геокэшеры неподалёку устроили тайник. Мы расположились на привал. Поздновато конечно, но рядом был родник, а местность очень красивой. Пока мы кипятили воду на горелках, Миша и Лена осознали свою ошибку. Когда начался дождь они переобулись в неопреновые "кораловые" туфли и продолжили путь в них. Увы, водолазная обувь совершенно не предназначена для длительных переходов. Когда они переобулись обратно было уже поздно — Лена стёрла ноги так что продолжать путь не могла. Ребята отдали нам свою часть раскладки и остались ночевать у Щучьего городка. Не обошлось без курьёзов, при делёжке раскладки мы забыли забрать у них чай :)

Когда я немного отдохнул, я решил найти тайник. Эх, раньше надо было читать описание! Хотя в паспорте тайника указаны координаты скальных выходов, сам контейнер спрятан в километре от этого места! Задерживать группу и бежать к тайнику было нельзя. Я смирился с мыслью что тайник окажется невзятым и успокаивал себя тем что будет замечательный повод вернуться. Однако мне повезло, наш дальнейший путь пролегал совсем рядом с местом закладки. Я успешно "взял" тайник".

Мы тем временем продолжили путь, впереди по плану было ещё 15-20 км. Но отставать начал уже я. В новых ботинках у меня начали побаливать ноги, но самым неприятным сюрпризом стало появление натёртостей на ягодицах и промежностях. Я как мог оказывал себе первую помощь смазывая потёртости бальзамом "Скорая помощь" (аналог "Спасателя") и вазелином. Однако помогало это ненадолго. Так превозмогая боль и усталость мне пришлось пройти ещё 20 км, пока мы начали искать место стоянки. Мы вышли к очередной излучине Осетра. Но тут выяснилось что Андрей категорически против использования воды из реки, даже кипячёной! Сказывался его опыт путешествия по Азии, там действительно реки превращены в сточные канавы. Спорить мы не стали, хотя к тому времени уже смеркалось. Мы пошли искать ручьи. Ручьям Андрей доверял больше. Нам не повезло, мы миновали несколько оврагов, но они все оказались пересохшими. В итоге было решено идти к известному месту стоянки рядом с родником. Мы шли в полной темноте по заросшим полям и глинистой дороге. Мои ботинки промокли окончательно.

Немного о треккинговых палках. Не вызывает сомнения что в горный поход нужно брать треккинговые палоки. Но зачем они в обычном равнинном? Теоретически палки будут лишь мешать — руки обычно заняты фотоаппаратом, приёмником GPS и т.п. Но как показал опыт этого похожа в равинном походе палки не нужны первые 25 км :) После 25 км о них задумываешься, после 30 их уже хочется, а после 40 руки просто сами сжимают воображаемые рукоятки палок. Теперь я твёрдо решил купить палки и нормальные гамаши.

UPD: О машинах. Пока ходили, я видел на местных грунтовых дорогах много Нив и ШНив. Похоже это основные машины в этой местности. Однажды мимо нас лихо проехала девчонка лет 30-ти на тёмно-сиреневой ШНивые с небольшим прицепом. На прицепе лежали какие-то доски. Пару раз нам встретились иноджипы — Mitsubisi Pajero и старенький KIA Sportage. Но вот УАЗ-Патриоты не встретились ни разу. К чему-бы это? Народ конечно сер, но мудр. Видимо ШНива реально опитмальная машина для личного использования в условиях грунтовых дорог, Патриот слишком большой.

Так, где-то в половине первого ночи мы вышли к роднику - "святому источнику" и разбили лагерь неподалёку. За первый день мы прошли 45 км. Хорошо что мы взяли горелки! Приготовление ужина заняло совсем немного времени. Я с ужасом представляю себе традицилонных туристов с их неприменным костром и котелком.

Жизнь это боль

Несмотря на насыщенный день я спал плохо, долго не мог заснусть, а утром Алекс нас поднял в 8:15. Во второй день нам предстояло пройти порядка 40 км. Но и тут наш небольшой отряд постигла утрата. Сергей тоже натёр мозоли на ногах, мужественно дошел до места стоянки, но дальше решил не ходить. Я осмотрел свои ноги, нашел несколько небольших мозолей и заклеил их лейкопластырем. Боль в ногах предыдущего дня я отнёс насчёт слишком жесткой подошвы своих ботинок и решил что за ночь ноги отдохнут.

Ночью несколько раз шел дождь, а утро было пасмурным и хмурым, иногда начинался небольшой дождь. Я позвонил родителям на дачу, у них, на севере Московской области с самого утра было солнечно и жарко. А уже на юге от Москвы ясная погода натупила около 11 часов. "Фронт на юг уходит" — решили мы и не ошиблись. Уже после трёх часов дня небо проясниось и светило яркое Солнце.

В процессе обсуждения я поделился своей бедой с натёртостями. И вот тут-то оказалось, что не только я сталкиваюсь с подобным! "Яйца натёр? — спросил меня Владимир — нечего стесняться, у всех так бывает!" Это проблема всех ходоков, натираются ягодицы от трения друг о друга и промежность около мошонки. Видимо это наша расплата за прямохождение (интересно, у женщин есть такая проблема?). Настоящие туристы не носят трусов или носят очень просторные, типа "семейных", никаких "боксёров". Но даже это не помогает, хотя несколько облегчает ситуацию. Как-же бороться с этой деликатной проблемой? Андрей подсказал выход и весь ставшийся поход снабжал меня чудо-снадобьем. Все эти "Спасатели" и "Вазелины" не помогают, а лишь усугубляют положение. Поэтому мне в первый день становилось всё хуже и хуже. Нужно продизенфицировать и задубить кожу. Для этого можно воспользоваться любым спиртосодержащим препаратом, хоть одеколоном. Но лучше всего взять современый дезинфицирующий гель, например "Sanitelle". После обработки потёртостей первые 15 минут не то что щипет, дерёт! Теперь я понимяю смысл высказывания "с наскибидаренной задницей" :) Вот почему не стоит удивляться, увидя в лесу орущего мужчину с приспущенными штанами :) Дерёт, так дерёт! Но потом хорошо... Так, благодаря опыту Андрня я решил одну проблему и продолжил путь. Кстати, эти спиртовые гели так-же можно использовать при вытаскивании клещей — незаменимая вещь в походной аптечке!

Так, решив проблему натёртостей и решив что вторая — боль в ногах прошла при отдыхе я продолжил путь. Нас было уже четверо. Впрочем я опять начал отставать. Вопреки моим ожиданиям ноги не прошли, а продолжали болеть. Более внимательный осмотр показал что виновата не жесткая подошва и усталось, а множество новых мозолей которые возникли вокруг уже заклеенных мест. Я как мог подклеивал новые мозоли, но легче не становилось. Вот чем обернулись дерьмовые гамаши — мозоли в таких количествах возникают только на мокрых ногах. Хорошо что я надел треккинговые носки, в обычных х/б я натёр-бы ноги в через 10 минут (как это случилось у Лены и Миши). Треккинговые носки хотя и не полная панацея, но позволяют пройти в мокрых ботинках значительно дольше. В моём случае их всё-таки не хватило.

Мне приходилось часто останавливаться что-бы передохнуть или приклеить очередную полоску пластыря. Каждый шаг был для меня болью. Именно поэтому во второй день я мало фотографировал, не до того было. Я как завороженный смотрел на указатель GPS показывающий сколько осталось метров до запланированного привала или стоянки. Это был день преодоления себя! Мы прошли до стоянки около 38 км и встали лагерем в 23:30 — лучше чем в предыдущий раз. Подъём был назначен на 5:15 утра. В эту ночь я спал как сурок.

Робот Вертер

Утром третьего дня похода я осмотрел свои ноги и понял что мне придётся сходить с дистанции. Увы, 120 км за 3 дня на этот раз одолеть не удалось. Наши пути разошлись, я оставил остатки группы и походкой робота Вертера направился в посёлок Мордвес, в 10 км от последнего лагеря. Таким образом мой личный километраж составил 90км. На дороге я постоянно голосовал с просьбой подвести, но никто не остановился. Я переобулся в лёгкую обувь, сняв тяжелые и мокрые треккинги и доковылял до железнодорожной станции. Железнодорожная дорога здесь неэлекрифицирована, вместо привычных нам электричек 4 раза в день (!) проходит дизель-поезд. Я успел придти за час и спокойно провёл врнемя в здании вокзала. Комфортабельный, почти европейский, дизель-поезд довёз меня до станции Ожерелье. Чем интересен дизель-поеезд? В нём было 4 вагона, причём в тамбур с дверьми один — посередине вагона, сидения несимметричные — вдоль одной стороны 2 сидения в ряд, вдоль другой 3. У окон небольшие столики с подстаканниками. В вагоне был действующий туалет. Вот уж не ожидал такое увидеть в тульской глуши!

От Ожерелья я без проблем добрался до дома.

Вцелом походом я очень доволен. Хотя мне пришлось сойти с дистанции (а по словам друзей последний день был насыщенным буреломами и бродами) и пришлось терпеть изрядную боль, я приобрёл бесценный опыт и посетил чудесное место. Неудачи случаются, это нормально. Не всегда удайтся достигнуть намеменной цели, но всегда нужно стремиться к новой!

Краткие выводы:
Треккинговые палки нужны даже в равнинном походе, а гамаши нужно покупать нормальные!
Что делать и как лечить мозоли непонятно. Беречь ноги от промокания нереально, что-нибудь да случиться.
Купить и всегда брать с собой гель Sanitelle или аналогичный.

Фотографии похода, наложенные на карту: